ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: Битва за Англию (03). Сравнение бомбардировщиков
ПЕРВЫЙ ЭТАП БИТВЫ (с 4-10 июля по 11 августа 1940 г)
Практически это подготовка к самой битве над Британией, и поэтому некоторые историки не включают ее в расчет этапов сражения. В этот период немцы наносили удары по британским прибрежным конвоям и вели воздушные бои над Дуврским проливом, стараясь парализовать английское судоходство в Ла-Манше. Геринг такими действиями рассчитывал «убить сразу двух зайцев»: лишить Великобританию продовольствия и стратегического сырья, а так же сбить над проливом как можно больше английских самолетов, прикрывающих конвои. Уничтожение английских истребителей над Ла-Маншем должно было обескровить Королевские ВВС. Эти схватки постоянно уменьшали количество британских летчиков: ведь при падении в Ла-Манш шансы на спасение у сбитых британцев были значительно ниже, чем у немцев - англичане плохо организовали службу спасения на воде. Что же касается убыли техники, то здесь Геринг надеялся, что его «воздушные зайцы» будут сбивать самолетов больше, чем их способна выпустить авиапромышленность противника.
Британские историки считают, что эта фаза началась 10 июля, так как именно с этого дня в небе Ла-Манша разгорелись ожесточенные воздушные бои, однако на самом деле первые воздушные схватки состоялись еще 4 июля. Они проходили все чаще, и со все большим накалом, а 10 июля в небе развернулось первое крупномасштабное сражение, которое и позволило части английских историков объявить этот день началом Битвы за Британию.
Но именно 4 ИЮЛЯ 1940 г. немцы предприняли первый крупный налет на Великобританию: 87 пикирующих бомбардировщиков Ju.87 в сопровождении истребителей Bf.109 атаковали военно-морскую базу в Портленде. Попытка англичан отразить нападение закончилась гибелью одного «Харрикейна» и повреждением четырех «Спитфайров» (два из них не подлежали восстановлению). Немцы в тот день потерь не имели, однако их бомбардировка не принесла особых успехов. 7, 8 и 9 ИЮЛЯ над Ла-Маншем и южным побережьем Англии вспыхивали новые воздушные бои. В основном это были схватки истребителей: немцы, несколько обескураженные неудачей налета 4 июля, старались «прощупать» оборону противника, прежде чем вновь отправлять «в неизвестность» свои бомбардировщики. А англичане старались не допустить противника до своих важных объектов. Бои проходили в соотношении «звено на звено» и «эскадрилья на эскадрилью», и сопровождались примерно равными потерями сторон.
А 10 ИЮЛЯ (в день, который частью британских историков официально признан днем начала Битвы за Англию) состоялось первое масштабное воздушное сражение. В тот день большая группа бомбардировщиков Дорнье-17Z в сопровождении 50 истребителей Bf.109 и Bf.110 атаковала британский морской конвой у Дувра. На защиту своих судов бросились истребители трех британских эскадрилий. Из-за их атак, зенитного огня с кораблей и маячивших над судами аэростатов немецким бомбардировщикам удалось потопить только одно судно; при этом немцы потеряли 2 Дорнье, и 3 истребителя. После окончания боя немцы заявили об уничтожении 6 британских истребителей; на самом деле британцы в той схватке потеряли только 1 «Харрикейн», еще 3 истребителя были тяжело повреждены. В последующих схватках того дня британцам удалось уничтожить еще 6 немецких самолетов без потерь со своей стороны. Вечером англичане попытались «нанести ответный визит»: 40 бомбардировщиков «Бленхейм» Королевских ВВС предприняли налет на немецкие авиабазы в Амьене и Сент-Омере. Но неудачно - нарвались на истребители противника, которым удалось «завалить» 6 английских бомбардировщиков...
БОИ ПОСЛЕДУЮЩИХ ДНЕЙ сопровождались довольно большими потерями с обеих сторон, которые обескровливали передовые подразделения противников. Например, уже к 16 ИЮЛЯ численность наиболее активно участвовавшего в схватках немецкого истребительного полка III/JG-51 сократилась до 15 машин (в строю осталось только 40% от штатного состава). А 19 ИЮЛЯ над Фолкестоном истребители Bf.109 того же III/JG-51 устроили настоящий разгром британским двухместным истребителям «Дифайнт» 141-й эскадрильи, сбив 6 из 9 «Дифайнтов». Седьмой был серьезно поврежден, и спасся только благодаря вынужденной посадке. От полного уничтожения 141-ю эскадрилью избавили подоспевшие к месту боя «Харрикейны», не давшие немцам сбить два еще остававшихся в строю «турельника»…
Трудными для противостоявших сторон были не только дневные, но и ночные рейды. Так, в ночь с 22 на 23 ИЮЛЯ командир немецкой бомбардировочной эскадрильи 7/KG4 гауптман Ганс-Иоахим Херрман для минирования порта Плимут подвел свою эскадрилью к цели на малой высоте, и тут крылом зацепился за внезапно возникший из темноты аэростат. В течение нескольких секунд Ju.88 тянул «колбасу» за собой, теряя высоту и скорость. Херрман уже отдал экипажу команду покинуть самолет, когда потоком воздуха аэростат все же сорвало с крыла, и летчику удалось выровнять машину буквально в нескольких метрах от крыш домов городских кварталов. Тем не менее, «употевший» Херрман продолжил выполнение задачи и сбросил свои мины над гаванью Плимута. Так чудом остался в живых будущий кавалер Рыцарского креста с Мечами и создатель тактики ночных перехватчиков под «поэтическим» названием «Дикий кабан»…
А в следующую ночь (с 23 на 24 ИЮЛЯ) британский летчик флайт-офицер Джон Брэхэм из 29-й эскадрильи умудрился на обычном дневном тяжелом истребителе «Бленхейм» Mk.IF в «слепом поиске» без радара найти в темном небе чуть более темную тень, и расстрелять вражеский бомбардировщик, утром по обломкам опознанный как Хейнкель Не.111. Это была первая победа Брэхэма, который впоследствии стал вторым по результативности ночным асом RAF (одержал 29 ночных побед).
Сам день 24 ИЮЛЯ стал печальным для обеих сторон. У англичан погиб один из их лучших на тот момент асов - Джонни Аллен (имел на счету 8 побед, одержанных над Францией). У немцев же был почти полностью обезглавлен истребительный полк III/JG-52 - были сбиты командир полка и два из трех командиров эскадрилий!
А один из самых тяжелых ударов немцы нанесли англичанам у Дувра 25 ИЮЛЯ. Там Мессершмитты смогли полностью отвлечь на себя британские истребители, прикрывавшие английский конвой SW-8 (21 судно), после чего немецкие пикировщики и торпедные катера перетопили все вражеские транспорты и большинство кораблей сопровождения. До пункта назначения добрались всего 2 основательно избитых эсминца… В результате этого разгрома британское Адмиралтейство было вынуждено вообще прекратить проводку конвоев Дуврским проливом! Германская пропаганда тут же громогласно объявила о полном закрытии Дувра немецкой авиацией. Но британское руководство стало планировать переход конвоев Дуврским проливом в темное время суток - к продолжению проводки конвоев англичан толкали и экономическая необходимость, и вопросы престижа...
27 ИЮЛЯ британцам неожиданно повезло. В тот день в Бакхолт-Фарм (графство Сассекс) совершил посадку на английском аэродроме… новейший германский бомбардировщик Ju.88А-1. Этот тип самолета лишь недавно вошел в боевой строй Люфтваффе, и его характеристики были еще совершенно неизвестны англичанам. Попавший в руки британцев самолет из 3/KG-51 летел бомбить Крю, однако в воздухе у него вышло из строя навигационное оборудование, и самолет сбился с курса. В результате Юнкерс совершил посадку на британском аэродроме, приняв его за немецкий. Так англичане получили в свои руки для испытаний первый образец новейшего вражеского бомбардировщика, причем – в боеспособном состоянии!
А 28 ИЮЛЯ британцы едва не «угробили» лучшего немецкого «эксперта», ветерана войны в Испании Вернера Мельдерса, который имел на тот день на личном счету 37 побед (23 победы во 2-й мировой войне и еще 14, одержанных в Испании). В «собачьей свалке» в районе Дувра между «Спитфайрами» 74-й эскадрильи и Мессершмиттами Bf.109 из JG-51 начинающий ас южноафриканец Адольф Малан по прозвищу «Сэйлор» («Морячок») так изрешетил самолет увешанного наградами «тевтонца», что Мельдерс был вынужден бежать с поля боя. От гибели немца спасли его товарищи, прикрывшие отступление своего ветерана. Израненный германский «эксперт» с трудом дотянул изрешеченную машину до Франции, и совершил аварийную посадку прямо на побережье, после чего был отправлен в \госпиталь. Малан же на момент схватки с Мельдерсом имел на счету всего 4 подтвержденные и 2 вероятные победы; так что победа над знаменитым немцем стала его пятым официальным успехом и сделала Малана полноценным асом. А к концу войны рейтинг южноафриканца поднимется до 27 личных и 7 групповых подтвержденных побед…
29 ИЮЛЯ над гаванью Дувра разыгрался очередной воздушный бой, весьма типичный для этого периода Битвы за Англию. В 7.20 утра британские РЛС засекли приближающуюся к Дувру большую группу немецких самолетов, после чего подняли по тревоге в воздух свои истребители. И когда 48 Ju.87 собрались пикировать на стоявшие в гавани корабли, на них набросились 23 английских «Харрикейна» и «Спитфайра». Тут же в дело вмешались 80 Мессершмиттов-109, прикрывавшие пикировщиков, и в небе образовалась массовая, плюющая во все стороны огненными трассами «карусель», в которую вскоре влезли еще две подоспевших британских эскадрильи истребителей. Английская зенитная артиллерия все время схватки молчала, опасаясь попасть в этом «месиве» в свои же самолеты… В ходе этого боя немцы потеряли 6 машин (4 Ju.87 и 2 Bf.109) и 2 были сильно повреждены; англичане лишились 7-ми истребителей, еще 2 еле смогли «дотянуть» до своих аэродромов.
Задыхавшиеся без поставок стратегического сырья и продовольствия англичане попытались в ночной темноте прорвать морскую блокаду, организованную немецкими бомбардировщиками. В ночь с 7 на 8 августа они ввели в Дуврский пролив конвой SW-9, состоявший из 24 судов. Однако британским транспортам не удалось «прошмыгнуть» незамеченными. Продвижение англичан было обнаружено немцами, и с рассветом 8 АВГУСТА конвой подвергся атаке германских торпедных катеров, потопивших 3 судна, а затем - налету пикировщиков Ju.87 из корпуса генерала Рихтгофена. Правда, атака пикировщиков не удалась: облачность на высоте всего 700 метров, буксируемые судами аэростаты заграждения, 80 английских истребителей, круживших над конвоем, а так же подход Юнкерсов к цели разрозненными группами (из-за плохой координации действий) помешали немцам прицельно отбомбиться. Тогда в полдень Рихтгофен провел второй налет. На этот раз к каравану приблизился плотный строй трех эскадр пикировщиков Ju.87; их сопровождали 30 Bf.109 и Bf.110. Обнаружив подход врага при помощи РЛС, англичане спешно подняли на перехват 30 «Спитфайров» и «Харрикейнов»; однако их тут же связали боем немецкие истребители. А в это время Ju.87 беспрепятственно отбомбились по судам конвоя, потопив за 10 минут атаки 4 судна и тяжело повредив еще 7. Уклоняясь от атак пикировщиков, британские корабли и суда разошлись в разных направлениях - конвой практически распался, что ослабило защиту судов аэростатами. После возвращения немецких самолетов на базу, их перевооружения и дозаправки, Рихтгофен отдал приказ нанести новый удар по SW-9. Около 80 истребителей Bf.109 и 82 пикировщика Ju.87 направились к острову Уайт, близ которого пытались собраться разогнанные по проливу суда конвоя. Поднятые по сигналу с РЛС, английские истребители успели в район боя вовремя, и вступили в схватку. Они «завалили» несколько «Штук», однако остальные Юнкерсы вновь успешно отбомбились, фактически полностью разгромив конвой. В районе боя стояла штормовая погода, и это увеличило потери: получившие повреждения суда тонули под ударами волн, а оказавшихся в воде британских моряков и летчиков со сбитых «Харрикейнов» никто не спасал... По завершении атаки пикировщиков на воде оставалось всего 6 судов, из которых до базы смогли добраться только 4... Потери в самолетах в тот день составили: у англичан 19 истребителей, у немцев - 31 самолет (но британские летчики заявили 60 побед).
11 АВГУСТА очередной удар по военно-морской базе в Портленде нанесли 75 бомбардировщиков Ju.88, которых прикрывали 30 Мессершмиттов-109 и 61 Мессершмитт-110. Навстречу немцам были подняты 7 британских эскадрилий. При виде приближающегося противника тяжелые «стодесятки» сразу же образовали огромный оборонительный круг. Однако этот прием самообороны себя не оправдал: «Спитфайрам» удалось разорвать их круг, и в последовавшей затем «собачьей свалке» сбить 6 Мессершмиттов-110, а еще 10 тяжело повредить. В то время, пока «стодесятки» пытались спасти самих себя, одномоторные Bf.109 изо всех сил старались отогнать британцев от немецких бомбардировщиков. Однако «Спитфайры» и «Харрикейны» вновь и вновь прорывались к Юнкерсам; лишь прибытие подкрепления «Мессеров» из JG-27 остановило британские атаки. Всего в том рейде немцы потеряли 19 самолетов (6 бомбардировщиков и 13 истребителей); но и у британцев в той схватке погибло 16 «Харрикейнов» и 1 «Спитфайр». Однако к вечеру потери англичан возросли до 32 истребителей. Это подняло цифру безвозвратных потерь британской авиации за первый период Битвы за Англию (с 4.07 по 11.08.40) до 203 истребителей. Немцы за тот же срок лишились 346 истребителей и бомбардировщиков. Но английская авиапромышленность сумела восполнить понесенные потери техники всего за одну неделю. Гораздо хуже обстояло дело с восполнением личного состава. Летчиков, имевших квалификацию истребителя, не хватало, и англичане стали восполнять их недостачу инструкторами из летных школ и даже курсантами, еще не прошедшими полного курса обучения, но спешно выпущенными раньше срока…
В ходе июльских - августовских боев немцы пришли к ошибочному мнению, что британская истребительная авиация управляется по радиотелефонам с наземных наблюдательных пунктов, зона наблюдения которых ограничена только своим районом. Из этого предположения германское командование сделало вывод, что английские истребители не способны в короткое время сосредоточиться крупными силами в определенном пункте на пути армад немецких бомбардировщиков. Такое заключение немцы сделали потому, что не имели представления о деятельности английских радиолокационных станций. Им даже в голову не пришло, что вместо примитивного руководства самолетами с наземных постов британцы могут использовать руководство действиями истребителей непосредственно со станций РЛС, которые способны передавать управление самолетами на другую станцию при выходе истребителей из их зоны действия... Это ошибочное мнение и явилось причиной последующих поражений немцев в воздушных боях «Дня Орла». Считая, что удары крупных сил германской авиации будут отражаться только истребителями местного базирования, командование Люфтваффе не приняло во внимание то обстоятельство, что работа береговых РЛС, заранее выясняющих воздушную обстановку и направление нанесения ударов, позволит командованию RAF скоординировать действия всех своих истребительных частей на самых опасных участках обороны…
НАЧАЛО: Хроника Битвы за Англию (01). Перед битвой
ПРОДОЛЖЕНИЕ: Битва за Англию (05.01). Наступление немцев началось
Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.