15-я добровольческая пехотная дивизия СС (1-я латышская) была одним из тактических соединений войск СС нацистской Германии, сформированных в годы Второй мировой войны. Её создание и деятельность олицетворяют сложные и противоречивые аспекты истории Второй мировой войны, включая сотрудничество местного населения с оккупантами, участие в боевых действиях и причастность к военным преступлениям.
Формирование дивизии
Латвийская ССР в 1941 году захвачена вермахтом и вошла в состав рейхскомиссариата «Остланд».
Из уже действовавших латышских "отрядов самообороны" стали создаваться латышские полицейские батальоны.
6 ноября 1941 батальоны преобразованы в охранные команды (нем. Schutzmannschaften, шуцманшафт, сокращённо Schuma (шума)). Они стали резервом для частей вермахта. 2-я пехотная бригада СС в октябре 1942 - мае 1943 года получила:
- 56-й полицейский батальон
- 102-й полицейский батальон
- 305-й полицейский батальон
Бригада входила в состав 50-го армейского корпуса, который участвовал в блокаде Ленинграда.
18 мая 1943 года из-за подавляющего числа латышского личного состава бригаду переформировали во 2-ю Латышскую добровольческую бригаду СС. В феврале 1943 года издан приказ о формировании Латышской добровольческой дивизии СС на основе 2-й Латышской бригады.
Под руководством полиции рейхскомиссариата Остланд дивизия должна была быть готова к июню 1943 года.
Дивизия состояла преимущественно из латышей, которые вступали в её ряды как добровольно, так и под давлением оккупационной администрации. Мотивы вступления в дивизию были различными: от идеологических убеждений и желания бороться против советской власти до принуждения и стремления избежать депортации или других репрессий.
Командиром дивизии с 25 февраля 1943 года по 17 февраля 1944 года был бригадефюрер Петер Хансен. Он не имел достаточного боевого опыта, поэтому, формирование дивизии и руководство первыми боями в основном осуществлялось младшими командирами.
Структура и численность
На момент создания численность дивизии составляла около 15 000 человек. Она включала 32, 33, 34-й добровольческие пехотные полки, 15-й артиллерийский полк, 1-й и 2-й строительные полки, зенитный и противотанковый дивизионы, и вспомогательные службы. Командование дивизией осуществляли немецкие офицеры войск СС, однако в её составе также было значительное количество латышских офицеров, занимавших командные должности на среднем уровне.
Боевой путь
15-я латышская дивизия СС участвовала в боевых действиях на северном участке Восточного фронта, начиная с 1943 года. Её основными задачами были оборона занятых территорий, борьба с партизанами и участие в редких наступательных операциях против Красной Армии.
Дивизия входила в состав группы армий «Север». В ноябре 1943 года дивизия вступила в первый бой у станции Новосокольники в Псковской области, важном железнодорожном узле линий Москва — Рига и Санкт-Петербург — Киев.
Среди наиболее значимых эпизодов боевого пути дивизии можно выделить её участие в сражениях в районе Ленинграда и Курляндии. В основном это были зачистки от партизан в Ленинградской, Псковской, Смоленской областях и Белоруссии. Их с большим удовольствием осуществлял командир дивизии с 17 февраля 1944 года и убежденный нацист группенфюрер СС Карл Граф фон Пюклер-Бургхаусс.
В июле 1944 года советские войска вступили в Латвию и 13 октября 1944 года заняли Ригу. В арьергарде отступающих сил вермахта шла Латышская дивизия СС.
Ей приходилось драться и со своими земляками - советскими воинами латышами из 130-го Латышского стрелкового корпуса. Это были опытные солдаты, многие офицеры из которых участвовали еще в Гражданскую войну, в частях латышских стрелков. Как например, командир 130-го корпуса Детлав Карлович Бранткали.
В этих боях дивизия понесла значительные потери, что неоднократно приводило к необходимости её доукомплектования.
Летом 1944 года, в условиях наступления Красной Армии, дивизия с остатками разгромленной группы армии "Центр" отступила в Германию.
После доукомплектования дивизии латышскими служащими Трудовой службы Рейха дивизия придана в начале 1945 года группе армий «Висла» и использовалась в Померании. В ходе Висло-Одерской операции в конце января 1945 года дивизия фактически перестала существовать.
В этих боях, латышская дивизия СС потеряла и своего командира с 21 июля 1944 года - бригадефюрера СС Херберта фон Обвурцера. Тот участвовал еще в формировании 13-й горнопехотной дивизии СС «Ханджар» (1-я хорватская).
Это был опытный тактический офицер, служивший еще в австро-венгерской армии. Но это не спасло его от советских разведчиков 16-го гвардейского отдельного мотоциклетного батальона 2-й гвардейской танковой армии под командованием Г.В.Дикуна.
Обвурцер покончил с собой 25 января 1945 года при захвате его машины разведотрядом указанного мотоциклетного батальона. Зато его адъютан со всеми штабными документами попал в руки советских воинов. За эту операцию командиру советского разведотряда гвардии майору Г. В. Дикуну присвоено звание Героя Советского Союза.
Сформированный на фронте сводный разведывательный батальон дивизии принимал участие в обороне правительственного района Берлина, где сражался против наступающих частей Красной Армии. Его остатки вывел из осажденного города командир 33-го гренадерского полка штандартенфюрер Вилис Янумс. Этот офицер отличался хорошими боевыми качествами, награжден Железным крестом обеих степеней и Немецким крестом в золоте. Его солдаты капитулировали перед американскими войсками в районе померанского Шверина в апреле 1945 года.
Что интересно, легионеры дивизии не подверглись никаким репрессиям со стороны союзных властей. Наоборот, из них создали четыре сторожевые роты, которые выполняли охранные функции в оккупированной зоне. В том числе охраняли Нюрнбергский Дворец правосудия и тюрьму.
Участие в военных преступлениях
Как и многие другие формирования войск СС, 15-я латышская дивизия причастна к военным преступлениям. Исторические источники подтверждают её участие в карательных акциях против мирного населения, подавлении партизанского движения и убийствах военнопленных. В частности, дивизия была задействована в операциях по уничтожению деревень, подозреваемых в поддержке партизан, а также в массовых расправах над мирными жителями на оккупированных территориях.
Эти действия, как правило, проводились под руководством немецких офицеров, однако в них участвовали и латышские солдаты. Вопрос об ответственности латышских добровольцев за эти преступления остаётся предметом дискуссий среди историков. Некоторые исследователи указывают на то, что многие солдаты дивизии действовали под принуждением и не принимали участия в преступлениях, тогда как другие подчёркивают, что участие в карательных акциях было систематическим и носило массовый характер.
- В любом случае, жители северо-западных районов РФ еще сохраняют коллективную память о зверствах латышских эсэсовцев в годы войны.
Тем более, в Латышский легион (в него входили 15-я и 19 латышские дивизии СС), который принёс присягу в борьбе против большевиков лично Гитлеру, были включены в 1943—1944 годах члены латышских полицейских батальонов. С 1941 по 1943 годы последние участвовали в многочисленных операциях по уничтожению населения Латвии, России и Белоруссии.
Солдаты 15-й добровольческой пехотной дивизии СС принимали участие в карательной операции «Весенний праздник» (нем. Frühlingsfest), против партизан и мирных жителей Полоцко-Лепельской партизанской зоны. В ходе операции, как известно было совершено много преступлений против мирного населения.
В ходе боёв за Померанский вал, 2 февраля 1945 латвийские эсэсовцы казнили связанных 32 пленных польских солдат.
31 января 1945 года 1-я пехотная дивизия им. Тадеуша Костюшко из состава 1-й армии Войска Польского, вела бои за деревню Подгае. Рота лейтенанта Альфреда Софка вступил в бой с солдатами 15-й латышской добровольческой дивизии войск СС. Поляки были вынуждены сдаться. Потом решили бежать, но их всех поймали, за исключением старшего лейтенанта Збигнева Фургалы и младшего сержанта Бондзюрецкого. Пойманных казнили.
Командование дивизии
Командование 15-й латышской дивизией СС осуществляли немецкие офицеры, имеющие опыт службы в войсках СС. Среди них можно выделить оберфюрера СС Карла Бурка, который был последним командиром дивизии с 15 февраля 1945 года.
Латышские офицеры занимали командные должности на уровне рот и батальонов, что обеспечивало относительную автономию дивизии в рамках войск СС. Но были и те, кто занимал должности выше:
- Так, с 25 февраля 1943 по 6 июля 1944 командиром штаба дивизии был оберфюрер СС Артур Силгайлис. Он был опытным командиром латышской армии еще со времен Гражданской войны.
- Или ваффен-оберштурмбаннфюрер, командир 32-го добровольческого пехотного полка СС Карл Аперат. Награжден Рыцарским крестом Железного креста. Застрелился из-за опасности попасть в плен, когда был ранен в живот.
Историческое наследие
История 15-й латышской дивизии СС остаётся одной из самых противоречивых страниц Второй мировой войны. С одной стороны, она рассматривается как пример сотрудничества местного населения с нацистской Германией, с другой – как попытка латышей бороться против советской власти, которая в 1940 году аннексировала Латвию.
Последняя теория утверждалась в созданной латышскими легионерами организации "Ястребы Даугавы". Эта организация была антисоветской за что получила поддержку от разведорганов НАТО. Так, агентом ЦРУ был выживший в Берлине Вилис Янумс.
После войны многие ветераны дивизии утверждали, что они сражались исключительно против Красной Армии и не участвовали в военных преступлениях. Однако многочисленные документы и свидетельства очевидцев опровергают эти заявления, указывая на причастность дивизии к карательным операциям и другим преступлениям.
Сегодня оценка деятельности 15-й латышской дивизии СС варьируется в зависимости от политической и исторической точки зрения. В Латвии некоторые потомки ветеранов 15-й дивизии считают её бойцов борцами за независимость страны, тогда как в России и ряде других стран дивизия воспринимается как часть преступной машины нацистской Германии.
Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, может подпиской! Впереди, на канале, много интересного! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!