Один мой коллега подсчитал: из 365 дней в году 1 день он проводит... на эскалаторе станции метро, рядом с которой живет. Целый день жизни каждый год! Станция глубокого заложения, он пользуется эскалатором минимум дважды в день 5 раз в неделю, совершая поездки на работу и обратно. Спуск и подъем занимают 5 минут в день. За год в среднем набирается более 1,2 тысячи минут. Или более суток. Сегодня речь пойдет о самых длинных эскалаторах на станциях Московского метро, на которых пассажиры проводят больше всего времени.
1. "Марьина Роща" (Большая кольцевая линия). Длина эскалатора - 130 метров. Высота подъема - 64, 5 метра
Рекорд по длине эскалатора в Московском метро был обновлен в этом (2023) году, когда открыли станцию "Марьина Роща" Большой кольцевой линии. На самом длинном московском эскалаторе 724 ступеньки. Время, необходимое для спуска/подъема - 3, 5 минуты.
2. "Парк Победы". Длина эскалатора - 126 метров. Высота подъема - 63,4 метра
Эскалаторы этой станции по праву считались самыми длинными в Москве в течение 20 лет. Станционный комплекс был открыт в 2003 году. И хотя "Марьина роща" побила рекорд по длине эскалатора, "Парк Победы" остался чемпионом по глубине заложения - 73 метра. Дело в том, что на этой станции, чтобы попасть на платформу, длинного эскалатора недостаточно. Пассажирам нужно преодолеть еще один маленький эскалатор и лестницы. Время в пути на длинном эскалаторе - более 3 минут, общее время с улицы до подземных платформ - 5-6 минут.
3. "Петровско-Разумовская". Длина эскалатора - 122 метра. Высота подъема - 61,2 метра
Одна из последних советских станций в Москве. Открыта весной 1991 года. Станция расположена в спальном районе. Здесь кросс-платформенная пересадка (когда поезда двух линий прибывают на одну платформу) - довольно редкое явление в российских метрополитенах. Вторая платформа была открыта в 2016 году. Время в пути на эскалаторе - 2,5 минуты.
4. "Тимирязевская". Длина эскалатора - 120 метров. Высота подъема - 60,4 метра
Открыта одновременно вместе с предыдущей станцией "Петровско-Разумовская" - один пусковой участок. Единственная односводчатая станция глубокого заложения в столице, возведенная по ленинградскому проекту. Именно в городе на Неве впервые в СССР стали массово строить глубокие односводчатые станции. В 1994-м подобную станцию открыли в Екатеринбурге. С 1991 по 2003 год до появления станции «Парк Победы» была самой глубокой станцией в Москве. Время в пути на эскалаторе - около 2,5 минут.
5. "Марксистская". Длина эскалатора - 113 метров. Высота подъема - 56,8 метра
Станция открыта под Новый год - 30 декабря 1979 года. Единственная в нашем рейтинге, которая находится в центре города и имеет пересадку на Кольцевую линию. Изначально была конечной Калининской линии, пока в 1986 году ее не продлили до станции "Третьяковская". Время в пути - более 2 минут.
Список самых глубоких станций московского метро и самых длинных эскалаторов не совпадает. Например, станция "Верхние Лихоборы" одна из самых глубоких в столице - 65 метров, но высота подъема эскалаторов на станции только - 51, 6 метров. Все дело в том, что пассажирам нужно еще преодолеть две лестницы - до эскалатора и после.
Интересно, что "сталинские" станции глубокого заложения, как правило, построены так, что люди поднимаются на эскалаторе прямо с платформы и сразу на поверхность земли. Без дополнительных лестничных маршей. Что, конечно, гораздо удобнее и легче для пассажиров. А начиная с 1970-х годов и в наши дни, эти соображения перестали играть решающую роль в проектировании. Судя по результату.
Стоит добавить, что в Москве примерно треть всех станций метро - глубокого заложения. В основном в центре, где из-за плотной застройки невозможно строить станции открытым способом. Но бывают и исключения. В нашем рейтинге длинных станций - почти все находятся за пределами Садового кольца.
Отчего зависит выбор глубины заложения станции и прокладки линии? В каком городе закрытую станцию метро превратили в музей подземки? Где находятся станции метрополитена, оформленные знаменитым российским рок-певцом? Тайны метро Екатеринбурга, Москвы, Петербурга, Новосибирска, Казани, Лондона, Дубая, Нью-Йорка, Пекина и других городов - в моей книге "Наше дорогое метро".
Книга доступна вот здесь.
Чтобы не пропустить новые публикации, подпишитесь на канал!
Новые материалы также в моем телеграм-канале: https://t.me/Zhestkov_Travel