Найти в Дзене

Призрак петербургского метро: необычная находка в Москве

ВДНХ в Москве - словно поле чудес. Способна удивить даже если вы многократно здесь бывали. Сегодня расскажу о неожиданной находке на выставке. В одном из павильонов дворцово-паркового ансамбля за фальшстеной обнаружили удивительную скульптурную группу - оригинал которой установлен на одной из центральных станций петербургского метро. Как получилось, что павильон на ВДНХ вобрал в себя черты сразу нескольких станций ленинградской подземки?

Павильон № 64 "Оптика". Фото автора из книги "Тайны ВДНХ. Коллекция впечатлений"
Павильон № 64 "Оптика". Фото автора из книги "Тайны ВДНХ. Коллекция впечатлений"

Павильон № 64 на ВДНХ официально называется "Оптика" - по одной из экспозиций, которая размещалась здесь в советское время. Здание, расположенное рядом с фонтаном "Каменный цветок", является одним из самых строгих и величественных на выставке и обращает на себя особое внимание посетителей. Строгие колонны, сдержанные цвета.

Один из самых строгих и величественных павильонов на выставке. Фото автора из книги "Тайны ВДНХ. Коллекция впечатлений"
Один из самых строгих и величественных павильонов на выставке. Фото автора из книги "Тайны ВДНХ. Коллекция впечатлений"

Какая связь между оформлением здания и темой линз и очков? Никакой! Павильон, как и многие на ВДНХ, многократно менял тематику выставок. Чего здесь только не было в разные годы! Демонстрировали успехи образования в СССР, рассказывали об успех сельского хозяйства, и много еще о чем. Но изначально павильон предназначался для экспозиции Ленинграда и Северо-Запада СССР. Отсюда и оформление. Построен к первому открытию выставки в 1939 году, перестроен ко второму - 1954 г.

Оформлению павильона придавалось особое значение, ведь Ленинград - не просто второй по величине город в СССР и культурная столица, но и колыбель революции, а значит, место рождения советского государства, для демонстрации достижений которого создавалась ВДНХ.

Павильон в том виде, в котором дошел до нас, давно признан объектом культурного наследия федерального значения. Однако количество памятников внутри гораздо больше, чем предполагали историки и реставраторы. Здание преподносит сюрпризы.

Улыбающаяся женщина с проломленной головой. Рядом веселые пионеры. А над ними Ильич - вообще без головы. Неожиданная встреча с ними ожидала строителей внутри павильона.

Фрагмент горельефа "Праздничный Ленинград", обнаруженный в павильоне № 64. Фото автора из книги "Тайны ВДНХ"
Фрагмент горельефа "Праздничный Ленинград", обнаруженный в павильоне № 64. Фото автора из книги "Тайны ВДНХ"

Призраки прошлого вышли на свет в 2020-м году в разгар пандемии во время реставрации павильона.

Горельеф "Праздничный Ленинград", найденный за фальштстеной в павильоне № 64. Фото автора из книги "Тайны ВДНХ"
Горельеф "Праздничный Ленинград", найденный за фальштстеной в павильоне № 64. Фото автора из книги "Тайны ВДНХ"

Как установили историки, горельеф "Праздничный Ленинград" является копией скульптурной группы, установленной на станции метро "Нарвская" в северной столице.

Вот посмотрите, ее и сегодня можно увидеть в наземном вестибюле станции прямо над эскалаторами. Авторы - скульпторы Григорий Косов, Василий Стамов, Александр Овсянников, Алексей Тимченко.

В самом Петербурге о горельефе-близнеце даже не подозревали. Новость удивила многих, в том числе пассажиров подземки.

Горельеф в наземном вестибюле станции метро "Нарвская" в Санкт-Петербурге. Фото: Ninara
Горельеф в наземном вестибюле станции метро "Нарвская" в Санкт-Петербурге. Фото: Ninara

Самое интересно в этом то, что изначально композиция называлась "И. Сталин - депутат от Ленинграда". Фигура вождя была размещена в центре горельефа. Однако позже ее заменили. Для подземки северной столицы - на человека со знаменем с надписью «Слава труду!», а для ВДНХ - на двух рабочих.

Первоначальная версия горельефа "Иосиф Сталин - депутат от Ленинграда"
Первоначальная версия горельефа "Иосиф Сталин - депутат от Ленинграда"

Станция "Нарвская" расположена в центре Санкт-Петербурга. Это настоящий метродворец, открытый в 1955 году в составе первого пускового участка первой линии Ленинградского метрополитена. Ее даже планировали назвать "Сталинской". У этой станции множество секретов.

Станция "Нарвская". Фото автора из книги "Наше дорогое метро"
Станция "Нарвская". Фото автора из книги "Наше дорогое метро"

Метро в северной столице открылось уже после смерти вождя. И в последующие годы в подземке был проведен демонтаж большинства изображений Сталина. О том, как перемены в стране, отражались на облике станций метро в разных городах СССР, можно прочитать здесь.

С середины 1950-х изваяния Сталина стали исчезать и с ВДНХ в Москве. А павильон № 64 в дальнейшем многократно перепрофилировали.

Сейчас свободного доступа в него нет. Здание закрыто на реставрацию. Впрочем, если в него зайти, сложно не заметить сходство сразу с несколькими знаменитыми станциями петербургского метро. С какими? Кто и зачем это сделал? Подробности тут:

На сегодня это все. Спасибо за внимание!

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!

Новые материалы также удобно читать в моём телеграм-канале: https://t.me/Zhestkov_Travel