ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: Битва за Англию (05.01). Наступление немцев началось
Продолжение второго этапа битвы (с 12 по 23 августа 1940 г.)
На 15 АВГУСТА германские синоптики предсказали плохую погоду с низкой плотной облачностью, и Геринг решил не проводить в тот день боевых полетов, а заняться разбором предыдущих боев. Для этого рейхсмаршал вызвал всех высших командиров в свой дворец Каринхол в районе Берлина. Однако к полудню облачность рассеялась, ветер почти стих, и небо стало ясным. И оставшийся замещать командира ударного 2-го Флигеркорпуса генерала Лорцера начальник его штаба оберст Дикман по своей инициативе отдал приказ на начало боевых вылетов. Вступление в бой 2-го Флигеркорпуса привело в движение другие авиачасти Германии; в результате в воздухе разыгралась битва намного более интенсивная, чем в любой другой день операции.
В этот день впервые подверглись атаке объекты северо-западного побережья Англии. Этот налет совершили самолеты 5-го Люфтфлотта, базировавшегося на Норвегию и Данию. Бомбардировщики шли без истребительного прикрытия (дальность полета BF.109 не позволяла сопроводить эти группы). Но командование Люфтваффе это не беспокоило: оно считало, что англичане из-за высоких потерь уже перебросили свои северные истребительные эскадрильи на юг. Однако сотня немецких самолетов, вылетевших на Англию из Норвегии, была перехвачена поднятыми по тревоге с РЛС тремя эскадрильями «Харрикейнов», базировавшихся на Йоркшир и Шотландию. Налет был отражен ценой потери всего одного истребителя; у немцев же погибли 11 самолетов. Тем не менее, пока британцы отражали налет со стороны Норвегии, к их аэродрому в Йоркшире смогла подобраться группа бомбардировщиков, взлетевшая из Дании. Этим немцам удалось разбомбить аэродром береговых бомбардировщиков «Уитли», но на обратном пути и эта группа была перехвачена британцами, сбившими 7 немецких бомбардировщиков.
Неудачный налет 5-го Люфтфлота показал, что немцы недооценили как производственные силы британской промышленности, так и эффективность английских ремонтных бригад, восстанавливавших даже избитые до состояния списания самолеты... Но самая грубая ошибка в расчетах немецкого штаба относилась к проблеме пополнения летного состава - немцы считали, что «выбили» большинство опытных пилотов английской истребительной авиации и британцы просто не успеют подготовить новых летчиков. Однако Королевские ВВС пошли в этом вопросе нестандартным путем - они начали переводить в истребители... опытных пилотов бездействовавшей бомбардировочной авиации!
На Юге в тот день британская оборона оказалась менее эффективной. Одновременные удары немцев сразу в нескольких местах путали работу операторов английских радиолокационных станций. Британские истребители, высылаемые на перехват, не успевали отразить удар в одном месте, как немецкие самолеты появлялись в другом. К счастью для англичан, 2-й и 3-й Люфтфлотты не скоординировали свои действия, и потому не воспользовались перенапряжением английской истребительной авиации. В воздухе разыгрывались ожесточенные схватки, шедшие с переменным успехом.
В тот день крайне не повезло эскадрилье бомбардировщиков 4/LG-1. Она замыкала строй своего полка II/LG-1, шедшего на Танджмер, и потому практически все атаки британцев, обычно заходивших на противника «с хвоста», сосредоточились в основном на данной девятке бомбардировщиков. Именно это позволило остальным Юнкерсам прорваться к английским аэродромам и разбомбить их, но вот 4-я эскадрилья оказалась практически полностью уничтожена. В течение нескольких минут были сбиты 8 Ju.88; в воздухе оставался только самолет командира эскадрильи обер-лейтенанта Иоахима Хелбига, которому было уже не до выполнения задания. Сбросив бомбы над побережьем Англии куда попало, он развернул свой Юнкерс в сторону Франции и полетел назад. Все дорогу над Ла-Маншем Хелбиг невероятными для тяжелого бомбардировщика крутыми маневрами уклонялся от атак преследующих «Спитфайров», буквально в последний момент уворачиваясь от их пулеметных трасс (при этом бортстрелок Хелбига умудрился еще и сбить один «Спит»). В результате умелых действий летчика единственный уцелевший самолет 4-й эскадрильи все же добрался до своей базы, и даже без фатально тяжелых повреждений (Хелбиг летал на этой машине вплоть до весны 1944, пока его Юнкерс-«ветеран» не был уничтожен бомбой во время налета американцев на аэродром).
Уже после завершения рейда 3-го Люфтфлотта над юго-восточными районами Англии появились 100 самолетов 2-го Люфтфлотта. Если бы действия германских воздушных флотов были скоординированы, и этот налет был бы проведен одновременно с налетом 3-го Люфтфлотта, тогда у англичан просто не хватило бы сил для отражения обеих атак. Но непреднамеренное опоздание самолетов 2-го Люфтфлотта дало британцам возможность бросить часть своих истребителей навстречу новому врагу. В результате и этот налет не принес немцам решительных успехов.
Всего за 15 августа германская авиация произвела 1.786 вылетов, из которых 1.266 совершили истребители, и только 520 - бомбардировщики: к этому дню стала очевидной нехватка истребителей сопровождения, и почти половина имевшихся у немцев бомбардировщиков осталась в бездействии на земле, так как их некому было сопровождать. Всего за день немцы потеряли 79 самолетов. Из-за таких потерь летчики Люфтваффе день 15 августа стали называть «Черным четвергом»... Однако и британцам, совершившим в тот день 899 самолето-вылетов, «Черный четверг» дался нелегко: 34 истребителя погибло в воздухе и 16 на земле. Люфтваффе нанесли огромный ущерб английским аэродромам; однако в основном были поражены объекты, не связанные с обеспечением действий истребительной авиации. Вечером Геринг отдал приказ прекратить бомбежку британских станций РЛС, так как это не приносило никакой пользы. Кроме того, он распорядился ввиду огромных потерь иметь в составе каждого экипажа бомбардировщиков не более одного офицера, а пикировщики Ju.87 сопровождать не менее чем тремя истребителями каждый...
16 АВГУСТА немцы продолжили давление на англичан. Так как по подсчетам командования Люфтваффе британцы за предыдущий день потеряли около 100 самолетов, и теперь имеют не более 300 истребителей, Геринг решил нанести противнику новый мощный удар. В налетах этого дня германские бомбардировщики практически полностью разгромили авиаремонтную базу в Брайз-Нортоне и аэродром Танджмер на котором сгорели все имевшиеся у британцев еще в небольшом количестве ночные истребители, оснащенные бортовыми локаторами. Из-за этого шансы англичан на успешную борьбу с ночными налетами немцев на некоторое время «свелись к нулю». Но в схватке над Ла-Маншем Люфтваффе потеряли еще одного своего ветерана Испанской войны – британцами был сбит командир полка II/JG-26 Карл Эббингхаузен (ас с 10 победами на счету). Однако и англичане в тот день так же лишились своего аса: в бою погиб канадец Джозеф Ларихелир из 213-й эскадрильи (имел 6 воздушных побед).
Всего же за 16 августа Люфтваффе провели 1.720 боевых самолето-вылетов (400 - бомбардировщиками и 1.320 - истребителями), потеряв 45 самолетов. Ущерб британцам был нанесен значительный; тем не менее, истребительная авиация RAF так и не была подавлена.
17 АВГУСТА стояла нелетная погода, вылетов не было. Немцы подводили итоги, по которым получалось, что англичане потеряли уничтоженными 11 аэродромов (на самом деле полностью был уничтожен только один аэродром). Однако незнание реального положения дел окрыляло Геринга надеждой, что до разгрома врага остается приложить совсем немного усилий…
Поэтому, как только погода на следующий день улучшилась, немецкие самолеты вновь поднялись в воздух. 18 АВГУСТА германские бомбардировщики бомбили Кенли и Биггин-Хилл. При отражении атаки на Кенли стрелками бомбардировщиков был сбит «Харрикейн» одного из лучших на тот момент английских летчиков - Стэнли Коннорса из 111-й эскадрильи (12 личных и 1 групповая победы). В этом же бою над Кенли совершил необычный поступок штурман немецкого бомбардировщика Do-17Z из 9/KG.76 Вильгельм-Фридрих Иллг. В его шедший на бреющем полете бомбардировщик попал зенитный снаряд; пилот самолета был убит. Находившийся впереди пилотского места штурман Иллг успел среагировать на гибель летчика. Когда «Дорнье» находился всего в 10 метрах от земли, штурман ухватился за штурвал и отжал его от себя – на убитого пилота, заставив самолет набрать высоту; в то же время он другой рукой дернул рычаг сброса бомб, облегчив машину. Затем, заняв место пилота, штурман Иллг довел поврежденный самолет до своего аэродрома в Сен-Омере и умудрился совершить успешную посадку, хотя и не был пилотом!
В этот же день 90 Ju.87 из StG-77 при попытке атаковать аэродром близ Портсмута были перехвачены тремя британскими эскадрильями, устроившими настоящее избиение «Штук». Буквально за несколько минут англичане уничтожили 16 Ju.87, среди которых оказался и самолет командира полка. Остальные пикировщики беспорядочно скинули бомбы и бросились врассыпную. Британцы продолжили преследование, к которому подключились и двухместные истребители Болтон Пол «Дифайнт». В результате этой атаки на базы не вернулись 30 Ju.87, еще 6 «Штук» разбились при посадке. Из вернувшихся летчиков и стрелков 20 оказались ранеными. Многие самолеты были так изрешечены, что подлежали только списанию. Англичане в той знаменитой схватке потеряли только одного пилота из 601-й эскадрильи. Этот разгром (погибла треть из отправившихся в вылет самолетов!) послужил основанием для приказа Геринга прекратить использование «Штук» в налетах на территорию Великобритании; пикировщики переключились на борьбу с британскими конвоями в Ла-Манше.
В тот же день в «собачьей свалке» над Устьем Темзы командир эскадрильи 7/JG-51 Вальтер Оезау добился своей 20-й победы во 2-й мировой войне (5 во Франции и 15 – в Битве за Англию; кроме того, еще 8 побед он одержал в Испании в 1938 г). За такой высокий результат Оезау был награжден Рыцарским крестом. Но в том же бою немцы потеряли другого своего кавалера Рыцарского креста – «Харрикейнами» был сбит известный германский ас, ветеран войны в Испании гауптман Хорст Титцен (27 воздушных побед). Увенчал же список немецких потерь этого дня сбитый над Ла-Маншем двухмоторный истребитель Bf.110 из 2/ZG-76, которым управлял обер-лейтенант Герберт Камински (3 победы). Камински сумел «приводнить» изрешеченный «двухмоторник», и перебраться вместе со стрелком-радистом в надувную шлюпку прежде, чем машина затонула. Но потом летчиков «мотало» по волнам четверо суток; причем их постепенно вынесло из пролива в открытое море. Лишь случайно на уже совершенно отчаявшихся «мореплавателей» натолкнулся немецкий тральщик. Это четырехсуточное плавание стало своеобразным «рекордом» - больше никто из сбитых над Ла-Маншем за все время Битвы за Англию немецких и английских летчиков не продержался на воде так долго…
Всего 18 августа у немцев не вернулись на базы 69 самолетов (половина из них – бомбардировщики). Из-за больших потерь в тыл на переформирование был отведен истребительный полк II/JG-52, участвовавший в боях всего неделю (с 12 августа); за эти дни погибла почти половина его состава! Англичанам день 18 августа тоже дался нелегко: они потеряли 39 истребителей и 29 самолетов других типов, разбитых на аэродромах. Среди списанных машин оказался и истребитель «Спитфайр», который в этот день поставил «рекорд» краткости пребывания техники на передовой. Этот «Спитфайр» был пригнан с завода в 602-ю эскадрилью для замещения потерь; но он пробыл на аэродроме меньше часа. После осмотра техники еще даже не успели нанести на машину литеры эскадрильного кода, как в момент подписания акта приемки этот самолет взлетел по тревоге на перехват немцев. Практически едва поднявшись в воздух, он тут же вступил в бой с появившимися над аэродромом Мессершмиттами, и в ожесточенной «собачьей свалке» был буквально превращен в сито. Израненный пилот еле посадил «Спитфайр» на аэродром, после чего только что полученный истребитель был списан, как не подлежащий восстановлению. От момента подписания акта приемки до посадки смертельно изрешеченной машины прошло всего 15 минут…
19 АВГУСТА над Англией почти на неделю установилась сплошная облачность, фактически не позволявшая авиации вести боевые действия. За 5 дней немцы в моменты кратких прояснений совершили всего несколько малочисленных вылетов, но крупных столкновений в эти дни не было.
ИТОГ 2-го ПЕРИОДА БИТВЫ ЗА АНГЛИЮ был для немцев неутешительным: операция «Адлер» провалилась, Британию не удалось «выбомбить из войны» в обещанные Герингом фюреру сроки. Соответственно, откладывались и сроки выполнения операции «Морской лев» - высадка войск на побережье Англии оставалась под вопросом. За полторы недели 2-го этапа Битвы за Англию Люфтваффе потеряли 167 бомбардировщиков (в том числе 40 пикировщиков). Командиры бомбардировочных соединений стали требовать усиления истребительного сопровождения, но сделать это было невозможно: ведь Ягдваффе (истребительные части) как оружие обороны находились в германской авиации на положении нелюбимого пасынка, и потому были крайне малочисленны. Основное внимание и средства немецкое командование уделяло наступательной – бомбардировочной авиации. Единственным выходом в создавшемся положении было только увеличение количества боевых вылетов в день для летчиков-истребителей, но дополнительная нагрузка быстро выматывала и без того усталых людей.
Британская авиация за тот же период потеряла в боях 175 истребителей. Еще 65 самолетов получили тяжелые повреждения и 20 самолетов погибли на аэродромах. Но, не смотря на это, нехватки в истребителях в Королевских ВВС пока не ощущали: не подавленная немцами авиапромышленность быстро восполняла потери. Гораздо хуже обстояло дело с летным составом: во втором этапе битвы у англичан выбыли из строя 94 летчика убитыми и 60 – раненными. Заменить этих людей было очень непросто…
НАЧАЛО: Хроника Битвы за Англию (01). Перед битвой
ПРОДОЛЖЕНИЕ: Хроника Битвы за Англию (06.01). «Критические дни»
Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.