Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Драма о советском враче, переметнувшемся на Запад, от автора гимна СССР

Врач из Ленинграда, оказавшийся в заграничной командировке, решается не возвращаться в СССР. Жизнь в капиталистической стране видится ему в розовом цвете:

он считает, что здесь его ждёт научный успех, отличная карьера, уважение в обществе и личное счастье с возлюбленной, красавицей и внучкой русской эмигрантки.

Увы, реальность, в которую погружается герой фильма «Вид на жительство» (1972), оказывается иной.

Кадр из фильма «Вид на жительство»
Кадр из фильма «Вид на жительство»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Сценарий о перебежчике-учёном и практикующем психиатре написали знаменитый и всем в Советском Союзе известный писатель, поэт и драматург Сергей Михалков, создавший гимн страны (а потом и нынешний гимн России), и журналист Александр Шлепянов. Режиссёрами стали начинающие коллеги Омар Гвасалия и Александр Стефанович (последний ещё не раз будет сотрудничать с Михалковым). Дуэт Гвасалии и Стефановича образовался ещё в студенческие годы, когда они вместе сняли телефильм. Задумывалась сюжет фильма совсем не таким, каким в итоге получился.

Изначально в главной роли авторам виделся Владимир Высоцкий, который должен был предстать в образе невостребованного на родине таланта, ищущего признания на Западе.

В роли его возлюбленной предполагали снимать супругу, французскую актрису Марину Влади. Однако такой вариант снимать запретили сверху, так что историю пришлось переписать.

Исполнителя главной роли искали несколько месяцев. В числе приглашённых на пробы был не слишком известный, хоть и снявшийся в паре лент актёр Московского театра имени Станиславского Альберт Филозов. После его проб у режиссёр уже не было сомнений, что именно Альберт Филозов и будет играть в картине. На роль его любимой женщины Хилари Кутасовой, той самой внучки эмигрантки, пробовались Марианна Вертинская и Людмила Максакова, но в итоге утвердили Викторию Фёдорову.

Кадр из фильма. Виктория Фёдорова
Кадр из фильма. Виктория Фёдорова

Итак, врачу Ростиславу Савельеву, отправившемуся в командировку в капстрану, приходит мысль стать невозвращенцем. В отделении полиции он заявляет о своём желании, но настаивает, что политической подоплёки в его решении нет, он руководствуется лишь личными мотивами (и это правда). Его желание удовлетворяют, так что через время Ростислав становится почти полноправным местным.

Кадр из фильма. Альбер Филозов
Кадр из фильма. Альбер Филозов

Он пытается влиться в эмигрантскую компанию, состоящую из тех, кто бежал ещё в послереволюционные годы, и их наследников. Но полноценно освоиться тут у него не получается.

Научную работу Ростислава не публикуют, с работой тоже не ладится,

поскольку в командировку он выехал без документов об образовании и подтвердить профессионализм не может. Местный коллега-психотерапевт может предложить Савельеву только неоплачиваемую должность ассистента, а на бирже ему и вовсе предлагают работать водителем. Правда, удаётся заполучить работу дезинфектора, но это явно не соответствует профессиональному уровню Ростислава, да и первый же выезд в трущобы вызывает у него отвращение.

Кадр из фильма. Альберт Филозов
Кадр из фильма. Альберт Филозов
Постепенно перебежчик начинает понимать, что и здесь действует блат, в выигрыше остаётся только тот, у кого есть связи, а для коллеги-психотерапевта важнее не вылечить пациентов, а подсадить их на постоянное лечение за неплохие деньги

(а ещё лучше подсадить и их родственников). К тому же выясняется, что Хилари, его возлюбленная, не такая уж и любящая, как казалось, и ей ничего не стоит сменить возлюбленного.

Кадр из фильма. Надежда Волк-Леонович
Кадр из фильма. Надежда Волк-Леонович

Интересные актёры появились в образах эмигрантов первой волны. В роли бабушки Хилари предстала 89-летняя Надежда Волк-Леонович, непрофессиональная актриса, представительница обширной дворянской династии Волков-Леоновичей. В роли князя, сочувствующего Ростиславу, — Леонид Оболенский, 69-летний актёр, начавший карьеру в двадцатые годы и стоявший у истоков советского кино.

Кадр из фильма. Леонид Оболенский и Альберт Филозов
Кадр из фильма. Леонид Оболенский и Альберт Филозов

Редактором газеты, в которую в конце концов устроился экс-психиатр Ростислав Савельев, стал Адольф Ильин, а небольшую роль его коллеги сыграл режиссёр Михаил Садкович, режиссёр фантастического фильма «Таинственная стена» (1967).

Кадр из фильма. Адольф Ильин
Кадр из фильма. Адольф Ильин
А ещё обратите внимание на вышибалу, с которым повздорил в казино Савельев.

Этого мощного мужчину сыграл Борис Химичев, хотя в титрах это не указано.

Кадр из фильма. Борис Химичев
Кадр из фильма. Борис Химичев

Фильм «Вид на жительство» в прокат вышел в конце 1972 года. Несмотря на громкое имя Сергея Михалкова в титрах (любопытно, кстати, что в титрах указано не просто «авторы сценария», а «сценарий и диалоги»),

Кадр из фильма
Кадр из фильма

фильм особо известным не стал, хотя Альберта Филозова после него заметили, режиссёры начали активно предлагать ему роли. А вот несколько других участников съёмок предпочли последовать по пути Ростислава Савельева.

Виктория Фёдорова в конце семидесятых стала гражданкой США, актриса Инна Сергеева, сыгравшая Джой, работницу телефонной службы помощи, которую опорочил Ростислав, вскоре после съёмок уехала в Германию, там же сейчас живёт и художник-постановщик «Вида на жительство» Анатолий Брусиловский. Оператор Юрий Сокол, снимавший ленту, спустя полтора десятка лет перебрался в Австралию, а сценарист Александр Шлепянов — в Великобританию.
Кадр из фильма. Альберт Филозов
Кадр из фильма. Альберт Филозов

Отмечу, что финал картины остался открытым, в последних кадрах зрители видят героя на перепутье: он уже понимает, что его решение было необдуманным и неподготовленным, что западная жизнь лишь издалека кажется блистательной и искрящейся и что, возможно, ещё остаётся шанс сделать шаг назад. Ну а каким будет его дальнейший путь, каждый зритель додумывает сам. А как вы думаете, в какую сторону двинется герой?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-11

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: