Найти тему
Юрий Пашолок

Электротанк по-чешски

Чехословацкий опытный танк Škoda ŠET (Škoda elektrické tank) с электромеханической трансмиссией.

Недавно у меня вышел небольшой материал, посвященный немецкой инженерной машине Borgward B IV, которая управлялась по радио. Как справедливо было замечено в комментариях, данная машина, иногда демонстрируемая как чуть ли не доказательство немецкого технического прогресса, совсем не является ноу-хау. Во-первых, в Советском Союзе телетанками занимались гораздо раньше и даже построили два батальона телетанков, которые принимали участие в Освободительном походе и советско-финской войне. По их итогу телетанки скорее вызвали разочарование, так что к началу Великой Отечественной войны работы шли достаточно вяло. Во-вторых, по данной теме очень много было сделано французами, у которых немцы, собственно говоря, много чего подрезали.

Škoda ŠET на испытаниях в Германии, конец 1941 года.
Škoda ŠET на испытаниях в Германии, конец 1941 года.

Так вот, в ходе обсуждения данной темы всплыла еще одна машина, которая явно повлияла на немецкое танкостроение. Немцев иногда называют пионерами использования электромеханических трансмиссий на танках, но в данный момент у французов начинаются приступы дикого хохота. Если кто еще не в курсе, то самый массовый танк, оснащенный электромеханической трансмиссией, выпускался во Франции, назывался Saint-Chamond, их построили 400 штук и применяли на полях сражений Первой мировой войны. Да и самоходные артиллерийские установки, выпускавшиеся во Франции, имели похожую схему. Эмиль Римайо, главный конструктор Compagnie des Forges et Acieries de la Marine et d'Homecourt (FAMH), электромеханическую трансмиссию использовал на целом ряде машин. Да и FCM 2C тоже имел электромеханическую трансмиссию. Вместе с тем, у немцев был образец для подражания поновее и поближе.

Моторно-трансмиссионное отделение Škoda ŠET. Слева и справа от мотора (оцените его габариты) видны генераторы, работавшие в паре с электромоторами.
Моторно-трансмиссионное отделение Škoda ŠET. Слева и справа от мотора (оцените его габариты) видны генераторы, работавшие в паре с электромоторами.

В марте 1939 года Чехословакия была оккупирована Германией, под немецким контролем оказались чешские промышленные предприятия. В том числе и Škoda, один из двух заводов, выпускавших танки. Не менее важно то, что к весне 1939 года у Škoda имелся немалый опыт разработки танков, как легких, так и средних. Танки эти имели достаточное количество новаторских идей, например, на LT vz.35 использовалась трёхступенчатая 12-скоростная планетарная коробка передач с пневматическими сервоприводами. На тот момент настоящий хайтек, причем первые советские "планетарки" разрабатывались как раз по итогам знакомства с LT vz.35, которое состоялось в конце 1938 года. Но на Škoda работали и над более интересной разработкой, которая в марте 1939 году досталась немцам. Речь идет об использовании на танке электромеханической трансмиссии, над этой идеей начали работать с 1937 года, причем ВНЕЗАПНО она имела французские корни. В 1938 году началась разработка опытного танка Škoda ŠET (Škoda elektrické tank, то есть электрический танк Шкода), который базировался на конструкции еще одной опытной разработки - танка-амфибии Škoda ŠOT (Škoda Obojzivilny Tank, то есть плавающий танк Шкода). Собственно говоря, от амфибии было взято шасси, выглядевшее весьма несуразно и вполне справедливо проигравшее танку-амфибии F-IV-H от ČKD (но и тот в серию не попал). ŠOT также имел электромеханическую трансмиссию, разработки французской Cotal, причем прибыли ее элементы аккурат в марте 1939 года, когда Чехословакия оказалась оккупированной.

Отделение управления Škoda ŠET.
Отделение управления Škoda ŠET.

По сравнению с ŠOT боевая масса Škoda ŠET выросла до 12 тонн. Связано это оказалось напрямую с использованием электромеханической трансмиссии. Мотор остался тот же, что и на ŠOT - 12-литровый Avia TR-12, радиальный, с воздушным охлаждением и весьма громоздкий. Максимальная мощность мотора составляла 170 лошадиных сил, в принципе, немало, но одно дело 7-тонная амфибия, а другое 12-тонный танк. Впрочем, Škoda ŠET всё равно был опытной машиной. Изюминкой была новая электромеханическая трансмиссия. Она состояла из двух генераторов, размещавшихся слева и справа от мотора. Далее мощность подавалась на два электромотора, размещавшихся в кормовой части машины. Всё это позволяло разгоняться до 40 км/ч, в принципе, для опытной машины достаточно. Надо сказать, что разработка Škoda ŠET оказалась недешевой, по этой причине она то начиналась, то затухала. В начале 1940 года работы практически прекратились, но тут интерес проявили немцы. По их заказу танк закончили, 6 октября 1941 года начались испытания, до декабря ŠET прошел почти 500 километров.

В декабре 1941 года работы по Škoda ŠET прекратили, но определенное влияние на танки Порше данная машина. безусловно, имела. А последнее упоминание по танку датировано 1946 годом.
В декабре 1941 года работы по Škoda ŠET прекратили, но определенное влияние на танки Порше данная машина. безусловно, имела. А последнее упоминание по танку датировано 1946 годом.

Казалось бы, при чем тут Порше. А на самом деле всё интересно. Если внимательно приглядеться к бронетанковым разработкам Porsche K.G., особенно ранним, можно заметить определенное сходство с разработками Škoda. Это совсем не является случайностью. Skodawerke, как завод назывался при немцах, играл в конгломерате, созданном под патронажем Порше, играл весьма важную роль. Больше того, с июля 1940 года тут работали над танком-разведчиком Panzerkampfwagen T-15. То есть уже в 1940 году активно шла работа на немцев. Одним словом, над ŠET работали как раз для нужд Танковой Комиссии. Ну а если покопаться еще глубже, начинают вылезать еще более интересные подробности. Еще в 1939 году завод включили в структуру Reichswerke Hermann Göring, мощнейшего промышленного конгломерата Третьего рейха. Его директором с 1939 по 1941 годы был Вильгельм Фосс, а в 1941 году он стал генеральным директором Skodawerke. При нем завод внедрили в структуры, связанные с СС, а в системе заводов, задействованных в танковой программе Порше, Skodawerk отводилась роль разработчика и производителя элементов ходовой части. Ну и систему "мотор воздушного охлаждения, работающий вместе с генератором и электромотором" позже можно видеть на танках Порше. Разумеется, у Porsche K.G. имелся свой, богатый опыт, да и Отто Цадник еще в 20-е годы подобными вещами занимался, но не с танками. Так что опыт Skodawerk пригодился, как и изучение французских трофеев, благо что электромеханическими трансмиссиями там продолжали заниматься и в межвоенный период.

Источники

US NARA