Главный соперник бриллианта почитался с древности у многих народов как магический камень, способный лечить болезни, придавать силу и приносить богатство. Эрмитаж собрал интересную коллекцию изделий с изумрудами и до 8 июня 2025 г. показывает её в Синей спальне (зал №307).
Открывают экспозицию произведения античных ювелиров.
Раньше изумрудами (смарагдами по-древнегречески) называли многие зелёные камни, в том числе хризопраз и изумрудную плазму. Самый ранний экспонат с резным изображением Афины выполнен в 6-м веке до н.э.!
Тёмно-зелёный камень обработан в форме скарабеоида с округлой выпуклой спинкой и плоским основанием, продольным сквозным отверстием в центре для крепления к запястью или поясу с помощью шнурка. Помещенное на плоской стороне углубленное резное изображение использовалось возможно в качестве личной печати. На гладком фоне в окружении штрихового ободка передана голова в профиль. Шлем с высоким гребнем указывает на то, что здесь представлена богиня Афина. Это подтверждают аналогичные изображения на монетах.
Древняя глиптика высоко ценилась потомками, что способствовало её новой жизни: монтировке старых резных камней в новые оправы. Например, этот вырезанный во 2-м веке из изумрудной плазмы портрет римской императрицы Фаустины Младшей (супруги Марка Аврелия) обрамлён в 16-м веке.
Представлены серьги, перстни и ожерелья, начиная с 3-го века до н.э. Серьги в виде колец с головами рыси и дельфинов. Под №2 пара серег с подвесками в виде рогов изобилия и короной египетской богини Исиды.
Так называемая корона Исиды — мотив, заимствованный ювелирами эллинистической эпохи в птолемеевском Египте. Он был популярен в 3-2 веках до н. э. по всему Восточному Средиземноморью. Культы египетских богов, особенно Исиды-Фортуны, были широко распространены в то время, поэтому не удивительно, что в серьгах использованы ее атрибуты: корона и рог изобилия.
При раскопках некрополя Херсонеса (Севастополя) в 1896 году было найдено ожерелье с подвеской в виде бабочки, изготовленное предположительно в 1-м веке. Подобные ожерелья с фигурками бабочек очень редки — найдено всего девять штук в мире.
После завоеваний Александром Македонским Азии, под влиянием восточной культуры и возможностью получения множества драгоценных камней, изменилась мода на украшения. Главную роль теперь играло многообразие цветовой гаммы, а золото стало лишь функциональным дополнением в виде оправы. Приверженность к полихромии сохранилась и в римское время.
Ещё одно модное ожерелье того времени своим видом обязано ювелирным традициям Индии. Это там нанизывали бусины по-отдельности, чтобы выделить красоту каждой. В данном ожерелье в коллекции Эрмитажа использованы берилл и гранат, разделённые звеньями цепочки простого плетения петля в петлю. Ближе к концам расположены по две золотые бусины. Каждая из них покрыта мельчайшими гранулами зерни, такими маленькими и так плотно прилегающими друг к другу, что создается впечатление напыления.
Ювелирные изделия, выполненные мастерами в эпоху Античности, соседствуют с несколькими чрезвычайно редкими и ценными произведениями мастеров Средневековья.
Портрет Карла VII является редчайшим примером ажурной модификации сложной техники комессо.
Есть здесь и драгоценности из уникального клада, найденного в селе Малая Перещепина Полтавской губернии. В результате раскопок 1912 года в составе около 800 предметов (весом 50 кг) середины 7 века были обнаружены золотые изделия с изумрудами, переданные в Эрмитаж в 1914 году из Императорской археологической комиссии. Предполагается, что Перещепинское сокровище принадлежало хану болгар Кубрату или его наследникам.
На выставке представлены драгоценности Византии и Древней Руси. Перстень со сценой «Христос благословляет жениха и невесту» уникален: это единственный дошедший до нас свадебный перстень, в котором фигуры молодых декорированы драгоценными камнями — рубином и изумрудом. Яркий красный цвет рубина символизирует активное мужское начало, тогда как спокойный зеленый цвет изумруда соотносится с женской мягкостью и сдержанностью. Высокое качество камня и глубокий насыщенный цвет позволяют говорить о происхождении изумруда из так называемых копий Клеопатры, которые были для византийских ювелиров основным источником этих камней. Единственной известной аналогией эрмитажному памятнику является золотой перстень 7 века из Думбартон-Окс (старинный особняк в пригороде Вашингтона с богатейшей коллекцией византийских произведений искусства), где на фигурах брачующихся имеются прямоугольные углубления для драгоценных камней, но сами камни не сохранились.
Изумруды играли не только декоративную роль. Предпочтительное использование связано с религиозной символикой.
Ими украшали оклады икон и церковных книг, считая, что камни способны значительно усилить сакральное значение.
Это Евангелие напечатано в Москве в 1702 году. Было подарено младшему сыну Петра l (Петру Петровичу) и с тех пор передавалось членам императорской фамилии. После смерти Александра ll было помещено в ризницу Большого собора Зимнего дворца. Распространенный на Руси метод декора памятников церковного искусства — шитье жемчугом — сочетается здесь с «шитьем из изумрудов». Всего в окладе использовано 298 изумрудов весом 110 карат.
Многие произведения церковного искусства отличаются использованием крупных изумрудов — например, литургические приборы, выполненные в 1677 г. по повелению царя Фёдора Алексеевича, старшего брата Петра I, для церкви Спаса Нерукотворного образа, одного из «верховых» придворных храмов Московского Кремля.
Учитывая, что на Руси в 17 столетии не было развито искусство резьбы по твердым минералам, особенно редким и ценным может считаться изумруд весом в 30 карат, помещенный на перекрестье в центре звездицы. Его украшает резьба с изображением креста и надписями.
Интересная судьба у панагии с камеей «Преображение». В 1592 году изготовлена для родившейся царевны Феодосии (дочери сына Ивана Грозного — Федора и Ирины Годуновой). Камея из сардоникса предположительно сделана в 13 веке в Византии, а оправа уже в кремлёвских мастерских. В конце 16-начале 17 века хранилась в царской казне в Московском Кремле, затем в первой половине 17 века принадлежала русскому патриарху Филарету Романову. Позднее хранилась в архиерейской ризнице в Коломне. Дверца с обратной стороны панагии появилась во второй половине 17 в. Внутри предполагалось место для хранения святых мощей. В 1799 г. была перемещена в архиерейскую ризницу в Туле. Оттуда в конце 19 века была украдена. В начале 20 века находилась в частных коллекциях в Москве и в Санкт-Петербурге. От последнего владельца была куплена для музея Центрального училища Технического рисования барона Штиглица в 1911 г. А в 1924 году была передана в Отдел Востока Эрмитажа.
Ещё одна представленная панагия относится к редчайшему типу из-за турмалиновой камеи русской работы 17-го века.
Вообще резьба по камням требовала большого мастерства. В основном резчики использовали «мягкие породы» для глиптики. Изумрудные геммы, особенно камеи (выпуклые изображения) очень ценятся из-за своей сложности и редкости в этом искусстве. На выставке богато представлены изумрудные камеи и инталии (углубленный рисунок в камне) европейских мастеров 16-18 веков.
Большой поклонницей глиптики была Екатерина ll. Благодаря ей, в России собралась большая коллекция из разных уголков мира. Открытия в её эпоху месторождений драгоценных и полудрагоценных камней способствовало развитию отечественного камнерезного искусства. Экспонируемая печать вырезана на почти круглом изумруде, с изображением улья, пчелы, подлетающей к розе, и надписью:«Полезное» (эмблема и девиз Вольного экономического общества, а также самой Екатерины II).
Как всегда, не могу поместиться в одну статью. Передо мной ещё несколько витрин с изделиями сказочного Востока, российскими и европейскими шедеврами. Об остальных экспонатах расскажу в следующем обзоре 🤗