Найти в Дзене

Мои страхи перед обучением ребёнка дома и способы, как я успешно с ними справилась.

Оглавление

Я считаю себя человеком вдумчивым и осторожным, особенно если речь идёт о будущем сына. Он перешёл в средние классы. И мысль о том, что вскоре ему предстоит всё более серьёзная учёба, поселилась в моём сознании тревожной тучкой. Я была убеждена, что школа с её расписанием, звонками и оценками — единственно верный путь, помогающий ребёнку вырасти ответственным, успешным и гармоничным.

Но со временем стала замечать, что такой формат не всегда удовлетворяет потребность детей в глубоком понимании предметов, гибком графике и тесном контакте с реальной жизнью. Несколько моих знакомых решились на внешкольное обучение. Кто-то выбрал семейную форму, кто-то присоединился к онлайн-проектам или частным центрам, кто-то совмещал разные форматы, опираясь на индивидуальные предпочтения детей. Долгое время я видела в этом эксперименте массу рисков. А ещё ощущала страхи, которые, как мне теперь понятно, во многом были продиктованы незнанием. Однако интерес усиливался. Мне хотелось помочь сыну раскрыться, найти собственный темп, лучше узнать себя.

Всё серьёзнее задумываясь о переходе на внешкольное обучение, я осознала, что пугает меня сильнее всего:

1. Качество образования

Мне казалось, что без чёткого «школьного каркаса» ребёнок рискует пропустить важные темы, отстать от сверстников и в будущем не сдать экзамены. Я страшилась того, что моих знаний или организаторских способностей не хватит для обеспечения высокого уровня подготовки. Мне казалось, что только педагоги, прошедшие годы обучения в педвузах, способны правильно преподавать школьные науки. А родители некомпетентны во множестве сфер. Эти мысли буквально парализовали моё воображение. Я представляла, что сын растёт без необходимых знаний, ему сложно даются контрольные, он не понимает элементарных вещей. В то время как школьная программа уносится вперёд, оставляя его в одиночестве с пробелами.

Аттестация на семейном обучении

Однако, когда я начала глубже вникать в детали внешкольного обучения, этот страх постепенно отступил. Просто увидела, что совсем не обязательно заниматься с ребёнком исключительно своими силами. Существуют платформы, на которых педагоги читают онлайн-лекции, дают задания, следят за успеваемостью. Есть репетиторы, имеющие богатый опыт преподавания и помогающие детям по отдельным предметам. В конце концов, можно объединяться с другими родителями и нанимать на группу сразу нескольких преподавателей. Проводить часть уроков в коллективе, а часть в индивидуальном формате. Всё это даёт ощущение, что ты не одинок, и твой ребёнок получает квалифицированное сопровождение, которое подстраивается под его особенности и интересы. Мой сын с радостью подключился к онлайн-курсам по математике и биологии. И вскоре я заметила, что он увлечён учёбой больше, чем когда ходил в школу. Ведь теперь не придерживался жёсткого расписания и мог глубже погружаться в темы.

2. Социализация

Мне всегда казалось, что именно в школе, в общении со сверстниками, ребёнок учится жить в коллективе, формировать характер и строить дружеские связи. Мне рисовалась ужасная картина: сын сидит дома, изредка выходит в ближайший парк, а о настоящей дружбе узнаёт разве что по фильмам.

Но так ли это работает в реальности? Ребёнок продолжал ходить в спортивную секцию, где общался с ребятами. Мы легко влились в сообщество семейников, организующих совместные выезды, экскурсии, проекты. С одной девочкой из этой группы сын подружился особенно крепко. Вообще, внешкольное обучение не мешает общению, а иногда даже расширяет его. Даёт возможность знакомиться с ребятами разных возрастов, главное, чтобы интересы и взгляды совпадали. Дети продолжают вместе играть, спорить, обсуждать компьютерные игры, фильмы, книги — всё то, что волнует их в подростковом возрасте.

3. Собственная ответственность

Меня мучила мысль: а что, если я или другие взрослые, принимающие участие в обучении, всё делаем не так? Что, если я не смогу распланировать время сына так, чтобы он не сбился с учебного ритма? Ведь мне представлялось, что без строгой системы отметок и расписания ребёнок утратит мотивацию.

Однако дети быстро понимают, зачем учатся, особенно если им предлагают действительно интересные и посильные задачи. Я увидела, что чувство «надо» сменяется сознательным интересом. Сын начал ставить перед собой цели, искать источники, узнавать, где найти материал в интернете, как проверить себя и своё понимание. Серьёзные сомнения в своей компетентности я поборола относительно легко. Родители вовсе не обязаны превращаться в универсальных учителей, знающих все предметы от и до. Моя задача — быть надёжным организатором, поддерживать интерес, подсказывать, как правильно структурировать информацию, мотивировать на поиск и применить знания в жизни. И да, иногда приходится признавать, что чего-то не знаешь. Но ведь в этом нет ничего страшного: вместе с ребёнком можно обратиться к специалисту или к тематическому курсу и восполнить пробел.

Аттестация на семейном обучении

Разумеется, какие-то страхи уходили не сразу. Я переживала о «легализации» такого обучения. Беседовала с другими родителями, уже переведшими своих детей на семейную форму. Уточняла все юридические тонкости, чтобы понять, какие документы нужно оформить, как дети сдают промежуточные и итоговые аттестации.

Самым сложным, пожалуй, было принять, что моя родительская тревога не исчезнет в одночасье. Ведь школа в нашем сознании ассоциируется с проверенными долгим временем методами. Я боялась осуждения, ждала, что знакомые скажут: «Что за глупость? Зачем ему дома сидеть? Он отстанет от всех». И действительно, многие так и говорили. Родителю-семейнику стоит сразу обзавестись «шкурой носорога» и не реагировать на выпады малознакомых и малозначащих для него людей.

Грамотное внешкольное обучение не превращает ребёнка в затворника, неспособного к социальной жизни. Не лишает его шанса получить хорошее образование, поступить в университет, реализовать себя.

Конечно, бывают периоды, когда сын отвлекается, пытается схалтурить, но такое случается и в обычной школе. А вместо учительского осуждения и наказания он получает понимание и принятие от меня.

Ещё я поняла, насколько важно регулярное общение с ребёнком не как «учитель — ученик», а как «человек — человек». В традиционной школе часто так бывает: все устают, приходят домой и за ужином обсуждают лишь оценки и поведение. А у нас вечерами больше времени для искренних разговоров, что, несомненно, приносит невероятную эмоциональную отдачу.

Родители боятся неизвестности. Привычная система располагает к тому, чтобы вся ответственность лежала на школе. Учителя учат, ставят оценки, а мы лишь смотрим дневник и подписываемся под успехами и неудачами ребёнка. Но когда решаешься на альтернативу, ты сам становишься у руля. Это и страшно, и завораживающе. Важно осознать, что этот путь не нужно проходить в одиночку. Есть инструменты, помогающие справиться с большинством организационных и психологических барьеров. Здесь незаменима роль родительских сообществ, опытных репетиторов, семейных клубов, государственных или частных онлайн-платформ.

Автор статьи: Нина Ярочкина

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Центр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации.
Центр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации.

Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.

Читайте другие статьи автора: