Весной 1980 года в советском прокате появился фильм «В моей смерти прошу винить Клаву К.», который сразу же признали одним из лучших фильмов о взрослении. Его создал режиссёрский дуэт — Николай Лебедев и Эрнест Ясан. И если для Николая Лебедева, родившегося ещё в 19 веке (а на момент съёмок — 82-летнего!) эта подростковая драма стала последней в карьере, то для молодого режиссёра Эрнеста Ясана — второй.
Когда Эрнест Ясан начал работу над следующей лентой по собственному сценарию, от него ожидали повторения успеха или хотя бы чего-то похожего.
Однако новый его фильм «Придут страсти-мордасти» (1982) многих разочаровал. И сюжетными просчётами, и некоторой картонностью персонажей, и неубедительной драматургией. Но я в очередной раз выступлю адвокатом советского кино и скажу, что картина «Придут страсти-мордасти» хоть и безусловно уступает «В моей смерти прошу винить Клаву К.», но всё же смотрится не без интереса. Финал, правда, предсказуем, что жаль.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Итак, Эрнест Ясан вновь выступил в качестве сценариста, как это было во время работы над «Завьяловскими чудиками». Но там в основе сценария были рассказы Василия Шукшина, а теперь Эрнест Ясан придумал оригинальный сюжет. И в его фокусе — шебутной восьмиклассник Лёнька Булдырев, только что отчисленный из школы из-за троек.
Лёнька — парень неплохой, добрый и справедливый, но, как и большинство подростков, склонен к максимализму и бескомпромиссности.
Родителям определённо не нравится, что сын не попал в девятый класс, мать настаивает на возвращении в школу и намерена этого добиться, но как раз сейчас Лёньке предстоит любопытное знакомство: в квартире появляются две девушке, разбитная Зоя и скромная Надя, малярши, работающие на реставрации собора, которым начальница подкинула им частный заказ.
В паре заводила Зоя, которая ведёт себя чуть развязно и требует, чтобы во время работ кто-то читал вслух книги. Сначала читает Лёнька, которому эффектная и яркая Зоя понравилась, а потом на смену приходит его старший брат Володя, студент.
И вот как раз Володе симпатизирует Зоя. При этом у неё есть ухажёр Алексей, сотрудник реставрационной мастерской, парень простой, но очень ревнивый и склонный к выпивке (и, похоже, рукоприкладству). Лёнька разбирается с романтикой, а ещё неожиданно его принимают в дворовую банду. И эти новые «приятели» сыграют в его романтической истории не самую приятную роль.
На главную роль утвердили 16-летнего Диму Кузьмина, обычного ленинградского старшеклассника. Надо сказать, что подросток отлично справился с ролью, был в кадре очень органичен и не терялся на фоне знаменитых Валентины Талызиной и Ивана Краско, которые играли его родителей.
Брата Лёни Володю сыграл Владимир Вихров, к тому моменту уже имевший в фильмографии более десятка работ.
В девяностые годы Владимир Вихров перестал сниматься, но с кино не порвал, став одним из самых востребованных мастеров озвучания.
В роли роковой малярши Зои — дебютантка Людмила Шевель. Молодая актриса только приехала в Ленинград из Киева, где окончила театральный институт, и сразу же попала на съёмки к Эрнесту Ясану. Она снимется и в следующем фильме «Дублёр начинает действовать» (1984), а через несколько лет сыграет самую, наверное, запоминающуюся роль одной из трёх сестёр в мелодраме «Танцплощадка» (1986), где, кстати, появится со светлыми волосами, так что сходу её и не узнать.
В образе недалёкого, но всё же беззлобного громила Алексея, кавалера Зои, предстал ещё один дебютант — только то получивший диплом Щепкинского училища Андрей Алексеев. После он снимется ещё раз, а потом пропадёт почти на двадцать лет, сосредоточившись на театре. Вновь на экраны Андрей Алексеев вернулся уже в новом веке.
В небольших ролях ищите Римму Маркову, Ольгу Волкову и голос Александра Демьяненко (он озвучил вечно нетрезвого рабочего Сидорова, эпизодического героя).
Съёмочной площадкой для фильма стал Ленинград, что меня радует отдельно. Несмотря на посредственное качество плёнки, летний Ленинград в кадре прекрасен.
Заметила в финале интересное: Лёнька со своим юным приятелем идёт на работу, выходя из своего двора. А буквально в следующем кадре они уже шествуют вдоль ограды дворца в Царском Селе. Тут юного друга Лёнька и оставляет. Как они попали в Царское Село, что теперь делать мальчишке — загадка. Скорее, какой-то режиссёрско-операторский недогляд.
«Придут страсти-мордасти» вышел в прокат летом 1982 года. Как и говорилось выше, фильм впечатления не произвёл. Отмечу, что если «В моей смерти прошу винить Клаву К.» — картина драматическая, даже, пожалуй, с неким трагическим оттенком, то «Придут страсти-мордасти» — фильм более лёгкий, а музыка Александра Журбина в начале немного намекает даже и на комедийность, и она там действительно есть (тоже, главным образом, в начале). Но чего-то этой ленте всё же не хватило, хотя, повторюсь, это совсем не плохой фильм. Критики, впрочем, остались холодны, в журнале «Советский экран» вышла рецензия, где говорилось о неудаче режиссёра. Но зато рецензент указала, что
«Главное, что хотелось бы поддержать в ней <картине «Придут страсти-мордасти»>, — попытку создания образа молодого героя, способного к действию и активным самостоятельным поступкам».
Ну и пару слов о главном актёре. Дмитрий Кузьмин снялся ещё в нескольких фильмах, а потом перешёл за кадр и занялся написанием сценариев и режиссурой.
Удивительно, но все молодые актёры, задействованные в этом фильме Эрнеста Ясана, по разным причинам перестали появляться в кино.
А как вы думаете, кого предпочла в итоге Зоя: юного симпатягу Лёню, мажористого Володю или ревнивца Алексея?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: