Найти в Дзене
Петр Власов

Хроника Битвы за Англию (03). Сравнение бомбардировщиков

Оглавление
Иллюстрации взяты из открытых источников
Иллюстрации взяты из открытых источников

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: Битва за Англию (02.02). Сравнение тяжелых истребителей

К моменту начала Битва за Англию британская бомбардировочная авиация располагала фронтовыми легкими бомбардировщиками: одномоторными Фэйри «Бэттл» и двухмоторными Бристоль «Бленхейм». Кроме того, в распоряжении Дальнего Бомбардировочного Командования имелись дальние одномоторные бомбардировщики Виккерс «Уэлсли», средние двухмоторные Хендли Пейдж «Хэмпден», Армстронг-Уитворт «Уитли» и Виккерс «Веллингтон». Но выпущенные в малом количестве (всего 176 экземпляров) «Уэлсли» использовались в Африке и над Красным морем, и в Битве за Британию не участвовали. А «Уитли» и «Веллингтоны» базировались на самом севере Англии, и применялись лишь для редких дальних ночных наступательных операций – таких, как первая британская бомбежка Берлина, проведенная в ночь с 24 на 25 августа 1940 года. Фронтовые бомбардировщики более активно наносили бомбовые удары по немецким войскам и объектам на побережье Франции. Но понесшие в ходе французской кампании большие потери «одномоторники» Фэйри «Бэттл» в боях больше не использовались, а в октябре 1940 были вообще переведены в учебные части. Так что основная боевая нагрузка легла на «Бленхеймы» и располагавшиеся в центральной Англии «Хэмпдены». Правда, и они в основном активно действовали лишь в самом начале, а потом на заключительном этапе «Битвы». После того, как англичанам пришлось «уйти в глухую оборону», они старались не поднимать свои фронтовые бомберы в воздух, чтобы не нести напрасные потери; это позволило Британии сохранить свои ударные самолеты для последующего перехода к наступательным операциям.

Немцы же, согласно обещанию Геринга «выбомбить Англию из войны», главную ставку в Битве за Британию сделали именно на свои бомбардировщики. Их Хейнкели, Дорнье и Юнкерсы были главным наступательным оружием Люфтваффе, и практически каждый день «Битвы» совершали многократные налеты на английские базы, порты и города, засыпая их бомбами…

БРИТАНСКИЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ

Двухмоторный бомбардировщик Бристоль «Бленхейм» Mk.IV

-2

ПРИМЕЧАНИЕ ДЛЯ «УПЁРТЫХ АНГЛОМАНОВ»: да, название самолета «Blenheim» при соблюдении правил английской транскрипции читается как «Блиним». Однако в отечественной литературе за ним твердо закрепилось «русское прочтение» - «Бленхейм». Поэтому и здесь будет использоваться эта версия названия.

Британское Бомбардировочное Командование накануне Битвы за Англию имело 12 эскадрилий скоростных легких бомбардировщиков Бристоль «Бленхейм» Mk.IV. Однако на первой стадии сражения британцы лишь несколько раз попытались нанести противнику удар этими самолетами. Все эти попытки были сорваны германскими истребителями, и на протяжении основных этапов «Битвы» находившиеся в обороне англичане не использовали свои бомбардировочные силы во избежание напрасных потерь (тем не менее, в ходе сражения британцы потеряли значительное количество «Бленхеймов» на аэродромах – под бомбами немцев). Вновь «Бленхеймы» стали использоваться англичанами для бомбовых ударов по немцам лишь с января 1941, когда британская авиация постепенно начала переходить к наступательным действиям.

-3

Легкий двухмоторный бомбардировщик Бристоль «Бленхейм» считался скоростным, хотя к началу 2-й мировой войны его скоростные данные стали уже посредственными, и не улучшились даже с установкой более мощных двигателей. Даже наоборот: возросший вес модернизированного самолета хоть и увеличил вдвое дальность полета (с 1.320 км до 3.040 км), зато ухудшил его скоростные данные (с 457 км/ч до 447 км/ч). Тем не менее, именно эта «улучшенная» версия «Бленхейма» (Mk.IV) составляла основу бомбардировочной авиации метрополии. Ранние, более скоростные «Бленхеймы» Mk.I были отправлены в Африку и на Дальний Восток, или переоборудованы в тяжелые истребители.

Бомбовое вооружение Mk.IV: Находившиеся на территории Англии «Бленхеймы» Mk.IV имели «усиленную» по сравнению с ранними Mk.Iбомбовую нагрузку: «аж» 600 кг (против прежних 454 кг).

Оборонительное вооружение Mk.IV: 1х7,7-мм пулемет в левой консоли крыла стрелял прямо вперед; 2х7,7-мм пулемета (спарка) в надфюзеляжной турели давали круговой обстрел (только верхней сферы). Снизу самолет был незащищен.

Двухмоторный бомбардировщик Хендли Пейдж «Хемпден» Mk.I

-4

Этот средний бомбардировщик из-за своего необычного внешнего вида получил среди летчиков много прозвищ: «Летающий головастик», «Ручка от сковородки», «Летающий чемодан». К началу Битвы за Англию в RAF имелось 6 эскадрилий «Хемпденов»; а в ходе «Битвы» были сформированы еще 2 эскадрильи «Головастиков».

В отличие от легкого «Бленхейма» средний «Хемпден» нес гораздо больше бомб. Нормальной нагрузкой считались 900 кг, с которыми «Хемпден» имел дальность 3200 км; при максимальной нагрузке (1.800 кг) дальность сокращалась до 1.400 км. И хотя по дальности полета со стандартной нагрузкой «Хемпдены» не намного превосходили «Бленхеймы», их из-за возможности принять больше бомб причислили не к фронтовой, а к дальней бомбардировочной авиации. Поэтому аэродромы подразделений «Хемпденов» были размещены севернее, вне досягаемости немецких бомбардировщиков, и эти самолеты избежали наземных потерь.

-5

«Хемпдены» с первых дней войны активно участвовали в боевых вылетах, однако бои выявили высокую уязвимость этих самолетов, и в 1940 году их использовали уже только по ночам, что резко сократило потери «Головастиков». Экипаж бомбардировщика из четырех человек был плотно «упакован» в тесном узком фюзеляже, из-за чего штурман-бомбардир, сидевший вплотную перед пилотом, не мог оказать помощь или заменить его в случае ранения или гибели.

Оборонительное вооружение Mk.I: первоначально состояло из 4х7,7-мм пулеметов. Два были направлены вперед: жестко закрепленный курсовой (его спуск нажимал пилот), и подвижный в штурманской кабине, обстреливавший нижнюю полусферу. Два подвижных пулемета сзади защищали нижнюю и верхнюю полусферы. Но в ходе Битвы за Англию вооружение «Хемпденов» стали усиливать, заменяя одноствольные задние пулеметы на спаренные. Это увеличило защитное вооружение бомбардировщика до 6-ти «стволов», 4 из которых были обращены назад.

Двухмоторный бомбардировщик Армстронг-Уитворт «Уитли»

-6

Британская дальнебомбардировочная авиация RAF в начале войны располагала 8 эскадрильями средних бомбардировщиков «Уитли» Mk.V (более ранние модификации еще до войны перевели в учебные части). В 1939 эти самолеты участвовали в большинстве «развозов макулатуры» - рейдов по разбрасыванию пропагандистских листовок над Германией. А в 1940 они приступили к ночным дальним бомбардировочным вылетам, в том числе и на бомбежку Берлина. С началом Битвы за Британию вылеты «Уитли» стали редкими – в основном в помощь Береговому Командованию они патрулировали над морем.

-7

С переходом RAF от обороны к наступательным действиям «Уитли» вернулись к ночным бомбардировкам противника, а так же высаживали десанты парашютистов во вражеском тылу. Однако в новых условиях тихоходность самолета, малый радиус действия, слабое оборонительное вооружение и отсутствие бронезащиты привели к тому, что уже весной 1942 г. «Уитли» стали заменять более современными машинами

Оборонительное вооружение Mk.V: 5х7,7-мм пулеметов - 1 в носовой и 4 в кормовой встроенных в фюзеляж турелях. Такое расположение оружия оставляло много «мертвых зон», не обеспечивая надежную защиту самолета.

Двухмоторный бомбардировщик Виккерс «Веллингтон»

-8

Средними бомбардировщиками Виккерс «Веллингтон» в сентябре 1939 были вооружены 6, а к началу Битвы за Англию – уже 10 эскадрилий Дальнего Бомбардировочного Командования. В этот период «Веллингтоны» применялись и как разведчики, и как дальние бомбардировщики. Но с начала 1940 после понесенных в первых вылетах тяжелых потерь эти самолеты стали использоваться только ночью. «Веллингтоны» легко управлялись, обладали неплохой живучестью, и могли принимать в фюзеляж даже крупнокалиберные бомбы. Но самолет имел невысокую скорость полета, и его дальность, превосходившая дальность бомбардировщиков противника, все же оставалась малоудовлетворительной для британского Дальнего Бомбардировочного Командования (что привело в 1943 г. к замене «Веллингтонов» другими самолетами).

-9

Оборонительное вооружение «Веллингтонов»: из тех, что состояли на вооружении к началу Битвы за Британию, самый новейший Mk.III имел 8х7,7-мм пулеметов, а предыдущие серии - 6х7,7-мм. В носовой и кормовой турелях стояло по 2 пулемета (на Mk.III в кормовой – 4 пулемета), и по пулемету выставлялись в бортах фюзеляжа. Такое расположение обеспечивало неплохой сектор обстрела, но из-за малого калибра огневая мощь была недостаточной.

НЕМЕЦКИЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ

Двухмоторный бомбардировщик Хейнкель Не.111

-10

Самым многочисленным бомбардировщиком Германии в Битве за Англию был двухмоторный Хейнкель Не.111: против Великобритании действовало 15 Групп (45 эскадрилий), вооруженных этими самолетами. Неприхотливый, удобный в обслуживании, живучий, обладавший хорошими летными данными и отличной управляемостью, Хейнкель (получивший из-за широких крыльев прозвище «Лопата»), пользовался популярностью среди летчиков. Он нес хорошую для начального периода войны бомбовую нагрузку (2.000 кг) и имел достаточную для бомбежек южной Англии дальность полета. Недостатком «Лопаты» была слабость ее оборонительного вооружения – только пулеметы винтовочного калибра. Впрочем, этот недостаток был типичным для абсолютно всех бомбардировщиков начала войны, независимо от страны, их производившей.

-11

Оборонительное вооружение Не.111Н-3: 1х7,9-мм пулемет в носу стрелял по всей передней сфере - использовался штурманом-бомбардиром; он же в случае необходимости мог выставить в верхнее окно еще один 1х7,9-мм съемный пулемет, стрелявший вперед-вверх. Стационарный 7,9-мм пулемет, стоявший наверху фюзеляжа, стрелял только назад. Внизу в гондоле 1х7,9-мм пулемет направлен вперед, а другой 1х7,9-мм пулемет - назад (из обоих пулеметов и вперед, и назад стрелял нижний стрелок, поворачиваясь в тесной гондоле на 180 градусов!). Еще 2х7,9-мм пулемета были выставлены в окна с левого и правого борта, но обслуживал их только один стрелок. Таким образом, Хейнкель был «напичкан» 7-ю пулеметами; но максимальное количество способных «работать» по одной цели установок – не более 3 стволов.

Двухмоторный бомбардировщик Дорнье Do.17Z

-12

Еще 10 бомбардировочных Групп (30 эскадрилий), совершавших налеты на Англию, были оснащены «Летающими карандашами» - двухмоторными бомбардировщиками Дорнье Do.17Z. Это был наиболее технически надежный бомбардировщик Люфтваффе, и потому он пользовался большой популярностью среди экипажей и обслуживающего персонала. Но, перепроектированный в боевой из почтового самолета, Do.17 обладал существенными недостатками: невысокой скоростью, малыми для бомбардировщика такого класса дальностью полета и бомбовой нагрузкой (всего 1.000 кг). Больше бомб Дорнье не мог принять из-за своего узкого фюзеляжа (этот фюзеляж «семнадцатого» и породил его прозвище «Карандаш»).

Воюющие стороны давали «Карандашу» диаметрально противоположную оценку. Немцы считали Do.17 хорошо защищенным самолетом, и гордились очень удачным (как им казалось) расположением его бортового вооружения. А для англичан Дорнье был наиболее желанной добычей, так как, по их мнению, пулеметы этой машины имели много мертвых зон и не представляли для перехватчиков серьезной опасности. В ходе Битвы за Англию немцы убедились в том, что скорость, дальность и бомбовая нагрузка Do.17 недостаточны для масштабной войны, и начали заменять эту машину новым бомбардировщиком Ju.88.

-13

Оборонительное вооружение Do.17Z: 1х7,9-мм пулемет вперед, 1х7,9-мм пулемет вперед-вниз; 1х7,9-мм пулемет назад-вверх, 1х7,9-мм пулемет назад-вниз. Во фронтовых условиях часто устанавливали по 1 такому же пулемету на каждый борт кабины. В результате «Карандаш» нес от 4 до 6 пулеметов; однако вести огонь сразу изо всех точек могли лишь 3 человека (пилот был занят только управлением). В результате по атакующему истребителю одновременно могли стрелять всего 1-2 ствола.

Двухмоторный бомбардировщик Юнкерс Ju.88А

-14

Юнкерс Ju.88А - новейший бомбардировщик Люфтваффе, характеристики которого в начале «Битвы» еще не были известны англичанам. Против Великобритании действовало 12 Групп Ju.88 (36 эскадрилий). Этот самолет впоследствии в полной мере проявил свою универсальность, и стал одним из самых массовых самолетов Германии. Но во время Битвы за Англию недавно вставший в строй Ju.88 еще страдал «детскими болезнями», и пока был менее надежен, чем давно «обкатанные» Не.111 и Do.17.

По бомбовой нагрузке Ju.88 превосходил даже вместительную «Лопату»: на близкие дистанции он мог нести до 2.500 кг бомб. На самолете была предусмотрена возможность установки дополнительных топливных баков. В результате с уменьшением бомбовой нагрузки и увеличением количества баков дальность полета менялась: с 1.800 кг бомб Ju.88 пролетал 1260 км, а с 500 кг – 3.680 км.

-15

Оборонительное вооружение Ju.88A-1: на первых сериях Юнкерсов, воевавших в Битве за Англию, оно было традиционно слабым, как и на всех других бомбардировщиках того периода. Нос: 1х7,9-мм пулемет прямо-вверх и 1х7,9-мм пулемет прямо-вниз. Назад: 1х7,9-мм пулемет вверх, 1х7,9-мм пулемет вниз. Во фронтовых условиях иногда устанавливали по 1 такому же пулемету на каждый борт кабины. Количество пулеметов превосходило численность способных вести огонь членов экипажа, поэтому стрелки не могли использовать одновременно все имеющиеся стволы (по атакующим истребителям на Ju.88 могли одновременно стрелять не более 1-2 стволов).

Описанная выше схема расположения пулеметов характерна для ранних выпусков Ju.88. Первые же бои с англичанами показали недостаточность такого оборонительного вооружения, и немцы неоднократно модернизировали схему, меняя ее с большим разнообразием и в полевых условиях, и на заводах.

Одномоторный пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju.87

-16

Большие надежды германское командование возлагало на высокоточные удары своих пикирующих бомбардировщиков Ju.87 «Штука», великолепно зарекомендовавших себя в Польше и во Франции. Ведь даже при относительно небольшой бомбовой нагрузке, которую способны были нести эти одномоторные двухместные самолеты (всего 500 кг), они могли всаживать свои бомбы в самые небольшие по площади цели, нанося страшный урон врагу.

Для бомбежек Великобритании на северном побережье Франции немцы сосредоточили 9 Групп (27 эскадрилий) пикирующих бомбардировщиков. И поначалу, при борьбе с судами британских транспортных конвоев в Ла-Манше, а потом при бомбежке прибрежных объектов Англии «Штуки» подтвердили свою высокую репутацию. Но после разгрома большой формации Ju.87 британскими истребителями 18 августа 1940, когда за один вылет немцы потеряли 36 «Штук», Геринг приказал прекратить использование пикировщиков для бомбежки Великобритании. После этого Ju.87 переключились на борьбу с британскими конвоями в Ла-Манше. Оказалось, что тихоходная, слабо вооруженная «Штука» способна успешно действовать только при слабом истребительном противодействии противника; если же враг имеет многочисленную сильную истребительную авиацию, Ju.87 несут огромные потери даже при мощном прикрытии собственными истребителями.

-17

Оборонительное вооружение Ju.87В-2: из трех имевшихся на этом самолете «стволов» 2х7,9-мм неподвижных крыльевых пулемета были направлены вперед и использовались пилотом как наступательное оружие. Заднюю верхнюю полусферу защищал бортстрелок всего 1х7,9-мм подвижным пулеметом, способным выпустить в атакующего врага 3-секундной очередью не более 0,64 кг металла.

-18

НАЧАЛО: Хроника Битвы за Англию (01). Перед битвой

ПРОДОЛЖЕНИЕ: Битва за Англию (04). Немцы ведут «разведку боем»

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.