Многие думают, что дорогостоящие станции подземки глубокого заложения в Москве строили преимущественно в советское время. Однако наш сегодняшний рейтинг убеждает в обратном: самые глубоко расположенные метровокзалы были возведены уже после распада СССР. Более того, пять из семи станций-рекордсменов построены за последние 10 лет. В рейтинг вошла только одна подземная платформа, открытая в СССР всего за несколько месяцев до его развала - в марте 1991 года.
"Парк Победы", Арбатско-Покровская и Солнцевская линии, глубина - 73 метра
Самая глубокая станция столичного метрополитена открылась в 2003 году у одноименного парка. Оформление посвящено теме Победы в двух Отечественных войнах - 1812 года и 1941-1945 гг. Особенность станции в том, что она имеет две платформы, предназначенные для кросс-платформенной пересадки между линиями. Изначально станция открылась в составе Арбатско-Покровской линии и на каждой из платформ был задействован только один путь. Поезда Солнцевской линии пошли спустя более 20 лет - в 2024 году сначала в формате челнока, а с 2017 года - в полноценном режиме.
"Марьина Роща", Большая кольцевая линия, глубина - 72 метра
Станция открыта в марте 2023 года в составе нового участка Большой Кольцевой линии. Имеет пересадку на одноименную станцию Люблинско-Дмитровской линии, тоже глубокого заложения.
На станции установлен самый длинный эскалатор в Москве - его длина 123 метра.
"Савёловская", Большая кольцевая линия, глубина - 65 метров
Пилонная трехсводчатая станция была открыта в конце декабря 2018 года на Большой кольцевой линии задолго до того, как кольцо замкнулось. Изначально станцию планировали назвать "Нижняя Масловка", однако имя поменяли на "Савёловскую", поскольку в Москве было принято давно назревшее решение одинаково называть станции внутри пересадочных узлов. Переход - на одноименную станцию Серпуховско-Тимирязевской линии.
"Верхние Лихоборы", Люблинско-Дмитровская линия, глубина - 65 метров
Открытие этой станции стало новогодним подарком для жителей севера столицы перед новым 2019 годом. "Верхние Лихоборы" - наиболее удаленная станция глубокого заложения от центра Москвы. Правда в ближайшие годы, это звание может перехватить другая станция, которая строится вообще за МКАД.
"Окружная", Люблинско-Дмитровская линия, глубина - 65 метров
Часть долгожданного северного участка Люблинско-Дмитровской линии, которого жители севера столицы ждали с советских времен. Открыта в марте 2018 года. Имеет пересадки на МЦК и D1.
"Фонвизинская", Люблинско-Дмитровская линия, глубина - 65 метров
Эта станция, как и две предыдущие, находится на северном участке Люблинско-Дмитровской линии. Он преимущественно глубокого заложения. Станция была открыта в сентябре 2016 года.
Построена по типовому проекту для станций глубокого заложения, который реализован также на "Окружной", "Верхних Лихоборах" и "Бутырской". Впрочем, станции-сестры все же отличаются друг от друга - на них использован мрамор разных цветов и различные световые решения.
"Тимирязевская", Серпуховско-Тимирязевская линия, глубина - 63,5 метра
Станция открылась за несколько месяцев до распада СССР - в марте 1991 года, на севере столицы. Это единственная в Москве односводчатая станция глубокого заложения. Эти станции еще называют станциями "ленинградского типа", поскольку именно в северной столице был разработан проект и построено значительное число таких станций. Кроме того, "Тимирязевская" - вторая по счёту односводчатая станция московского метро, построенная закрытым способом (первой была «Библиотека имени Ленина», открытая в 1935 году в составе первой линии подземки).
Интересно, что рейтинг самых глубоких станций московского метро и список самых длинных эскалаторов не совпадают. Например, станция "Верхние Лихоборы" одна из самых глубоких, но высота подъема эскалаторов на станции только - 51,6 метра. Все дело в том, что пассажирам нужно еще преодолеть две лестницы - до эскалатора и после. На некоторых глубоких станциях подъем разделен на несколько эскалаторов. Узнать, где установлены самые длинные эскалаторы в столице, можно здесь:
Единственный город в России за пределами столиц, где построено метро глубокого заложения, - это Екатеринбург. Почему на Урале потребовалось прокладывать подземные трассы сквозь лаву древних вулканов? Кто доверил оформлять станции подземки всесоюзной рок-звезде? И зачем на одной из самых глубоких станций в Екатеринбурге установили скульптуру спортсмена без одежды?
Спасибо за внимание! Чтобы не пропустить новые публикации, подпишитесь на канал!
Чтобы не пропустить новые публикации, подпишитесь на канал!
Новые материалы также в моем телеграм-канале: https://t.me/Zhestkov_Travel