В 1985 году в советский кинопрокат вышел политический детектив с элементами фантастики с интригующим названием «Вариант “Зомби”».
В нём показали живущих на уединённом райском островке исследователей человеческой психики. Их предводитель, человек неглупый и явно одарённый, мечтают о порабощении человечества,
и средство уже почти готово — это уникальный прибор с пророческим названием «Сивилла», способный лишать людей рассудка и подчинят их чужой воле. И это вовсе не сюжет какой-то апокалиптической ленты, это фильм, снятый на киностудии «Мосфильм».
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Сценарий «Варианта “Зомби”» принадлежит Вячеславу Наумову, и для него он стал последним. А снял картину режиссёр Евгений Егоров, для которого это была вообще единственная работа в кино.
Создатели «Варианта “Зомби”» — сами по себе загадка, о них нет никакой информации.
Равно как и загадка методы превращения людей в зомби, описанные в фильме. А начинается всё с советского профессора Лесникова, который во время командировки на Запад пропал, а потом был найден в собственном номере, но забывшим последние события жизни. Любые попытки вспомнить что произошло, вызывают у него боль. Лесников оказался в странной ситуации: совсем недавно его имя гремело в учёном мире, ведь он разработал новаторский способ возвращения памяти. Его пациентом был фронтовик Сырцов, который после контузии потерял память и помнил лишь отдельные пушкинские строчки. Спустя десятилетия Лесников с помощью личной разработки (словесно-образного эмоционально-волевого самоуправления) добился, что солдат вспомнил абсолютно всё. Это удивительное достижение и заинтересовало неких западных специалистов, занимающихся вопросами памяти, разума, воли.
Похищенный Лесников оказался на острове в Лемурии, где под руководством профессора Стэннарда проводят адские эксперименты: людей действительно зомбируют и в этом состоянии по приказу они совершают самые отвратительные, самые низкие поступки.
У Лесникова нет альтернативы: либо он соглашается сотрудничать, ибо его уничтожат, ведь он уже слишком много узнал и увидел. Но это, разумеется, не финал. Также в фильме появится соблазнительная красотка-шпионка, будут жестокая охота на всех, кто попытается помочь Лесникову и расследование советских спецслужб.
А ещё тут будет фантастический артефакт: зажигалка, световым лучом лишающая человека памяти и воли. Тут мы, кстати, сильно опередили Голливуд: схожим прибором обзаведутся люди в чёрном лишь спустя 12 лет.
Главную роль в фильме получил Аристарх Ливанов, один из самых снимаемых актёров того времени. Интересно, что буквально в следующем году он сыграет схожую роль в картине «Человек, который брал интервью» (1987). В роли излечённого Лесниковым лейтенанта Сырцова — Михаил Ножкин, роль следователя сыграл Юрий Гусев.
Иностранцев (здесь — коварных западных учёных) играли, как обычно, прибалтийские артисты, исключение составляет разве что Валерий Ивченко, сыгравший зловещего профессора Стэннарда.
В других ролях Арнис Лицитис, Ромуальдас Раманаускас (с голосом Сергея Малишевского), Валентинас Масальскис (с голосом Сергея Шакурова), Альгирдас Паулавичюc (с голосом Олега Борисова).
В роли профессора Дитца — Валерий Бабятинский. Ну а роль обольстительной шпионки получила Ирэна Дубровская (на тот момент — Кокрятская), и ей не раз пришлось на экране сменить образ. И тоже прислушайтесь к голосу: Ирэну озвучила Ирина Купченко.
Вышедший весной 1985 года «Вариант “Зомби”» принят был неоднозначно. С одной стороны, в нём был интригующий и динамичный, но где-то даже пугающий сюжет, с другой стороны, картина казалась слишком уж провокационной. Зрители посмотрели её в кинотеатрах охотно, критики были сдержанны. Но любопытно, что некоторые высказанные в фильме идеи сегодня приобрели новое звучание: беседу талантливых учёных Стэннарда и Лесникова о том, что есть человек, сейчас вполне можно вписать в дискуссии о стремительном развитии искусственного интеллекта. Отдельно впечатлил и тезис Стэннарда, что сейчас он, конечно же, отрабатывает деньги западного оружейного лобби, но настанет день, когда он станет властелином мира и сам будет вершить судьбы.
Подводя итог, могу сказать, что «Вариант “Зомби”» — кино небанальное и явно выбивающееся из кинотенденций. Не без недочётов, главный из которых очень распространённый — это попытка вместить слишком много материала полуторачасовой фильм, из-за чего местами действие становится чрезмерно скоротечным, а финал и вовсе скомкан. Но в целом внимания достоин, особенно в части рассуждений учёных. Интересная личная деталь. Во время просмотра я была уверена, что фильм смотрю впервые. Но эпизод с погребальным костром на острове мне показался знакомым, вроде бы уже когда-то виденным. Чудо-зажигалка в действии?
А вы этот фильм помните? Видели его в кино?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: