Рассказ о легком танке Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.F из коллекции парка "Патриот"
Бронетанковая техника "малых" стран, чаще всего, идет в кильватере ведущих танкостроительных держав. Тем не менее, из этого правила бывают и исключения. Именно это произошло с бронетанковой техникой Чехословакии в 30-е годы прошлого столетия. Так получилось, что Чехословакия унаследовала от Австро-Венгерской империи развитую военную промышленность, умудрившись ее не растерять и даже приумножить. Самое главное, что чехословацкие производители бронетанковой техники смогли быстро перейти от попыток копирования зарубежных образцов к созданию собственных разработок. Правда, воспользовалась всем этим отнюдь не чехословацкая армия.
В коллекции парка "Патриот", основу бронетанковой экспозиции которого составляет техника из бывшего танкового музея в Кубинке. Формировалась его коллекция с 1938 года, основная масса техники первой волны была утеряна в 1941 году, а с 1943 года началось ее восполнение. Существенный объем коллекции составляют трофеи Великой Отечественной войны, среди которых есть и бронетехника чехословацкого выпуска. Одним из таких образцов является легкий танк Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.F, пик боевой карьеры данных боевых машин пришелся на первый год Второй мировой войны.
Первые попытки получить собственный танк чехословацкая армия предприняла в 20-х годах. Впрочем, сотрудничество с Йозефом Фольмером окончилось неудачей. KH-50 и его потомки получились далеко не лучшими танками. Так или иначе, но в начале 30-х годов в Чехословакии было уже три предприятия, которые занимались разработкой бронетанковой техники. Это Tatra, которая довольно быстро с танками завязала, Škoda, а также ČKD. Все три предприятия занимались темой Kolohusenka, но дальше пошли своей дорогой.
Успеху разработки чехословацкой бронетанковой техники способствовала непримиримая борьба между Škoda и ČKD. За Škoda стоял французский оружейный гигант Schneider-Creusot, тем не менее, первые успехи праздновали на ČKD. Tč vz. 33 и LT vz.34, первые серийные боевые машины чехословацкой армии, запущенные в серию, создали в Праге. В Пльзене, естественно, времени не теряли, и смогли нанести ответный удар. Их легкий танк Š-II-a в конкурентной борьбе выиграл у P-II-a, его приняли на вооружение как LT vz.35.
Бурное развитие чехословацкой бронетанковой техники происходило при довольно любопытных обстоятельствах. Во-первых, в 1934 году резко активизировались чехословацкие военные, случилось это на волне прихода в Германии к власти нацистов. Во-вторых, уже к середине 30-х годов чехословацкие производители стали всерьёз посматривать на зарубежные рынки. Связано это оказалось с тем, что MNO частенько вставляло палки в колеса, а продавать за рубеж оказывалось более выгодно. В итоге еще неизвестно, на кого Škoda и ČKD работали больше.
В случае с LT vz.38 всё начиналось как раз с экспортного танка, а именно с Praga TNH. Разработали его по заказу Персии. Он стал первым легким танком ČKD, на котором использовали новую подвеску, разработанную Алексеем Суриным, главным инженером компании по танкостроению. Опорные катки большого диаметра решали проблему движения на больших скоростях, а блокированная подвеска с продольными рессорами имела большой ход, обеспечивая плавную езду.
Между тем, запуск LT vz.35 в серию сопровождался массой проблем. Škoda сорвала сроки поставок, а дальше начались жалобы на заводской брак. 30 октября 1937 MNO составило требования на новый легкий танк, дальнейшие заказы на LT vz.35 отменили. В такой ситуации ČKD, и так выпускавшая часть LT vz.35, смогла подсидеть конкурента, быстро построив опытный образец легкого танка Praga TNH-S. 1 июля 1938 года его доработанный вариант официально приняли на вооружение как LT vz.38 (Lehký tank vz.38, легкий танк обр.1938 года).
Танк получился очень удачным. На момент создания это был едва ли не лучший легких танк в мире. Проблема заключалась в том, что время почти вышло. Спустя всего несколько месяцев случился Мюнхенский сговор, после которого судьба Чехословакии была предрешена. Оккупация Чехии 15 марта 1939 года была уже делом практически решенным. К тому моменту было сдано 10 LT vz.38, которые достались немцам. Новые хозяева ČKD быстро смекнули, что им досталось. ČKD переименовали в BMM, а LT vz.38 стал сначала L.T.M.38, а затем Pz.Kpfw.38(t).
В истории Pz.Kpfw.38(t) есть один ироничный момент. Дело в том, что в немецкой армии эти танки использовались как эрзац-легкие. Самое интересное, что полноценные средние танки у ČKD имелись, но ST vz.39 немцы не оценили. А вот с Pz.Kpfw.38(t) ситуация оказалась совсем другой. За 1939 год таких танков сдали 150 штук, они успели принять участие в Польской кампании. За 1940 год их сдали уже 370 штук, такими танками оказались укомплектованы две танковые дивизии - 7-я и 8-я. Они сыграли важную роль в разгроме англо-французских войск в мае-июне 1940 года.
Пик производства Pz.Kpfw.38(t) пришелся на 1941 год, когда сдали 698 танков. К лету 1941 года ими были укомплектованы 5 танковых дивизий - 7-я, 8-я, 12-я, 19-я и 20-я. Они также сыграли важную роль в боевых действиях лета-зимы 1941 года. Другое дело, что как эрзац-средние танки они уже не годились. В 1941 году Pz.Kpfw.38(t) понесли тяжелейшие потери, поэтому в 1942 году их сдали всего 196 штук. Ими укомплектовали 22-ю танковую дивизию, которая в ходе боев за Крым также понесла тяжелые потери. Посему эти танки прекратили выпускать в июне 1942 года.
До сравнительно недавнего времени танк, который является героем данного материала, являлся единственным сохранившимся в России Pz.Kpfw.38(t). Судьба машины покрыта туманом. Известен ее серийный номер - 793, что позволяет определить версию - Pz.Kpfw.38(t) Ausf.F. Сдан танк в июне 1941 года, где точно он служил, информации нет. На корме башни есть останки креплений. Это намекает на то, что машина из 19-й танковой дивизии: экипажи части танков смастерило некое подобие "ящиков Роммеля" на корме башни. Но сразу стоит сказать, что насчет 19-й ТД не более чем предположение.
На НИБТ Полигоне в Кубинке, в разные годы, было несколько трофейных танков данного типа. Причем бывало так, что по несколько штук одновременно. Одним из этих танков был башенный 44 из состава 20-й танковой дивизии. Это точно другой танк, на что намекают характерные детали. Так или иначе, но фотографии этого танка есть со всех сторон, поэтому при последней перекраске машины, уже в "Патриоте", решили использовать данную схему. Не скажу, что это неправильно, в конце-концов, пока точно данный танк не определили. А схема красивая.
По состоянию на конец 1945 года в Кубинке числилось 2 Pz.Kpfw.38(t), оба требовали капитального ремонта. Из них до наших дней дожил 1 танк. В начале 2000-х годов им занялась ремгруппа им. Лавриненко. Как выяснилось, танк находился в более-менее комплектном состоянии, что позволило довести дело до победного конца. Танк восстановили до ходового вида. Самое непосредственное участие в работах принял Алексей Калинин, ныне это главный специалист по "Прагам" в России, а также автор лучшей на сегодняшний день книги, посвященной данному танку.
Облик у танка, надо сказать, менялся не раз, и не два. В мае 2003 года машина ездила еще зеленой, но в ходе реконструкции на День Танкиста уже была покрашена в подобающий цвет. Кстати, в сентябре 2005 года танк нес на себе маркировки 20-й танковой дивизии. Можно сказать, судьба. В то время танки из Кубинки часто становились кинозвездами. На плечами у танка съемки в фильме "Свои", например, часто он принимал участие в реконструкциях, причем не только в Кубинке. Одним словом, судьба у машины бурная.
Чего не отнять у танков разработки ČKD, так это оригинальности внешнего вида. Pz.Kpfw.38(t), как и другие танки ČKD/BMM, узнаются с первого взгляда. Общие компоновочные решения чехи, безусловно, подсмотрели на Vickers Mk.E, но не более того. Сам танк получился совершенно иным и не в пример более удачным. При этом чехи довольно активно сотрудничали с рядом стран, получая удачные агрегаты. Например, мотор у танка шведского происхождения, Scania-Vabis. Потом шведы, кстати, выпускали этот танк у себя, именовался он Strv m/41.
Типовым для чехословацкого танкостроения решением были 4-местные танки с передним расположением трансмиссии. Но со своими нюансами. Именно 4-местным был Pz.Kpfw.38(t), а вот LT vz.38 имел экипаж из 3 человек. Командир/заряжающий в походном положении находился на месте стрелка-радиста. Когда он уходил в башню, то стопорил пулемет, из которого вел огонь механик-водитель. Для чего имелся специальный откидной целик. Немцы такие извращения не одобрили и просто сделали стрелка-радиста отдельным членом экипажа.
Хватало нелогичных решений и в башне. Например, смотровая башенка была у наводчика, который являлся отнюдь не командиром. Танк получил очень удачную пушку, которая могла пробивать более толстую броню, чем немецкая 3,7 cm KwK. Но при этом в боекомплекте отсутствовали осколочно-фугасные снаряды. Ввели их уже немцы. Танк имел хорошие приборы наблюдения, но при этом у заряжающего этих самых приборов не было совсем. Шведы на своих Strv m/41 ввели смотровой прибор на правом борту башни.
Сейчас данный танк занимает почетное место в экспозиции парка, посвященной боям лета-зимы 1941 года. Занимает он его обоснованно: "праги" сыграли важную роль в целом ряде боевых операций. Воевали эти танки и под Москвой, в том числе и на Ильинских рубежах. Потенциально данная машина всё еще на ходу, но вообще лучше, чтобы ее не гоняли просто так. Для съемок уже есть и другие "Праги", в том числе возле Главного Храма Вооруженных Сил РФ.
Другие статьи по чехословацким танкеткам и легким танкам:
Чехословацкая танкетка ČKD P-I, она же Tč vz. 33
Танкетка Praga AH-IV, первый успех ČKD на поприще экспортера бронетанковой техники
История R-1 (Praga AH-IV-R), чехословацкой танкетки, которая строилась по заказу румынской армии
Чехословацкий опытный танк Škoda ŠET (Škoda elektrické tank) с электромеханической трансмиссией
Škoda Š-I-D (T-32), единственный успех Škoda на ниве создания танкеток
История Škoda Š-II (Škoda SÚ), первого легкого танка из Пльзени, построенного в металле
История LT vz.35 (Škoda Š-IIa), самого массового чехословацкого танка межвоенного периода
Экспортные варианты Škoda Š-IIa, а также развитие конструкции чехословацкого легкого танка
Легкий экспортный танк Praga TNH, предшественник легкого танка LT vz.38
Легкий экспортный танк Praga LTL, который создавался для литовской армии, но так и не стал серийным
P-II-a и P-II-b, опытные легкие танки разработки ČKD, ставшие неудачниками армейского конкурса
История LT vz.38, самого совершенного чехословацкого танка предвоенного периода
Изучение и использование трофейных танков Pz.Kpfw.38(t) в Красной Армии
История плавающей версии Pz.Kpfw.38(t), оснащенной понтонами AP-1
Pz.Kpfw.38(t), прибывший в Главный Храм Вооруженных Сил РФ по обмену
Сборный Pz.Kpfw.38(t) для короля Иордании
Статья по Pz.Kpfw.38(t) n.A., танк-разведчик на базе Pz.Kpfw.38(t)
TNH 57/900, последний из танков семейства TNH, разработанный ČKD после войны
Чехословацкая танковая промышленность в первое послевоенное десятилетие