Фильм «Авария» (1965) числится детективом, но в реальности это, пожалуй, психологическое расследование. Главный герой, бескомпромиссный обвинитель, здесь в одночасье превратился в обвиняемого. Конечно,
его возмутило, что дело, шитое белыми нитками, окружающие воспринимают всерьёз и не видят очевидного. Правда, он забыл, что ещё пару дней назад сам вёл себя так же.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
В фильмографии писателя Владимира Померанцева всего один сценарий — «Авария». В молодые годы Владимир Померанцев работал в прокуратуре, а позже использовал наблюдения и впечатления, полученные во время работы, в своей прозе. В сценарии «Авария» писатель тоже запечатлел воспоминания о прошлом, хотя никаких реальных прототипов у героев нет. Зато автор придумал необычный поворот, когда
не в меру ретивому молодому следователю Павлу Чижову прилетает своего рода бумеранг, и он в полной мере может прочувствовать, каково быть безосновательно обвинённым.
В начале истории Чижов властен и жёсток. Накануне произошла трагедия: на лесной дороге была обнаружена сбитая другой машиной легковушка, а в ней — всеми уважаемый местный врач, уже погибший. О происшествии сообщил шофёр Паначук, для смелости выпив перед этим пивка. У Чижова нет сомнений, что именно Паначук сбил машину врача, и многие доказательства и в самом деле свидетельствуют в пользу этой версии. Но Паначук виновным себя не признаёт и уверяет, что он лишь увидел последствия аварии.
Сомневается в виновности Паначука и старший коллега Чижова, прокурор Пилипенко. Но вот приходит анонимка, в которой напрямую обвиняется Паначук. Казалось бы, всё доказано. Но Пилипенко продолжает расследование, а вот у Чижова возникает личная проблема:
пожилой местный житель Иван Ермолаевич, хозяин дома, где Чижов снимает комнату, обвиняет его в соблазнении падчерицы Галины. Теперь девушка беременна,
а Чижов, жена которого заканчивает институт и вскоре планирует приехать, должен оправдываться и доказывать, что он никакого отношения к беременности Галины не имеет. Чем всё закончилось, кто был виновником аварии и что стало с Чижовым, узнайте из фильма. Отличного драматического фильма, который почему-то показывают редко.
Сценарий Владимира Померанцева попал на «Ленфильм», что так в ленте много ленинградских актёров. И снимали её ленинградские режиссёры Александр Абрамов и Наум Бирман. Для Александра Абрамова это был уже не первый фильм (кстати, посмотрите его прекраснейшую короткометражку по рассказу Чехова «Ведьма» (1959) с Аллой Ларионовой и Николаем Рыбниковым), а вот Наум Бирман был в кино дебютантом. До этого он работал режиссёром в Ленинградском театре миниатюр под руководством Аркадия Райкина, но теперь решил освоить смежную область — кинематограф.
«В сценарии В. Померанцева нас привлекла его основная мысль, которую можно кратко сформулировать так: кем бы ты ни был, какой бы профессии ни посвятил свою жизнь, нужно всегда быть Человеком»,
так Наум Бирман говорил о своей дебютной картине.
На роль Павла Чижова был утверждён Виктор Тарасов, белорусский актёр, уже неплохо известный в республике как артист Белорусского театра им. Янки Купалы.
В роли колоритного прокурора Пилипенко — Юрий Толубеев, ленинградская знаменитость, в роли шофёра Паначука — Владимир Кашпур. Актёр, надо сказать, карьеру начал поздно, театральное училище он окончил уже в возрасте за 30, но зато сразу начал сниматься в кино, пусть и в маленьких ролях.
На его счету более сотни ролей, но вот главных — наперечёт, и «Авария» — один из таких фильмов.
Роль благообразного с виду, но склочного и мелочного по сути Ивана Ермолаевича блестяще сыграл Владимир Ратомский, а в роли его падчерицы Галины — дебютантка Ксения Минина.
В других ролях Николай Сергеев (адвокат), Гелий Сысоев (следователь и помощник Чижова) и ленинградские театральные патриархи в образах прокуроров разных уровней: Игорь Горбачёв, Ефим Копелян, Всеволод Кузнецов.
Впервые на экране в небольшой роли редактора газеты мелькнул Иван Краско,
а в эпизоде в конце картины можно увидеть Раднэра Муратова. У него на тот момент в фильмографии — уже почти 30 (!) работ, но всё это второстепенные герои, которых мало кто запоминает. Раднэр Муратов сыграет еще два десятка ролей до того, как наконец-то его настигнет слава, и случится это лишь в 1971 году, когда выйдет комедия «Джентльмены удачи». Тогда у 43-летнего актёра будет уже 20-летний стаж работы в кино.
Снимали «Аварию» в Псковской области в районе города Печоры. Там киногруппа провела лето и осень 1964 года, а потом все вернулись в Ленинград, где начались монтаж и озвучание. В прокат фильм вышел летом 1965 года. И зрителям, и критикам «Авария» пришлась по нраву, в прокате лента была успешна. И не в последнюю очередь потому, что здесь вновь появился герой, которого обвиняют напрасно (как, например, в популярнейшем «Деле Румянцева» (1955) или вышедшем за полгода до «Авария» фильме «Верьте мне, люди» (1965)). Но сегодня фильм ценен не только сюжетом с двойной интригой, а ещё и отменным актёрским ансамблем, главным образом, мужским, где без преувеличения выдающиеся артисты даже в небольших ролях выглядят безупречно. Однозначно советую, если ещё не видели.
В заключение интересный факт-вопрос. Почти в финале молодой следователь, сыгранный Раднэром Муратовым, спрашивает пожилого адвоката Алексея Николаевича (сыгравшему его Николаю Сергееву, к слову, на тот момент и в реальности 70 лет), зачем тот отправился в дальнюю дорогу ради поиска беременной Галины.
На что адвокат отвечает: «Мной овладело беспокойство». Я даже не успела подумать, как в моей голове бессознательно прозвучало продолжение этой чуть искажённой фразы. Через секунду его произнёс и герой. Можно ли считать это тестом на русскость? Образованность? Знание языка? Знание литературы? Не знаю. Но всё же.
Продолжите без подглядываний и подсказок? «Им овладело беспокойство….»
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: