Продолжение рассказа про первые в истории космонавтики орбитальные станции. Начало здесь:
Орбитальная станция ДОС-7К. От "Зари" к "Салюту".
На космодроме Байконур приближалось время старта ракеты "Протон-К" с орбитальной станцией ДОС-7К. А через несколько дней после этого в космос должен был быть запущен космический корабль 7КТ-ОК №31 ("Союз-10").
Конструкция орбитального блока станции ДОС-7К была рассчитана на выведение его на орбиту без использования общего защитного головного обтекателя. Для защиты некоторых наружных элементов (солнечных батарей, иллюминаторов, антенн и т.п.) от воздействия аэродинамических и тепловых нагрузок, возникающих на активном участке выведения, были применены локальные обтекатели и крышки, которые сбрасывались после прохождения плотных слоев атмосферы.
Настало время придумать станции название, которое предполагалось использовать в сообщении ТАСС. Интересно, что станцию сначала хотели назвать "Заря", и это слово крупными буквами было написано на её борту. Но уже на Байконуре выяснилось, что первый китайский спутник, запущенный в 1970 году, носил название "Дунфан Хун-1" (что в переводе означает "Аллеет Восток", то есть фактически заря), и станцию решили переименовать в "Салют", а потом красивое название "унаследовали" и другие станции. Но первая станция так и улетела в космос с именем "Заря" на борту.
Из книги Николая Каманина "Скрытый космос" книга 4 (записи за 1971 год):
15 апреля.
Рано утром состоялась вывозка ракеты и станции на старт. Все прошло благополучно, хотя накануне начальник космодрома генерал А.А. Курушин был очень обеспокоен прогнозом метеорологов, обещавших порывы ветра до 15 метров в секунду. Пускать ракету можно и при большей силе ветра, но при вывозке его скорость не должна превышать 10 метров в секунду. К счастью, метеорологи ошиблись - скорость ветра была заметно меньше предельно допустимой.
16 апреля.
Заправка транспортного корабля № 31 (будущего "Союза-10") закончена, и сегодня он предоставлен в распоряжение экипажей для "отсидки". В 11:00 члены экипажа Шаталова займут свои места в корабле и в течение четырех часов будут осматривать и проверять все его оборудование (без включения электропитания).
18 апреля.
На 81-й площадке состоялось предстартовое заседание Госкомиссии: разрешена заправка ракеты УР-500 топливом и подтверждена готовность ее к пуску со станцией в намеченный ранее срок - 19 апреля в 6:40 местного времени.
19 апреля.
Утро выдалось прохладное, ночью был дождь с грозой. К 5:20 все
члены Госкомиссии и "гости" собрались на наблюдательном пункте 95-
й площадки. У меня была полная уверенность, что ракета сработает
нормально, но по станции было много сомнений.
Ровно в 6:40 начался подъем, и на сороковой секунде полета
ракета скрылась в облаках. В течение пяти-шести минут мы слушали
репортаж о ходе полета, а после сообщения о включении третьей
ступени ракеты я предложил выехать на КП второй площадки.
По первым докладам с ИПов мы убедились в успешном выходе
станции ДОС-7К на орбиту и раскрытии ее антенн и солнечных
батарей. Однако в конце первого витка выяснилось, что на станции не
открылась крышка отсека научной аппаратуры. Этот дефект исключает
возможность проведения ряда экспериментов, но он не должен
отрицательно повлиять на полет станции, и поэтому нами было
принято решение о вывозке на старт ракеты с транспортным кораблем.
На следующий день, 20 апреля, пришло сообщение об отказе шести из восьми
вентиляторов системы жизнеобеспечения и терморегулирования. Они очень редко отказывали во всех предшествующих полетах, поэтому на станции имелись только два запасных вентилятора (считалось, что их вполне хватит на 90 дней полета). Наиболее вероятной причиной отказа считалось засорение сеток вентиляторов пылью и мелкими кусками бумаги или ткани.
В тот же день на космодроме состоялось заседание Государственной комиссии, на котором был утвержден основной экипаж корабля "Союз-10" в составе Шаталова, Елисеева и Рукавишникова, а экипажи Леонова и Добровольского
назначили запасными. Госкомиссия назначила пуск "Союза-10" (7КТ-ОК №31) на 22 апреля в 3:20 московского времени.
Неудачный полет первого экипажа.
Неудачи в этом полете начались ещё до старта. Всю ночь накануне старта на космодроме шел дождь, и из-за него на корпусе ракеты появились блуждающие токи переменного знака (то "плюс", то "минус"). Однако, ракету все-таки заправили топливом, посадили в корабль экипаж и выполнили обычные предпусковые операции и проверки. За минуту до включения зажигания было обнаружено, что не отходит кабель-мачта. Возникла крайне опасная ситуация: могла сработать САС или возникнуть пожар. Пусковые операции немедленно прекратили. Через считанные секунды были отданы все "отбойные" команды,
необходимые для отключения САС, поднятия ферм обслуживания и подготовки эвакуации космонавтов из корабля. Старт корабля решили перенести на 23 апреля (при проверке после этого инцидента, кабель-мачта три раза нормально отходила от корабля).
За первые десять лет пилотируемых полетов это была вторая задержка старта на сутки (и обе с Шаталовым - первой была задержка со стартом корабля "Союз-4"). Кроме него подобной "везучестью" отличался ещё Томас Стаффорд во время полетов на кораблях "Джемини".
23 апреля 1971 года космический корабль "Союз-10" успешно стартовал в космос. Правда перед стартом опять повторился вчерашний дефект: три
раза не проходила команда на отделение штекеров и отвод кабель-
мачты. Но в этот раз запуск решили продолжить и в конце концов добились успеха.
Из книги Николая Каманина "Скрытый космос" книга 4 (записи за 1971 год):
30 апреля. Москва.
... На первых витках полета "Союза-10" все шло хорошо, и это
вселяло в нас уверенность в успешном преодолении возникших
трудностей. Но на четвертом витке при попытке выполнить коррекцию
орбиты корабля обнаружились сбои в работе интегратора и
гироскопов. Это был первый неприятный сигнал с борта "Союза-10".
Дали задание Шаталову выполнить коррекцию орбиты вручную, а
сами вылетели на самолете Ил-18 в Евпаторию.
... В три часа 24 апреля началась стыковка "Союза-10" со станцией
"Салют". Коррекцией орбит корабль и станция были сведены на
расстояние 16 километров, после включения системы "Игла"
осуществился "захват" и началось дальнейшее их сближение в
автоматическом режиме с относительной скоростью до 27 метров в
секунду. По мере сокращения расстояния между кораблем и станцией
скорость сближения снижалась. Когда до "Салюта" оставалось
полкилометра, она была снижена до двух метров в секунду. На
расстоянии 200 метров от станции Шаталов взял управление
стыковкой в свои руки. Соприкосновение "Союза-10" с "Салютом"
произошло при относительной скорости 20-30 сантиметров в секунду.
Через 15 минут Шаталов доложил, что транспарант "Есть стыковка" не горит и нет сигнала, подтверждающего наличие электрической стыковки. По данным телеметрии мы убедились в неполной стыковке - корабль и станция не "дотянулись" друг до друга на 90 миллиметров. В таком состоянии открывать люки для перехода на станцию без скафандров нельзя из-за отсутствия герметизации.
Приказали экипажу пока ничего не предпринимать и ждать наших
указаний. Через виток дали команду Шаталову попытаться "дожать"
стыковочные узлы. Экипаж предпринял несколько попыток завершить
стыковку, но успеха не добился...
На четвертом витке совместного полета выдали команду на
расстыковку. Космонавты выполнили все наши рекомендации, однако
корабль и станция не расстыковались.
Возникла сложная аварийная ситуация. Согласно логике работы схемы стыковки, расстыковка была возможна только тогда, когда были состыкованы электрические разъемы и полностью выполнен режим системы стыковки и внутреннего перехода. Поданная по командной радиолинии или с пульта корабля "Союз" команда на расстыковку не могла освободить стыковочную штангу, которую прочно удерживали защелки "пассивной" части стыковочного агрегата. Правда, на такой нештатный вариант была предусмотрена аварийная расстыковка. По аварийной команде с помощью пиропатронов штанга отстреливалась от "активной" части. Но при этом она оставалась в "пассивном" конусе и повторная стыковка другого корабля уже была невозможна.
Ситуацию спасли Всеволод Живоглотов (один из разработчиков стыковочного агрегата) и Николай Рукавишников, который по его инструкции вскрыл блок электроники и поставил перемычку на определённые штыри блока. После этого с пульта дали команду на стыковку, а перемычку сняли. В результате по схеме прошла команда, убирающая упоры, за которые штырь удерживался в приемном гнезде конуса, и "Союз-10" благополучно отделился от станции после пятичасового совместного полета. Повторять стыковку не стали, поскольку при первой стыковке было израсходовано 80 кг рабочего тела (в два раза больше нормы), а также потому, что наиболее вероятной причиной неполного стягивания корабля и станции предполагалась механическая поломка муфты амортизационных лап в активной части стыковочного узла корабля по причине больших боковых колебаний при стыковке.
Из послеполетного доклада Владимира Шаталова:
У корабля хорошие маневренные возможности, он очень
послушен при ручном управлении. Все динамические операции
выполнялись без всяких замечаний. Правда, когда управление
сближением взяла на себя "Игла", то было немного не по себе от
частых разворотов и включений СКД. На дальности 140 метров я взял
управление причаливанием на себя. Ручное причаливание было
выполнено сразу, без замечаний. Мне было проще, чем на "Союзе-4 и
-5". Касание было мягким, без дребезжания или скрежета. Как только
прошел захват, корабль качнулся вправо аж на 30 градусов, потом
махнул влево. Период колебаний составил семь секунд. Мы боялись
вообще лишиться стыковочного узла. Потом колебания успокоились.
Что случилось при стягивании, мы не поняли.
24 апреля 1971 года спускаемый аппарат корабля "Союз-10" произвёл первую в мире ночную посадку на земную поверхность.
Советская пресса ни словом не обмолвилась об аварийной ситуации на орбите, написав о новой большой победе в космосе. Правда уже тогда (а автор - современник этого события) меня очень удивил тот факт, что космонавты, состыковавшись не перешли на борт станции. Потом, мои родители (косвенно связанные по работе с космической отраслью) рассказали мне о том, что же произошло на самом деле.
Так закончился полет первого экипажа на орбитальную станцию.
Трагедия второго экипажа.
Несмотря на фиаско "Союза-10", руководитель ЦКБЭМ Василий Мишин предложил придерживаться первоначального плана и отправить на станцию ещё две экспедиции: "Союз-11" в июне и "Союз-12" в июле. На "Союзе-11" в мае 1971 года были закончены доработки стыковочного узла (в части усиления муфты амортизационных лап), запас рабочего тела был увеличен на 10 кг. Совет главных конструкторов рекомендовал передать космонавтам заключительные операции по стыковке при отключенной автоматике. На пульте командира экипажа были установлены кнопка управления двигателями сближения и штурвал для стягивания корабля и станции. Когда при проверке корабля в мае месяце отказал комплект системы "Игла", вместо него был смонтирован новый комплект и установлен дополнительный пульт для управления стыковкой.
Перед полетом опять встал вопрос о длительности экспедиции. Мишин настаивал на 30-ти суточном полете "Союза-11", а Каманин предлагал главной задачей полета поставить осуществление успешной стыковки и "оживление станции". При этом длительность полета не должна была иметь решающего значения. В итоге все согласились на пуск 6 июня и длительность полета до 25 суток.
Основным экипажем для полета на корабле "Союз-11" (7КТ-ОК №32) был назначен экипаж в составе Леонова, Кубасова и Колодина. Дублирующий экипаж состоял из Добровольского, Волкова и Пацаева.
Третьего июня, всего за несколько дней до старта, при прохождении предстартового медицинского обследования у Кубасова было обнаружено затемнение в легких (позже выяснилось, что это лёгкая форма аллергии на цветение одного из растений). В соответствии с решением Министерства общего машиностроения и Министерства здравоохранения о запрете производить на космодроме индивидуальные замены, экипаж Леонова был отстранен от полета и заменен на экипаж Добровольского. В то же время Леонов и Колодин просили оставить их экипаж основным, заменив Кубасова на Волкова, и были очень расстроены отказом это сделать, не предполагая, что это спасет им жизнь.
Четвертого июня 1971 года ракету и корабль вывезли на старт.
В тот же день была проведена предстартовая пресс-конференция на которой Добровольскому и его товарищам пришлось отвечать на многочисленные вопросы журналистов. Пятого июня в 10 часов утра на второй площадке космодрома провели традиционный митинг с боевым расчетом и представителями промышленности. Обычно перед закрытием митинга основной экипаж и дублеры делают круг почета. Леонов знал об этой традиции, но нарушил ее: когда Добровольский, Волков и Пацаев двинулись по кругу, экипаж Леонова остался на месте.
Тем не менее, 6 июня 1971 года корабль "Союз-11" успешно стартовал и уже на втором витке была установлена связь с экипажем корабля. На следующий день состоялась стыковка корабля с орбитальной станцией. В момент включения "Иглы" корабль и станция находились на расстоянии 7 километров друг от друга. В процессе сближения и причаливания экипаж Добровольского действовал безукоризненно и толково вел репортаж о ходе стыковки. Непосредственное соприкосновение "Союза-11" с "Салютом" произошло уже вне зоны УКВ-связи, и долгие полтора часа людям в ЦУПе оставалось только ждать и надеяться. И надежды не были обмануты: в очередном сеансе связи экипаж доложил, что стыковка осуществлена.
После этого были открыты люки и Виктор Пацаев первым перешел на орбитальную станцию. Он включил установку регенерации воздуха и освещение, заменил два отказавших вентилятора и произвел общее обследование оборудования. По докладу экипажа, атмосфера на станции была неприятной, с сильным запахом гари. Для полной очистки воздуха потребовалось не менее 20 часов, поэтому экипажу разрешили первую ночь после стыковки провести в корабле.
Дальнейший полёт проходил непросто: впервые дала о себе знать проблема психологической совместимости (между Добровольским и Волковым за роль лидера экипажа) - руководителям полёта, работавшим в Евпатории, приходилось проявлять изобретательность в общении с космонавтами, чтобы сгладить острые углы. 16 июня на станции произошло возгорание проводки - экипажу была дана команда готовить корабль к эвакуации. С проблемой удалось оперативно справиться, и космонавты продолжили работу на "Салюте". Участие в спасении станции сплотило их, а натянутость в отношениях исчезла.
19 июня космонавт Виктор Пацаев отметил свой день рождения. Юрий Фокин (известный телеведущий, освещавший все первые космические полеты на советском телевидении), Андриян Николаев, жена и дети Пацаева и все, кто находился на командном пункте, тепло приветствовали именинника и пожелали ему и всему экипажу благополучного завершения полета. Автор статьи сам слышал этот репортаж по радио и помнит, что в подарок имениннику коллегами была преподнесена обыкновенная луковица - настоящее лакомство в условиях длительного полета и унылого бортпайка.
Из книги Николая Каманина "Скрытый космос" книга 4 (записи за 1971 год):
20 июня.
... все оптимистические заверения врачей Минздрава о возможности 30-суточного полета на "Салюте", мягко говоря, не оправдываются. За 14 суток пребывания на орбите космонавты занимались физическими упражнениями значительно меньше времени, чем намечалось, по следующим причинам:
1) тренировочные костюмы не выдерживают необходимой нагрузки (рвутся амортизаторы);
2) у вакуумной емкости в первые же дни полета сломались две стойки из трех;
3) при тренировках на бегущей дорожке вся станция "ходит ходуном" (вибрируют панели солнечных батарей, плещется горючее в баках, шум от работающей дорожки не дает заснуть отдыхающим членам экипажа).
24 июня был перекрыт рекорд длительности полёта, установленный в 1970 году Андрияном Николаевым и Виталием Севастьяновым на "Союзе-9". К тому времени экипаж "Салюта" вымотался и сильно устал, что было видно по сеансам связи. Врачей также беспокоил отказ космонавтов полностью выполнять программу физических тренировок, поэтому было решено сократить план полёта на сутки.
Вечером 29 июня космонавты заняли свои места в спускаемом аппарате корабля и закрыли люк, но транспарант "Люк открыт" продолжал гореть. Центр управления полётом дал указание повторить манипуляции с люком - транспарант не погас. Затем ещё раз - транспарант продолжал гореть. Экипаж начал нервничать: негерметичный люк спускаемого аппарата означал верную смерть. В ЦУПе всё же нашли причину: барахлил контакт датчика на обрезе люка. Георгий Добровольский подложил кусочек пластыря под концевик датчика и вновь закрыл люк - транспарант погас. Герметичность проверили сбросом давления в бытовом отсеке. Когда выяснилось, что всё в норме, ЦУП отдал команду на расстыковку и спуск.
29 июня в 21:25:15 по московскому времени "Союз-11" отстыковался от "Салюта". По просьбе Земли Добровольский подвел корабль к станции, а Пацаев ее сфотографировал.
30 июня в 01:35:24 московского времени двигатель корабля был включен на торможение, и корабельный научно-измерительный пункт в Атлантике подтвердил, что он отработал заданное время.
В 01:47:28 московского времени должно было произойти разделение отсеков корабля. В ЦУПе с нетерпением ждали докладов с борта "Союза-11", но связи с экипажем не было. В 01:54 спускаемый аппарат был обнаружен средствами ПВО на удалении 2200 км от расчетного места посадки, и далее его уже не выпускали из виду. В 02:02:54 на высоте около 7 км раскрылся основной парашют спускаемого аппарата, вскоре его засекли с встречающих вертолетов. Корабль снижался в заданном районе, но экипаж попрежнему молчал. В 02:16:52 сработали двигатели мягкой посадки – спускаемый аппарат приземлился.
Почти одновременно неподалеку от него сел вертолет поисковой службы.
К спускаемому аппарату подбежали поисковики и всего через минуту открыли люк – космонавты не подавали признаков жизни. Врачи пытались тут же, на месте, реанимировать их, но было уже поздно. Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли из-за разгерметизации спускаемого аппарата. Полет "Союза-11" закончился трагедией.
При осмотре спускаемого аппарата выяснилось, что в кабине выключены все передатчики и приемники. Плечевые ремни у всех троих были отстегнуты, а ремни Добровольского перепутаны и застегнут только верхний поясной замок. Один из двух вентиляционных клапанов находился в открытом положении. Этот клапан открывается при парашютировании для выравнивания забортного атмосферного давления с давлением в спускаемом аппарате. Других отклонений от нормы специалисты не обнаружили.
Для расследования причин катастрофы была создана Правительственная
комиссия под председательством академика М.В.Келдыша, которая пришла к однозначному выводу: при разделении отсеков преждевременно и
несанкционированно открылся вентиляционный клапан. В результате спускаемый аппарат разгерметизировался, и это привело к гибели космонавтов.
Для прощания с космонавтами 1 июля был открыт зал Центрального дома Советской армии.
Из книги Николая Каманина "Скрытый космос" книга 4 (записи за 1971 год):
1 июля.
В 19:30 мы были уже в Москве, и в 21:40 я уже стоял в почетном
карауле у праха космонавтов. Волков лежал в гробу, как живой, а лица
Добровольского и Пацаева изменились до неузнаваемости.
Первоначально было объявлено о прекращении доступа в ЦДСА в 10
часов вечера, но пришедших проститься с космонавтами было так
много, что церемония прощания продолжалась до полуночи. Около
часа ночи состоялась кремация...
Похороны космонавтов состоялись 2 июля 1971 года на Красной площади в Москве.
Немного о том, что было дальше.
По результатам расследования катастрофы конструкторы глубоко доработали корабль "Союз". Он стал двухместный, но зато космонавты облачились в скафандры "Сокол-К"; был заменён вентиляционный клапан: его сделали более устойчивым к ударам и снабдили ручной заглушкой; корабль лишился солнечных батарей (вместо них были установлены две большие штыревые антенны) - электропитание ограничивалось аккумуляторами с запасом только на 2 суток для перелёта к орбитальной станции. Новая модификация получила обозначение 7К-Т. Подробнее об этом корабле можно прочитать здесь:
Пока шли доработки корабля, станция "Салют" выработала свой ресурс и 11 октября 1971 года, пробыв на орбите 175 суток, была по командам ЦУПа сведена с орбиты и вошла в плотные слои атмосферы, где произошло ее разрушение. Несгоревшие обломки упали в Тихий океан.
29 июля 1972 года на космодроме Байконур ракета-носитель "Протон-К" запустила станцию ДОС-7К №2, аналогичную предшествующей по конструкции и составу научной аппаратуры. Предполагалось, что к ней отправится экипаж в составе Алексея Леонова и Валерия Кубасова. Однако на 182-й секунде полёта произошло выключение двигательной установки второй ступени ракеты-носителя - станция погибла, а её существование надолго засекретили.
К тому времени сотрудники ЦКБМ завершили работу над первой военной станцией "Алмаз". Её подготовка на технической позиции космодрома Байконур началась в январе 1973 года и продолжалась три месяца. Старт состоялся 3 апреля 1973 года. "Алмаз" вышел на орбиту, и агентство ТАСС распространило официальное сообщение о запуске орбитальной станции "Салют-2".
На 13-е сутки полета произошла разгерметизация отсеков станции, а 25 апреля перестала поступать телеметрическая информация. Станция, пробыв на орбите 54 дня, закончила свою работу 28 мая 1973 года в результате естественного торможения в верхних слоях атмосферы и упала в Тихий океан около Австралии.
Первый успешный запуск военной станции "Алмаз" под названием "Салют-3" состоялся только в следующем году - в ночь с 24 на 25 июня 1974 года. Через несколько дней к ней пристыковался космический корабль "Союз-14". Началось планомерное использование орбитальных станций для космических полетов.
Продолжением первой станции "Салют" явились станции "Салют-4", "Салют-6" и "Салют-7". Их рабочий и переходный отсеки были почти аналогичны первому "Салюту".
Даже в основном блоке орбитальной станции "Мир", а также в модуле "Звезда" на МКС, можно узнать тот же корпус первой орбитальной станции.
Все это означает не только то, что СССР, а затем и Россия не обзавелись на тот момент другим носителем, кроме ракеты "Протон", и, следовательно, приспосабливали все блоки орбитальных станций под этот носитель, но и то, что эта конструкция оказалась вполне удачной, способной пережить несколько десятилетий. А вот новая российская орбитальная станция обещает быть несколько иной, как и ракета, которая её должна будет выводить. Ну что же, поживем - увидим. А в следующей части будет рассказ об американской орбитальной станции "Скайлэб".
Продолжение следует.