Найти в Дзене
ЭраАвто

Почему в одних странах ездят по левой стороне, а в других по правой: история дорожного разделения мира

Оглавление

Дороги тоже выбирают сторону

Почему в Великобритании водители сидят справа, а в соседней Франции — слева? Почему в Японии левостороннее движение, а в Южной Корее — правостороннее? Организация дорожного движения — это не просто технический вопрос, а отражение многовековых традиций, исторических случайностей и даже культурных особенностей.

Фото: Jarek Kilian / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Jarek Kilian / Shutterstock / FOTODOM

Давайте разберемся, как сложилась эта карта дорожных «ориентаций», какие причины стояли за выбором той или иной стороны и почему некоторые страны меняли свои правила.

Левостороннее или правостороннее: с чего все началось

Судьба дорожного движения начала решаться еще задолго до появления автомобилей. Во времена Древнего Рима, когда дороги заполняли конные повозки и всадники, левостороннее движение оказалось удобнее. Большинство людей правши, а значит, всадникам проще было держать оружие в правой руке, а поводья — в левой. При встрече с другим путником или врагом можно было сразу обнажить меч или копье.

Эта традиция сохранилась в средневековой Европе и в Японии, где самураи тоже держали мечи справа и ездили по левой стороне. Однако в России, где римское влияние практически не ощущалось, сложилась другая практика: правостороннее движение. Возницы предпочитали правой рукой управлять лошадьми и уводить повозку ближе к обочине.

Когда стороны стали закрепляться законодательно

Первое официальное закрепление правостороннего движения в России произошло в 1752 году по указу императрицы Елизаветы Петровны. А вот в Великобритании в 1756 году появился закон, предписывающий левостороннее движение — его связывают с традициями британского флота, где корабли расходились правыми бортами.

Во Франции решающую роль сыграли политические события. После революции 1789 года бывшие аристократы сохраняли привычку держаться левой стороны дороги, а простые граждане сознательно выбирали правую, чтобы подчеркнуть свою «демократичность». При Наполеоне правостороннее движение распространилось на всю Францию, а затем на завоеванные ею территории.

Колонии переняли привычки метрополий

В эпоху колониализма страны-колонизаторы распространили свои правила дорожного движения на подвластные территории. Так, британские колонии в Африке и Азии унаследовали левостороннюю систему, а французские, испанские и португальские — правостороннюю. Иногда это наследие сохранялось даже после обретения независимости.

Любопытные примеры «смены ориентации»

  • Португалия перешла на правостороннее движение в 1928 году, но ее бывшая колония Мозамбик сохранила левостороннюю систему из-за соседства с британскими территориями.
  • Южная Корея изменила правила в 1946 году — после японской оккупации перешла на правостороннее движение по образцу США.
  • Швеция сделала аналогичный переход в 1967 году — в день, известный как «H Day» (Dagen H), страна сменила сторону буквально за одну ночь.

Где сейчас левостороннее движение

Интерьер Toyota Camry для рынка Австралии (Фото: Toyota)
Интерьер Toyota Camry для рынка Австралии (Фото: Toyota)

На сегодняшний день 76 стран и территорий придерживаются левостороннего движения, тогда как 165 стран ездят по правой стороне. Левосторонние страны в основном сконцентрированы в:

Европе:

  • Великобритания
  • Ирландия
  • Кипр
  • Мальта
  • Острова Нормандского архипелага (Гернси, Джерси, Мэн)

Азии:

  • Индия
  • Япония
  • Таиланд
  • Индонезия
  • Пакистан
  • Шри-Ланка
  • Сингапур
  • и другие

Африке:

  • ЮАР
  • Кения
  • Танзания
  • Зимбабве
  • Ботсвана
  • Мозамбик
  • и другие

Карибском бассейне:

  • Багамы
  • Барбадос
  • Ямайка
  • Тринидад и Тобаго
  • и другие

Южной Америке:

  • Гайана
  • Суринам

Почему страны меняют сторону движения

Магистраль с левосторонним движением в Кейптауне, ЮАР (Фото: Wirestock Creators / Shutterstock / FOTODOM)
Магистраль с левосторонним движением в Кейптауне, ЮАР (Фото: Wirestock Creators / Shutterstock / FOTODOM)

Иногда смена стороны продиктована практическими соображениями:

  • Удобство торговли и транспорта с соседями (как в бывших британских колониях в Африке, окруженных странами с правосторонним движением).
  • Экономическая выгода (например, в Самоа, которая в 2009 году перешла на левостороннее движение из-за возможности закупать дешевые подержанные автомобили из Австралии и Новой Зеландии).

Иногда выбор зависит от политических факторов, как это было во Франции при Наполеоне или в Корее после Второй мировой войны.

Исключения из правил

Есть регионы, которые живут по своим уникальным правилам. Например:

  • В Гонконге и Макао до сих пор левостороннее движение, несмотря на то, что Китай в целом придерживается правостороннего.
  • На острове Окинава в Японии движение менялось дважды — после Второй мировой войны американская оккупационная администрация перевела дороги на правую сторону, а после возвращения острова Японии в 1972 году его вновь сделали левосторонним.

Итого: дорога с историей

Распределение стран по сторонам движения — это не просто географическая случайность, а наслоение культурных традиций, исторических событий и политических решений. Даже сегодня, в век глобализации, дорожные традиции остаются живыми символами истории и культуры каждой страны.

Вывод

Хотя современные водители редко задумываются, почему они едут именно по этой стороне, за их выбором стоит многовековая история — от римских легионеров до колониальных властей и революционеров. Дорога — это зеркало истории, а ее стороны — страницы этой истории.