Когда мы только начинали обучаться дома, среди прочих меня волновал вопрос: как убедиться, что ребёнок действительно усваивает знания? А не просто сидит перед учебником, делая вид, что читает или слушает.
В обычной школе проверка знаний воспринимается само собой разумеющемся делом: учитель ставит оценки, даёт тесты, проводит контрольные работы, задаёт домашние задания. При переходе на СО эта ответственность легла на меня. И появилось много сомнений: как проверить, усвоил ли сын новую тему, понял ли правила орфографии, разобрался ли в геометрических доказательствах, достаточно ли проговаривает грамматические конструкции на иностранном языке? Иногда мне просто хотелось поверить мальчику на слово: он говорит, что всё выучил, а я, чтобы не ссориться, киваю и говорю «молодец». Но при этом понимала, что нужна постоянная проверка знаний — не ради отметок, а для реального понимания материала.
В первые недели я старательно подбрасывала сыну упражнения из привычных учебников: давала распечатанные тесты по математике, просила писать диктанты или пересказы. Но потом заметила, что ему быстро наскучивает такой формат — слишком много ассоциаций с классическими школьными контрольными, которые всегда нервировали. Он говорил, что ему хочется более интерактивного, интересного подхода, который бы стимулировал мыслительную деятельность, но не действовал на нервы. Я стала искать способы и инструменты, чтобы проверять знания быстро, при этом качественно и с элементом игры.
К счастью, сейчас существует огромное количество онлайн-сервисов и ресурсов, позволяющих создавать тесты, загружать задания, проверять результаты автоматически или с помощью учителя. В их числе мы обратили внимание на Quizizz — мальчишку привлёк яркий игровой интерфейс. Меня же обрадовало, что в режиме учителя я могу сама настраивать тесты, добавлять вопросы, выбирать типы ответов: множественный выбор, верно/неверно, открытые вопросы. После прохождения теста сразу видны результаты, статистика, на какие вопросы ответили неверно, где допущены ошибки.
Для традиционных проверок знаний по русскому языку и математике мы часто используем сайты «Решу ЕГЭ» и «Решу ОГЭ». Там есть задания разного уровня плюс тренировочные материалы, позволяющие проверить базовый уровень знаний. Мне нравится, что после выполнения теста система выдаёт подробное объяснение, каким должно быть решение, почему этот ответ верный, а другие нет.
Ещё один замечательный инструмент, активно используемый мной, — Google Forms. Это бесплатный сервис, где можно легко создавать собственные опросы и тесты, настраивать автоматическую проверку для вопросов с несколькими вариантами ответов. А при желании добавлять открытые вопросы, ответы на которые я могу потом оценивать сама. То есть создаю тест под конкретные нужды ребёнка, вбивая примеры из учебника или вставляя отрывки из той книги, которую он читал. Получается точная проверка. Можно отражать в тесте именно интересующие нас моменты и получать мгновенный результат. А сын, в свою очередь, научился спокойно относиться к тому, что «мама снова прислала ссылку на проверку», поскольку формат Google Forms удобен, выглядит не так грозно, как классическое «сиди и пиши».
Помимо тестов и упражнений, у нас часто возникает необходимость проверить, как у ребёнка продвигаются дела с сочинениями, отзывами, изложениями и другими творческими работами по литературе и русскому языку. Ещё недавно я распечатывала тексты, исправляла их карандашом, писала свои комментарии, давала обратную связь, что занимало много времени. Но изучив возможности ИИ, поняла, что его вполне можно привлекать к проверке сочинений. И, что ещё интереснее, к обсуждению структуры текста и даже выбору аргументов. Сын пишет его на компьютере и отправляет ИИ черновик работы с просьбой оценить орфографию, пунктуацию, логику изложения. Конечно, полностью полагаться на нейросеть нельзя: иногда она упускает некоторую специфику. Особенно если речь идёт о литературном анализе русских классиков или текстах, где нужно тонкое ощущение языка. Но как быстрый инструмент для первичной проверки или обнаружения типичных грамматических ошибок — это отличное подспорье. Я всегда перечитываю итоговый текст сама, но благодаря этому сервису мы экономим время.
Ещё один нюанс — это аудирование при изучении иностранных языков. В обычной школе оно часто ограничивается прослушиванием учебных дисков или MP3, записанных носителями. А у нас появились более широкие возможности. Мы используем бесплатные онлайн-платформы, где можно слушать песни, смотреть видеофрагменты, подставлять пропущенные слова. Нашли удобный способ проверять не только аудирование, но и произношение. Сын записывает себя на диктофон, потом сравнивает свой текст с тем, как он звучит у носителя языка. И сам проверяет, что произнесено неверно или недостаточно ясно. Такой формат помогает ребёнку почувствовать ответственность за свои результаты: хочешь говорить красиво, уделяй время вслушиванию и корректировке. В конце недели мы подводим итоги: слушаем его новую запись, пытаемся оценить динамику, видим, где ещё нужно доработать.
Что касается быстрой и качественной проверки только что пройденной темы, мы чаще всего делим процесс на два шага. Сначала я задаю несколько устных вопросов, провоцирую сына на объяснение, чтобы понять, насколько глубоко усвоил материал. Если он плавает в каких-то аспектах, мы не торопимся с «официальным» тестом, а возвращаемся в теорию, перечитываем, обсуждаем. Потом я даю ему небольшое задание с той же темой, чтобы он закрепил знания уже более формальным способом, увидев конкретные результаты. Такое сочетание устной беседы и автоматического тестирования даёт хороший эффект. Мы не тратим много времени на поиск и проверку каждого ответа, а ребёнок чувствует, что его знания оцениваются с разных сторон.
Раз в месяц проверяем общие знания за этот период. Я составляю комбинацию вопросов по темам, которые сын изучал. Иногда перемешиваю их, чтобы это не было «заданием из одного параграфа», а что-то вроде мини-сводки за несколько недель, включающей математику, языки, литературу, историю. Это может выглядеть как небольшая викторина или серия логических задач. Мне важно, чтобы ребёнок видел ценность повторения: так проверяются не только фактические знания, но и умение их применять, находить взаимосвязи.
Конечно, не всё проходит без препятствий. Иногда сын спорит, убеждая меня, что его знания лучше, чем показали тесты. Я прошу его сразу же доказать это. И если ему удаётся, хвалю и проговариваю, что он был прав, а я нет. Мне кажется, споры и дебаты даже полезны: ребёнок учится аргументировать, искать доказательства, проверять и перепроверять себя. А я не трачу много времени на механическую проверку, ведь часть технических аспектов мы делегировали компьютерным алгоритмам и современным онлайн-платформам.
Автор статьи: Нина Ярочкина
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.
Читайте другие статьи автора: