Космический корабль "Восход" - корабль, навсегда вошедший на страницы истории космонавтики, как первый многоместный космический корабль и корабль, из которого был впервые в мире осуществлен выход человека в открытый космос. Но ведь этого корабля могло и не быть.
Период с 1961 по 1963 год - время безоговорочного доминирования советской космонавтики: первый полет человека в космос, первый суточный полет, первый групповой полет двух кораблей длительностью четверо суток и, наконец, групповой полет двух кораблей (с первой женщиной-космонавтом) длительностью пять и трое суток.
Успехи американцев за этот период были заметно скромнее: два суборбитальных полета, два трехвитковых орбитальных, один шестивитковый, продолжительностью девять часов и 22-х витковый продолжительностью 34 часа.
Представленный здесь номер журнала "Америка" за апрель 1970 года до сих пор хранится в архиве автора этой статьи. Он сумел в далеком 1970-м году познакомить его с историей американской космонавтики, о которой автор в то время имел самое смутное представление. Кроме того, заслуживает уважение правдивый рассказ о достижениях советской космонавтики, а также сравнение размеров ракетоносителей двух стран на каждом историческом отрезке (довольно долго не в пользу американской стороны). Именно после этого номера журнала автор серьезно заинтересовался историей космонавтики. Однако, продолжим.
Что же должно было последовать дальше?
У военных Советского Союза были конкретные планы по поводу использования кораблей "Восток". Вот что об этом пишет Николай Петрович Каманин в своих дневниках "Скрытый космос" (1962 год):
Главное в предложениях ВВС сводится к следующему:
1) заказать 10 кораблей «Восток»;
2) дооборудовать «Востоки» так, чтобы можно было отрабатывать элементы боевого применения (разведка, перехват, удар);
3) довести в 1963 году продолжительность пребывания в космосе человека до 11-12 суток, а животных — до 30;
4) вывести корабли с животными на более высокие орбиты; 5) провести ряд специальных экспериментов (посадка вручную, приземление в корабле, разгерметизация корабля в космосе и др.).
Вот так должен был выглядеть дооборудованный (его ещё называли высотный) корабль "Восток":
Главное отличие - наличие на корабле порохового реактивного двигателя, который бы применялся для торможения корабля при полетах на более высоких орбитах, где аэродинамическое самоторможение корабля было бы невозможным.
Кроме того полным ходом шло проектирование нового корабля 7К ("Союз"), который предназначался в первую очередь для облета Луны и высадке на её поверхность.
Из дневника Н.П. Каманина (1963 год):
30 ноября. Я и генерал Холодков более двух часов беседовали вчера с маршалом Руденко о наших космических делах. Мы рассмотрели проекты программы очередных полетов «Востоков». На 1964 год намечается 4 полета: первый полет - с собакой и другими животными на борту (высота орбиты 600 километров, продолжительность полета 10 суток), затем одиночный полет космонавта продолжительностью до 8 суток и, наконец, групповой полет двух «Востоков» с космонавтами на борту продолжительностью до 10 суток. Высота орбит для полетов космонавтов будет уточнена после полета животных. Предусматриваются значительные изменения в оборудовании корабля с целью проведения космонавтами целого ряда научных и исследовательских военных экспериментов. Кроме полетов «Востоков» в конце 1964 года, по мнению Королева, возможен и полет «Союза» (я, правда, не уверен в этом), поэтому нам необходимо подготовить экипажи не только для «Востоков», но и для 2-3 «Союзов». Для облета Луны и полетов на Луну потребуются хорошо подготовленные космонавты-штурманы. В декабре нам нужно будет сформировать в ЦПК учебную группу космонавтов-штурманов (3-4 штурмана, 1-2 математика, 2-3 астронома).
В Соединенных Штатах также полным ходом шло строительство нового двухместного корабля "Джемини" ("Близнецы"). По проекту двухместные корабли "Джемини" (автору больше нравится привычное с детства название "Джемини", нежели используемое в советской прессе "Джеминай") должны были маневрировать в космосе, осуществлять стыковки с ракетой-мишенью "Аджена", а также обеспечивать выход астронавтов в открытый космос при полной разгерметизации корабля. Довольно подробно все это было описано в статье Джона Ф. Келли "План освоения космоса" в журнале "Америка" июль 1963 / №82.
С 1963 года руководство страны стало беспокоить возможное отставание Советского Союза в постройке многоместных космических кораблей. В связи с этим и родилась идея переделать одноместный "Восток" в трехместный космический корабль, обеспечив в дальнейшем и выход космонавта в открытое космическое пространство.
Авторство идеи разработки корабля "Восход" приписывается и Хрущеву, и Королеву. Борис Черток в своей книге "Ракеты и люди" пишет:
Между тем информация о разработке американцами двухместного
космического корабля «Джемини» и трехместного «Аполлона» дошла
до Хрущева. В лице сына Сергея он имел вполне компетентного
домашнего консультанта. Американским проектам мы готовились
противопоставить двухместные «Союзы». Но когда еще они будут!
Несмотря на весь оптимизм Королева, было вполне достаточное
количество здравомыслящих, которым было очевидно, что «Союз» в
1964 году не полетит. Вот тогда и появилось указание Хрущева
Королеву о приспособлении «Востока» к полету сразу трех человек.
На самом деле проект переделки "Востока" в многоместный корабль возник ещё в 1961 году, но тогда поддержки не получил.
Из дневника Н.П. Каманина (1964 год):
5 февраля.
Весь рабочий день был с космонавтами в ОКБ-1 и на заводе, изучали макет трехместного космического корабля 7К и проект «Востока», переделываемого в многоместный корабль с экипажем из трех человек. Занятия и беседы вели Королев, Цыбин, Фролов и другие специалисты ОКБ. От ВВС были: Руденко, я, Кузнецов, Яковлев, все космонавты и
слушатели. Сергей Павлович подарил всем слушателям и Н.Ф. Кузнецову копию нашего лунника (остальные присутствующие получили от него этот подарок значительно раньше).
Королев только вчера получил распоряжение: корабли «Восток» больше не делать, а с использованием имеющихся четырех «Востоков» подготовить и осуществить в 1964 году полет экипажа в составе трех космонавтов. Такое решение созрело в верхах по двум причинам:
1. Корабль «Союз» в 1964 году летать еще не будет.
2. Американцы, готовящиеся запустить в космос корабли «Джемини» и «Аполлон», могут обогнать нас в 1964 году.
Таким образом, наши руководители хотят любыми средствами и даже с большим риском удержать наше первенство в космосе. Еще в 1961 году мы предлагали приспособить «Восток» для полета 2-3 человек, но, к сожалению, о нашем предложении вспомнили только три года спустя. Полеты «Востоков» с экипажами из 2-3 человек можно было бы
осуществить уже в 1962-1963 годах, но тогда «верхи» отказывались строить «Востоки» вообще, надеясь на скорый выход «Союзов». А теперь, когда все убедились, что «Союзы» будут готовы не раньше 1965 года, наши высокие руководители решили в пожарном порядке латать «Восток».
На сайте корпорации "Роскосмос" в статье, посвященной созданию корабля "Восход", утверждается, что "для того, чтобы не отстать С.П. Королёв предложил модифицировать корабль "Восток", системы которого продемонстрировали свою надёжность". На самом деле, не столь важно, кто предложил, важно, что эта идея инициировала очень быстрое проектирование и изготовление космического корабля. Эскизный проект корабля, который получил название "Восход", был утвержден Королевым 12 февраля 1964 года, а уже 12 октября того же года на корабле полетел первый экипаж. Невиданная скорость разработки в истории космонавтики, несмотря на то, что требовалось решить целый ряд важных проблем.
Небольшое отступление от темы. В многочисленных заявлениях так-называемых "конспирологов" утверждается, что США впервые полетели в космос в 1981 году на шаттле "Колумбия". Не имею желания опровергать их точку зрения, пусть за меня это сделают другие, но не могу не отметить, что если бы все было так, как заявляют "конспирологи", то и корабль "Восход" не появился бы на свет, так как исчезла бы единственная причина его создания - не допустить опережения нас американцам в постройке многоместного корабля. Однако, вернемся к теме нашей статьи.
Следует отметить, что разрабатывались два варианта корабля: 3КВ - трехместный корабль и 3КД - двухместный со шлюзом для выхода в открытый космос. Далее разберем некоторые пункты эскизного проекта на корабль.
- Начнем с ракеты носителя.
В проекте сказано: "Выведение корабля на орбиту производится носителем 11А57." Носитель на основе ракеты Р-7А "Восток" (8К74), где в качестве третей ступени использовался блок "И", уже опробованный на ракете носителе "Молния". Позднее на основе ракеты 11А57 была создана ракета 11А511 "Союз".
Большой недоработкой в области безопасности явилось отсутствие на носителе системы аварийного спасения на начальных этапах полета (по типу применяемых на ракетах "Союз"). Это отмечается и в эскизном проекте, и даются рекомендации по установке САС. Но ничего этого на носителях "Восход" сделано не было (время, время, товарищи).
- Размещение космонавтов в корабле.
Чтобы разместить трех человек в одноместном корабле, пришлось отказаться от скафандров.
Б.Е. Черток в своей книге "Ракеты и люди" пишет:
Разместить троих человек в скафандрах казалось совершенно невозможным. С горем пополам можно было втиснуть их ненадолго в очень неудобной позе только в тренировочных костюмах.
Отказ от скафандров вызвал яростное сопротивление ВВС. Но под
нажимом Королева противники один за другим отступали. Наиболее
последовательным защитником скафандров оставался Каманин. Но и
ему пришлось ретироваться после нажима «сверху» со стороны
маршалов Вершинина и Руденко.
При этом пришлось ещё развернуть кресла космонавтов на 90 градусов, по сравнению с креслом в "Востоке", что сделало неудобным доступ членов экипажа (и особенно командира корабля) к пульту управления. Все кресла были снабжены амортизацией.
- Ограничение времени полета.
Это ограничение - одна из главных проблем первого этапа пилотируемой космонавтики. Ещё до запуска "Востока-1" среди специалистов велись споры о том, какая система поглощения углекислого газа надежней - угольная, или на основе гидроксида лития. В итоге Гагарин полетел с угольной, поскольку полет не предполагался длительным, а вот Титов уже использовал более совершенную систему. Также трудно было обеспечивать в полете комфортную для космонавтов температуру внутри кабины, причем если на наших кораблях температура стремилась упасть, то на американских, наоборот, поднималась, и американские астронавты сильно страдали от жары.
В связи с резким увеличением количества членов экипажа, пришлось ограничить время полета одними сутками, что потребовало включения в конструкцию корабля дополнительного порохового тормозного двигателя 15Х13, гарантированно обеспечивающего сход с орбиты (основной тормозной двигатель "Востока" показал не очень высокую надежность во время полетов). Для ориентации корабля перед включением дополнительного тормозного двигателя была разработана система ионных датчиков направления вектора скорости.
- Схема посадки.
Впервые в истории советской космонавтики, космонавты должны были приземляться внутри спускаемого аппарата.
Впервые должна была применяться парашютно-реактивная система посадки - то есть спуск корабля в атмосфере осуществляется на парашютах, а непосредственно у земли скорость гасится с помощью порохового двигателя РДТТ.
Работа системы мягкой посадки должна была быть проверена на спутнике-фоторазведчике "Зенит", изготовленном на основе корабля "Восток". Такое испытание состоялось 1 июля 1964 года, когда в космос был запущен спутник "Космос-34" ("Зенит-4" №3). В это раз система мягкой посадки сработала с очень большой задержкой, в то время, когда аппарат уже коснулся земли.
Вот что пишет Каманин в своих дневниках (1964 год):
20 июля.
... Я рассказал экипажу о ходе испытаний «Восхода» в Феодосии и о приземлении очередного «Зенита». Он опустился в Уральских горах на 30-градусный склон, тормозной движок сработал уже после того, как корабль, прокатившись метров 300, остановился.
Систему усовершенствовали, и во время полета беспилотного корабля "Восход" она сработала отлично.
Этот беспилотный запуск корабля "Восход-3КВ" №2 был осуществлен 6 октября 1964 года, за неделю до намеченного пилотируемого запуска.
Б.Е. Черток. Книга "Ракеты и люди":
6 октября рано утром началась подготовка к пуску первого беспилотного «Восхода». Все проходило настолько штатно, по графику, что даже СП ходил по площадке прогулочным шагом и внешне был совершенно спокоен. В 10.00 состоялся пуск. Технологический «Восход» вышел на расчетную орбиту. Через сутки он приземлился в положенном районе. По докладу с места приземления, система мягкой посадки сработала отлично.
Теперь на очереди был пилотируемый полет.
По поводу состава экипажа возникли серьезные разногласия между Королевым и руководством ВВС.
Б.Е. Черток. Книга "Ракеты и люди":
Второй серьезный конфликт с ВВС возник по поводу кандидатур
космонавтов на полет первого в мире трехместного космического
корабля.
Пока «Востоки» были одноместными, не было особых
разногласий. Летать в космос могли только военные летчики и только
истребители. По этому принципу подбиралась первая пятерка.
Исключение было сделано для Терешковой. Она не была летчиком-
истребителем, но в космос ее пустили. Это была большая политика, и
она себя вполне оправдала.
Но экипаж из трех космонавтов комплектовать только летчиками
неразумно. Даже Каманин с этим вынужден был согласиться. Королев предложил экипаж в составе: командир корабля — военный летчик и
двое гражданских — врач и инженер. Начались настоящие сражения за
второе и третье место. Каманин предлагал военного врача и военного
инженера. Он надеялся немного разредить накапливающуюся очередь
среди кандидатов в космонавты. Минздрав предложил Бориса Егорова
— врача не из системы ВВС, а Королев -Феоктистова в качестве
бортинженера. Каманин в конце концов согласился на Егорова, но
против кандидатуры Феоктистова сражался на всех уровнях.
Первоначально в группу «Восход» были зачислены Лазарев, Поляков,
Егоров, Сорокин, Катыс. Для Королева кандидатура Феоктистова стала уже делом принципа и престижа. Он угрожал порвать все связи с ВВС, завести свою службу подготовки космонавтов и доказать, что
инженеры могут управлять космическим кораблем не хуже летчиков.
Споры о составе экипажа закончились победой Королева: летят
Комаров, Егоров, Феоктистов. Опытный летчик-испытатель Комаров,
молодой врач Егоров и конструктор Феоктистов привезут из космоса
бесценную информацию. Таковы были надежды.
Но до того, как быть включенным в состав экипажа космического корабля, тот же Феоктистов выдержал несколько трудных разговоров с Королевым на эту тему.
Из книги К.П. Феоктистова "Семь шагов в небо":
И вот пришел февраль 1964 года, когда Королев поручил нам взяться за проработку трехместного корабля. Поняв, что пришел наш час, мы быстро набросали проект. Когда я доложил ему наши расчеты и эскизы, и он их в целом принял, я вдруг едва ли не нахально заявил: беремся за это дело, если только наших ребят включат в экипаж. Ну и конечно, снова выдвинул аргумент о необходимости иметь на борту инженера-испытателя. А Сергей Павлович - видимо, он давно уже все решил - говорит: "Да, в трехместном, конечно, один, по крайней мере, инженер полетит". Ничего мы тогда точно не обговорили, но как бы заключили по этому вопросу джентльменское соглашение.
Следует ещё сказать, что Феоктистов обращался с этой же просьбой к Королеву ещё до полета первого космонавта (и был послан, сами знаете куда). Но, в начале надо было пройти тщательный медицинский отбор.
Из дневников Н.П. Каманина (1964 год):
18 мая. Из 14 кандидатов ОКБ-1 в экипаж «Восхода» при первичном отборе отсеялись 6 (в частности, О.И.Козюба и Е.А.Фролов — Ред.), остальных положили на обследование в госпиталь (В.Н.Волков, Г.М.Гречко, В.П.Зайцев, В.Н.Кубасов, О.Г.Макаров, А.М.Сидоров, К.П.Феоктистов и В.А.Яздовский — Ред).
13 августа.
Вчера в ЦПК провели первое заседание Государственной комиссии по пуску космического корабля «Восход».
Обсуждали вопрос о составе экипажа корабля «Восход»... К полету подготовлены два экипажа: основной — Волынов, Катыс, Егоров — и дублирующий - Комаров, Феоктистов, Сорокин; запасным для обоих экипажей является врач-летчик Лазарев. Все эти товарищи успешно закончили программу подготовки к полету, но Феоктистова врачи
забраковали по здоровью, а Егорова по результатам обследований они оценивают значительно ниже Лазарева и Сорокина. Королев, Правецкий, Мрыкин и другие высказались за сохранение Феоктистова в числе кандидатов на полет, учитывая его большую ценность как специалиста. Наши врачи и Руденко были против допуска к полету Феоктистова. Королев просил не отчислять Феоктистова, а еще раз внимательно оценить все его возможности и дополнительно доложить о них Госкомиссии. После жарких споров решили пока продолжать подготовку всей семерки, имея в виду, что первыми кандидатами на полет будут Волынов, Катыс и Егоров, но любой из них решением Госкомиссии может быть заменен запасным кандидатом. Запасными утвердили Комарова, Лазарева и Сорокина. Вопрос о Феоктистове будет рассмотрен после специального доклада врачей о состоянии его здоровья.
14 сентября. Самым трудным моментом в нашей беседе был вопрос о составе экипажа «Восхода». Я откровенно изложил Королеву свою точку зрения. Условия полета в «Восходе» будут несравненно более трудными, чем в «Востоке», и поэтому было бы целесообразно послать в полет физически наиболее крепких ребят, то есть Комарова, Волынова, Лазарева — это мой вариант № 1. Но учитывая политические и научные интересы, можно было бы сформировать и такой экипаж: Комаров, Феоктистов, Лазарев. В этом случае в составе экипажа будет гражданский человек — ученый, который, уже много лет работая над созданием космической техники, участвовал в разработке «Востоков», «Зенитов», «Восходов», «Выходов» и других космических аппаратов. Правда, давая согласие на полет Феоктистова, мы отвергаем мнение 20 наших специалистов-врачей, которые считают, что допускать его в космический полет нельзя.
Хорошо зная Феоктистова как специалиста по космической технике и проанализировав весь ход его подготовки в ЦПК, я считаю возможным допустить его в этот полет при условии, что третьим членом экипажа будет Лазарев. Королев настаивал на экипаже: Комаров, Феоктистов, Егоров. В итоге мы договорились, что командиром «Восхода» будет Комаров, а научным сотрудником - Феоктистов. Вопрос о кандидатуре врача остался нерешенным. Королев очень настойчиво добивался моего согласия на кандидатуру Егорова, но я заявил ему, что включать в экипаж одновременно двух «инвалидов» — значит идти на риск срыва ответственного космического полета. Сергей Павлович остался недоволен итогами нашей беседы и несколько раз повторил, что он будет категорически против Лазарева. Королев
считает, что Егоров более подготовлен и для полета, и для будущей деятельности в качестве ученого. Я сказал Сергею Павловичу, что в сравнении с Лазаревым Егоров - мальчишка, к тому же у него слабое зрение и он плохо переносит невесомость, а Лазарев - врач-летчик, который имеет 15-летнюю практику исследовательской работы по авиационной медицине и сможет отлично выполнить полет. К сожалению, это не первое мое серьезное расхождение во мнениях с Королевым. Мне не хотелось с ним ссориться, но в данном вопросе уступать было нельзя.
10 октября.
Вчера вечером было проведено официальное заседание Госкомиссии, которое снималось на кинопленку и записывалось на магнитофон. На заседании присутствовали корреспонденты. Королев доложил о полной готовности к пуску ракеты и корабля. Я доложил о готовности к полету семи космонавтов и внес предложение о назначении в состав
экипажа «Восхода» командиром корабля — подполковника Комарова, научным сотрудником — Феоктистова, врачом — Егорова; их дублерами — Волынова, Катыса, Сорокина, Лазарева.
Замечу, что американцы в основном комплектовали свои экипажи военными летчиками или летчиками-испытателями.
12 октября 1964 года состоялся запуск космического корабля "Восход-1" ("Восход-3КВ" №3) с космонавтами Комаровым, Феоктистовым и Егоровым.
За 16 витков, которые и составили суточный полет первого "Восхода", его экипаж успел многое. На третьем и четвертом витке экипаж проводил физиологические исследования: измерения кровяного давления и легочной вентиляции, анализы крови. Борис Егоров исследовал сердечно-сосудистую систему и вестибулярный аппарат сначала у себя, потом у Феоктистова: такой эксперимент на орбите проводился впервые.
Дальше космонавты работали по индивидуальным планам, в том числе репетировали и ручной заход корабля на посадку, участвовали в сеансе телесвязи с государственной комиссией, собравшейся на Байконуре.
На шестнадцатом витке корабль начал готовиться к посадке, и тут с "Восходом-1" пропала связь. Восстановить ее так и не удалось, и напряжение отпустило всех причастных к полету только тогда, когда начальник службы поиска генерал-лейтенант Александр Кутасин сообщил: его подчиненные видят спускаемый аппарат, медленно опускающийся на парашютах! А вскоре поступило и сообщение от пилота поискового Ил-14, который нашел место приземления "Восхода-1", а рядом с нею троих машущих руками космонавтов. А вот как описывает посадку Константин Феоктистов в своей книге "Семь шагов в небо":
После разделения наш спускаемый аппарат развернулся, мы увидели отделившийся вращающийся приборный отсек, и вдруг прямо в иллюминатор брызнула струя жидкости (шла продувка магистралей после выключения двигателя), и стекло вмиг обледенело. Вошли в атмосферу... Не помню, чтобы волновались, но какое-то внутреннее напряжение могло быть... Посадка была мягкой, но шар перевернулся, и мы повисли на ремнях вверх ногами. Ближе к люку был Володя Комаров, он вылез первым, затем Борис и последним я.
Константин Феоктистов в своей книге не упомянул о потере связи с Землей перед приземлением, но это и понятно - книга вышла в 1984 году, когда писать о неполадках в космосе ещё не было принято.
Вот так завершился полет первого корабля серии "Восход", уникального корабля, для создания которого потребовалось только несколько месяцев. Следует также отметить, что подготовка к полету для Феоктистова и Егорова составила чуть больше трех месяцев, что даже меньше времени подготовки к полету съемочной группы фильма "Вызов".
А как обстояли дела у американцев в это время?
Ещё до запуска корабля "Восход-1" с 8 по 12 апреля 1964 года был осуществлен полет нового американского корабля "Джемини-1"в беспилотном режиме. Основной целью полёта являлись проверка и регулировка всех систем корабля, проверка ракеты-носителя и систем мягкой посадки, а также тренировка наземной команды обслуживания. Следует ещё отметить, что американцы в программе "Джемини" решились на запуск пилотируемых кораблей на носителе "Титан-2" с высококипящими компонентами топлива (на что так и не решились руководители советской космонавтики).
Следующий запуск беспилотного корабля "Джемини-2" был осуществлен 19 января 1965 года по суборбитальной траектории. Полет продолжался 18 минут.
В Советском Союзе 22 февраля 1965 года в космос был запущен также беспилотный корабль "Космос-57" ("Восход-3КД"№1). Запуск был признан частично успешным, так как из-за сбоя в программном устройстве корабль был подорван на орбите. Тем не менее следующий запуск решили произвести с экипажем, так как было подозрение, что американцы в первом пилотируемом полете корабля "Джемини" осуществят выход в открытый космос. 18 марта 1965 года в космос был запущен космический корабль "Восход-2" ("Восход-3КД"№4 или "Выход"). Я не буду здесь подробно останавливаться на этом действительно историческом полете, о его чрезвычайной сложности в настоящее время всем хорошо известно. От себя добавлю, что автор статьи (в то время семилетний мальчик) лично наблюдал по телевизору трансляцию выхода в космос Алексея Леонова.
Как оказалось, руководители советской космонавтики торопились не зря. Через четыре дня после запуска "Восхода-2", 23 марта 1965 года в США был запущен пилотируемый корабль "Джемини-3". Правда, в открытый космос американские астронавты не выходили, но зато провели испытание систем корабля и осуществили первый орбитальный маневр на орбите. Кстати, вместе с ветераном космоса Вирджилом Гриссомом на этом корабле совершил свой первый полет в космос Джон Янг - выдающийся астронавт, совершивший шесть полетов в космос на трех различных типах кораблей, человек, дважды слетавший к Луне и один раз высаживавшийся на её поверхность, первый командир первого корабля "Спейс Шаттл".
А выход в открытый космос совершил член экипажа следующего корабля "Джемини" - Эд Уайт.
Далее начинается двухлетний перерыв в пилотируемых полетах в Советском Союзе, связанный с разработкой нового корабля "Союз". Американцы, напротив, в этот период очень интенсивно летали в космос на кораблях "Джемини".
На самом деле у нас тоже планировались пилотируемые полеты на кораблях "Восход" ("Восход-3" - "Восход-7"), но к концу 1965 года у С.П. Королёва сформировалось понимание избыточности двух параллельных проектов, и он говорил о необходимости перевода пилотируемых программ на многоцелевые «Союзы». После его смерти в январе 1966 года это сделал новый глава ОКБ-1 В.П. Мишин, который добился у руководства страны разрешения остановить работы над "Восходами" и сконцентрировать силы на "Союзах".
В итоге последним кораблем "Восход" отправившимся в космос стал "Космос-110" ("Восход-3КВ"№5) с собаками Ветерок и Уголек, запущенный 22 февраля 1966 года, который совершил рекордный на то время 21-дневный космический полет с постоянными пролетами через радиационные пояса Земли. Вернувшихся на Землю Уголька и Ветерка исследовали в лаборатории Института медико-биологических проблем (ИМБП). Космическое путешествие сильно ослабило собак: они выглядели худыми и вялыми, быстро уставали, предпочитали лежать и испытывали постоянную жажду. В результате воздействия космической радиации их шерсть поредела и вылезала клочьями. Однако уже через три дня они пришли в себя, а спустя несколько недель полностью восстановились. Дворняги прожили полноценную жизнь обитателей вивария ИМБП и оставили после себя здоровое потомство.
Так закончилась космическая история кораблей "Восход", которых могло и не быть, если бы советское руководство не хотело любыми способами сохранить лидерство в космосе. Впрочем, лидерство СССР в космосе на этих кораблях и закончилось, но это уже другая и грустная история.
P.S.
Внешний вид кораблей "Восход" довольно долго был тайной для всех, так как руководство страны не хотело показывать его сходство с кораблем "Восток" (изображения которого в журналах стали печататься почти сразу после запуска Гагарина, а макет корабля был выставлен в павильоне "Космос" на ВДНХ). Поэтому возникли совершенно фантастические изображения корабля "Восход". Вот примеры из филателии:
Реальное изображение космического корабля "Восход" советские люди увидели, по-моему, только где-то в 1980 году, благодаря картине Алексея Леонова.
Все-таки открытость американцев в этом вопросе автору импонирует гораздо больше, и хорошо, что современная российская космонавтика пошла именно по этому пути.
На этом все. Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания пишите в комментариях, которые открыты для всех желающих. Автор очень ценит обратную связь с читателями.