ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: Битва за Англию (04). Немцы ведут «разведку боем»
Второй этап битвы (с 12 по 23 августа 1940 г)
13 августа немцы начали мощное воздушное наступление на Англию по плану «Адлер» («Орел»), и поэтому день начала операции вошел в историю под названием «День Орла». Целью операции было: парализовать действия британской авиации, всей системы ПВО и завоевать полное господство в воздухе. На этом этапе массированным ударам с воздуха подвергались крупные аэродромы, порты, радиолокационные установки. Однако накануне «Дня Орла» спохватившиеся немцы решили посвятить один день (12 августа) нанесению ударов по станциям РЛС для «ослепления» противника. Геринг, настроенный крайне оптимистично после успехов Люфтваффе в первом периоде битвы, заявил: при хорошей погоде германская авиация добьется господства в воздухе за четыре дня!
Британская радиоразведка накануне проведения операции поработала отлично. При прослушивании переговоров немецких самолетов метеорологической разведки со своими наземными станциями, (те передавали состояние погоды именно в зонах планируемых ударов), англичане полностью разобрались в основных направлениях будущих атак. А при фиксации работы радиостанций готовившихся к вылетам самолетов Люфтваффе (каждая машина проверяла надежность своей станции с выходом в эфир), британцы выяснили численность атакующих сил противника. Подтверждение же начала наступления и направления главных ударов германской авиации дали британские радиолокационные станции: ведь зона видимости самых мощных из них распространялась даже на побережье Франции, захватывая значительную часть аэродромов Люфтваффе. Все это позволило англичанам организовать достойный отпор. В результате немцам так и не удалось «ослепить» врага; однако в воздушных боях англичане понесли огромные потери. Тем не менее, для германских летчиков неприятной неожиданностью стало то, что Королевские ВВС даже после этих потерь (благодаря быстрому пополнению новыми машинами и летчиками) оказались значительно многочисленнее, чем доносила немецкая разведка.
В ночь на 12 АВГУСТА англичане попытались нанести по противнику упреждающий удар: пятерка бомбардировщиков Хэндли Пейдж «Хэмпден» из 49-й эскадрильи Дальнего Бомбардировочного Командования совершила налет на сооружения канала Дортмунд-Эмс. Целью налета было разрушение плотины, что привело бы к затоплению большой территории Нидерландов, на которой был расположен целый ряд немецких аэродромов. Но на подходе к объекту британцев встретила настоящая стена зенитного огня. Два «Хэмпдена» были сбиты, а остальные три получили повреждения. Два изрешеченных бомбардировщика повернули назад, но пилот третьего, избитого не меньше, продолжил выполнение задачи. Его пилот флайт-лейтенант Родерик Лиройд, несмотря на мощный зенитный огонь, снизился до высоты 50 метров, и точно отбомбился по цели (правда, его бомбы лишь повредили дамбу, не разрушив ее полностью). Вырвавшись из зоны зенитного огня, Лиройд с трудом дотянул избитую машину до Англии. За проявленное мужество лейтенант Лиройд был награжден высшей наградой Великобритании - Крестом Виктории.
Утром 12 АВГУСТА германские самолеты провели точечные бомбометания по английским радиолокационным станциям и, несмотря на попытки британских истребителей отразить налет, вывели из строя три станции РЛС. В результате в системе радиолокационного наблюдения англичан образовалась 160-километровая «прореха», сквозь которую германские авиасоединения устремились в атаку на аэродромы Лимпни и Хокинг, беспрепятственно разгромив ангары, склады горючего и другие сооружения обоих аэродромов.
Около полудня 100 бомбардировщиков под прикрытием 150 истребителей подвергли атаке военно-морскую базу Портсмута и стоявшие там британские боевые корабли (особенно линкор «Куин Элизабет»). Тем временем еще одна группа Ju.88 уничтожила бомбами радиолокационную станцию Вентнор на острове Уайт. Однако при отходе эта группа была настигнута двумя эскадрильями «Спитфайров»; в результате их стремительной атаки погибло 10 Юнкерсов, а так же Мессершмитт руководившего их прикрытием командира III/JG-53 гауптмана Харро Хардера. Это был один из самых опытных немецких «экспертов», имевший на личном счету 23 победы (11 из которых были им одержаны еще во время гражданской войны в Испании).
В это время группа Мессершмиттов-110 проштурмовала прибрежный аэродром Мэнстон, от которого на дозаправку только что ушли истребители британского прикрытия. Их 150 бомб и пушечно-пулеметный огонь уничтожили мастерские, ангары, и находившиеся на поле двухмоторные ночные истребители «Бленхейм». Этот налет произвел такое впечатление на спрятавшийся в укрытиях личный состав базы что, несмотря на приказы и уговоры офицеров, летчики и технический персонал несколько дней не выходили из бомбоубежищ...
Для немцев этот день стал днем явного триумфа Люфтваффе - они были убеждены, что полностью готовы к всеобщему наступлению. Однако утро следующего дня принесло германской радиоразведке неприятный сюрприз: за ночь большинство разбомбленных РЛС были англичанами приведены в рабочее состояние (кроме полностью разрушенной Вентнорской станции) - радары Англии вновь были готовы к бою...
ОПЕРАЦИЯ «АДЛЕР» (13-23 августа 1940 г.)
Этот день вошел в историю как «День Орла» - немцы начали операцию «Адлер». Воздушная операция по замыслам германского командования должна была полностью подавить сопротивление Великобритании и обеспечить начало общевойсковой операции «Морской Лев» – высадке Вермахта на побережье Англии. Однако план «Адлер» с самого начала имел ряд недочетов. Постановка Герингом слишком многих задач и целей неизбежно должна была вызвать (и вызвала) распыление сил Люфтваффе. Уничтожение транспортных судов, торговых гаваней и портов, баз всех родов авиации, заводов, производящих самолеты, вооружение и комплектующие части, бомбежка всех боевых кораблей королевского военно-морского флота от Дувра до Скапа-Флоу (при отсутствии бронебойных бомб!) - среди этого множества целей Геринг не определил приоритетных. Но полное подавление разом всего военного и экономического потенциала Великобритании было непосильной задачей для Люфтваффе. Эта непродуманность усугублялась так же зачастую неверным определением самих целей. Например, массированным ударам подвергались заводы, производящие бомбардировщики, которые в те дни не играли практически никакой роли. А ведь им доставались бомбы, которые могли бы буквально стереть с лица земли именно истребительное производство и обеспечить Люфтваффе господство в воздухе. К тому же почти никакого внимания Геринг не уделил всего двум всемирно известным заводам фирмы «Роллс-Ройс», выпускавшим моторы «Мерлин», которые стояли на всех английских истребителях. Рейхсмаршал совершенно не подумал о том, что уничтожение только этих двух объектов полностью парализовало бы производство и «Харрикейнов», и «Спитфайров» даже без бомбежек авиастроительных заводов! Еще одним важным упущением германского командования было то, что на штабных картах немцев не указывалось, какие аэродромы Англии используются истребителями, а какие - другими родами авиации. Соответственно, рассеивавшие свои действия по всей сети британских аэродромов Люфтваффе не смогли сразу же нанести смертельный удар британским истребителям и с ходу захватить господство в воздухе.
Сам «День Орла» начался целой серией невероятнейших ошибок германского штаба. Уже на рассвете 13 АВГУСТА выяснилось, что начинать атаку придется в условиях низкой облачности, дымки и мороси. И Геринг лично отдал приказ отложить операцию; но этот сигнал отбоя по халатности штабистов получили далеко не все соединения, и часть немецких сил отправилась в бой, в то время, как другие подразделения остались на аэродромах. В результате некоторые группы истребителей бесполезно разыскивали в облаках «подопечных» им бомберов, которые и не думали подниматься в воздух, в то время как другие бомбардировщики не получили сопровождения и, совершенно беззащитные, подверглись атакам британских истребителей. В одной из таких схваток того утра пилот 151-й эскадрильи «Блекки» Смит успешно испытал экспериментальный «Харрикейн», вооруженный двумя подкрыльевыми гондольными 20-мм авиапушками. Британцы, уже убедившиеся в том, что пулеметы их истребителей с трудом справляются с новыми модификациями немецких самолетов, защищенных бронестеклами кабин и проектированными бензобаками, решили опробовать в бою более мощную версию вооружения. Так сбитый Смитом Do.17Z из 7/KG-2 стал первым самолетом, уничтоженным британским «пушечным» истребителем. Эта быстрая и эффектная победа сыграла положительную роль в переходе британцев на пушечное вооружение истребителей, и уже в начале сентября в английские авиачасти начали поступать первые серийные «Харрикейны» и «Спитфайры», вооруженные 20-мм авиапушками…
Однако к полудню погода улучшилась, и по приказу штаба на Англию вылетели основные силы Люфтваффе. Им было приказано тщательно проштурмовать аэродромы британских истребителей. Недостатком этого плана было то, что ни один немецкий пилот понятия не имел, на каких именно аэродромах могут находиться английские истребители. В результате случайно получилось так, что ударам немцев подверглись самые разные аэродромы - кроме истребительных...
Всего за тот день Люфтваффе совершили 1.485 вылетов, а британцы - 700 вылетов. Немцы потеряли за 13 августа сбитыми 39 самолетов, 20 из которых были бомбардировщиками; из-за повреждений были списаны еще 27 истребителей. Британцы лишились в боях того дня 13 истребителей в воздухе и 47 самолетов на земле. Однако невозможность во время заоблачного боя реально увидеть и сравнить результаты своих и вражеских атак привели к тому, что немцы посчитали себя победителями в сражениях того дня.
На следующий день, 14 АВГУСТА, немцы из-за сильной облачности значительно ослабили силу своих ударов по сравнению с предыдущим днем. В налетах этого дня немцы потеряли 18 самолетов. При этом самой тяжелой потерей для Люфтваффе стала гибель бомбардировщика He.111P командира Эскадры KG-55, который во время налета на Ливерпуль сбили «Спитфайры» Джона Дандаса и Дэвида Крука из 609 FS RAF. В обломках бомбардировщика оказались похоронены командир KG-55 оберст (полковник) Алоиз Штокл, кавалер Рыцарского креста за французскую кампанию, и оберст Вальтер Франк из штаба Luftgaukommando VIII. Гибель сразу двух высших офицеров Люфтваффе явилась тяжелым ударом для германской авиации.
НАЧАЛО: Хроника Битвы за Англию (01). Перед битвой
ПРОДОЛЖЕНИЕ: Битва за Англию (05.02). Наступление продолжается
Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.