Найти в Дзене

Изумруды в Эрмитаже. Временная выставка собрала потрясающие раритеты

Главный соперник бриллианта почитался с древности у многих народов как магический камень, способный лечить болезни, придавать силу и приносить богатство. Эрмитаж собрал интересную коллекцию изделий с изумрудами и до 8 июня 2025 г. показывает её в Синей спальне (зал №307).

-2

Открывают экспозицию произведения античных ювелиров.

-3

Раньше изумрудами (смарагдами по-древнегречески) называли многие зелёные камни, в том числе хризопраз и изумрудную плазму. Самый ранний экспонат с резным изображением Афины выполнен в 6-м веке до н.э.!

-4

Тёмно-зелёный камень обработан в форме скарабеоида с округлой выпуклой спинкой и плоским основанием, продольным сквозным отверстием в центре для крепления к запястью или поясу с помощью шнурка. Помещенное на плоской стороне углубленное резное изображение использовалось возможно в качестве личной печати. На гладком фоне в окружении штрихового ободка передана голова в профиль. Шлем с высоким гребнем указывает на то, что здесь представлена богиня Афина. Это подтверждают аналогичные изображения на монетах.

-5

Древняя глиптика высоко ценилась потомками, что способствовало её новой жизни: монтировке старых резных камней в новые оправы. Например, этот вырезанный во 2-м веке из изумрудной плазмы портрет римской императрицы Фаустины Младшей (супруги Марка Аврелия) обрамлён в 16-м веке.

Общая высота 3,1 см. Поступление в 1925 г. из собрания Юсуповых
Общая высота 3,1 см. Поступление в 1925 г. из собрания Юсуповых

Изумрудная плазма, золото, серебро, рубины, лейкосапфир, изумруды, эмаль
Изумрудная плазма, золото, серебро, рубины, лейкосапфир, изумруды, эмаль

Представлены серьги, перстни и ожерелья, начиная с 3-го века до н.э. Серьги в виде колец с головами рыси и дельфинов. Под №2 пара серег с подвесками в виде рогов изобилия и короной египетской богини Исиды.

-8

Так называемая корона Исиды — мотив, заимствованный ювелирами эллинистической эпохи в птолемеевском Египте. Он был популярен в 3-2 веках до н. э. по всему Восточному Средиземноморью. Культы египетских богов, особенно Исиды-Фортуны, были широко распространены в то время, поэтому не удивительно, что в серьгах использованы ее атрибуты: корона и рог изобилия.

Золото, изумруд, горный хрусталь, сердолик.
Золото, изумруд, горный хрусталь, сердолик.

При раскопках некрополя Херсонеса (Севастополя) в 1896 году было найдено ожерелье с подвеской в виде бабочки, изготовленное предположительно в 1-м веке. Подобные ожерелья с фигурками бабочек очень редки — найдено всего девять штук в мире.

Золото, альмандин, аметист, горный хрусталь, стекло, жемчуг, изумруды
Золото, альмандин, аметист, горный хрусталь, стекло, жемчуг, изумруды

После завоеваний Александром Македонским Азии, под влиянием восточной культуры и возможностью получения множества драгоценных камней, изменилась мода на украшения. Главную роль теперь играло многообразие цветовой гаммы, а золото стало лишь функциональным дополнением в виде оправы. Приверженность к полихромии сохранилась и в римское время.

-11

Ещё одно модное ожерелье того времени своим видом обязано ювелирным традициям Индии. Это там нанизывали бусины по-отдельности, чтобы выделить красоту каждой. В данном ожерелье в коллекции Эрмитажа использованы берилл и гранат, разделённые звеньями цепочки простого плетения петля в петлю. Ближе к концам расположены по две золотые бусины. Каждая из них покрыта мельчайшими гранулами зерни, такими маленькими и так плотно прилегающими друг к другу, что создается впечатление напыления.

Золото, бериллы, гранаты-альмандины, ковка, пайка зернь, сверление, шлифовка полировка.
Золото, бериллы, гранаты-альмандины, ковка, пайка зернь, сверление, шлифовка полировка.

Ювелирные изделия, выполненные мастерами в эпоху Античности, соседствуют с несколькими чрезвычайно редкими и ценными произведениями мастеров Средневековья.

Камея «Богоматерь с Младенцем». Изумруд. Венеция 12-13 века
Камея «Богоматерь с Младенцем». Изумруд. Венеция 12-13 века

Портрет Карла VII является редчайшим примером ажурной модификации сложной техники комессо.

Халцедон, гранат, изумруд, золото, эмаль. Франция, начало 1420-х г.
Халцедон, гранат, изумруд, золото, эмаль. Франция, начало 1420-х г.

Есть здесь и драгоценности из уникального клада, найденного в селе Малая Перещепина Полтавской губернии. В результате раскопок 1912 года в составе около 800 предметов (весом 50 кг) середины 7 века были обнаружены золотые изделия с изумрудами, переданные в Эрмитаж в 1914 году из Императорской археологической комиссии. Предполагается, что Перещепинское сокровище принадлежало хану болгар Кубрату или его наследникам.

-15

На выставке представлены драгоценности Византии и Древней Руси. Перстень со сценой «Христос благословляет жениха и невесту» уникален: это единственный дошедший до нас свадебный перстень, в котором фигуры молодых декорированы драгоценными камнями — рубином и изумрудом. Яркий красный цвет рубина символизирует активное мужское начало, тогда как спокойный зеленый цвет изумруда соотносится с женской мягкостью и сдержанностью. Высокое качество камня и глубокий насыщенный цвет позволяют говорить о происхождении изумруда из так называемых копий Клеопатры, которые были для византийских ювелиров основным источником этих камней. Единственной известной аналогией эрмитажному памятнику является золотой перстень 7 века из Думбартон-Окс (старинный особняк в пригороде Вашингтона с богатейшей коллекцией византийских произведений искусства), где на фигурах брачующихся имеются прямоугольные углубления для драгоценных камней, но сами камни не сохранились.

Византийская империя, 7 век
Византийская империя, 7 век

Изумруды играли не только декоративную роль. Предпочтительное использование связано с религиозной символикой.

Золото, бриллианты, изумруды, жемчуг, эмаль. Западная Европа, 17 век
Золото, бриллианты, изумруды, жемчуг, эмаль. Западная Европа, 17 век

Ими украшали оклады икон и церковных книг, считая, что камни способны значительно усилить сакральное значение.

(Обе иконы принадлежали племянницам Петра l)
(Обе иконы принадлежали племянницам Петра l)

Это Евангелие напечатано в Москве в 1702 году. Было подарено младшему сыну Петра l (Петру Петровичу) и с тех пор передавалось членам императорской фамилии. После смерти Александра ll было помещено в ризницу Большого собора Зимнего дворца. Распространенный на Руси метод декора памятников церковного искусства — шитье жемчугом — сочетается здесь с «шитьем из изумрудов». Всего в окладе использовано 298 изумрудов весом 110 карат.

Золото, серебро, изумруды, сапфиры, рубины, жемчуг, стекло, бумага, ткань, миниатюры.
Золото, серебро, изумруды, сапфиры, рубины, жемчуг, стекло, бумага, ткань, миниатюры.

Многие произведения церковного искусства отличаются использованием крупных изумрудов — например, литургические приборы, выполненные в 1677 г. по повелению царя Фёдора Алексеевича, старшего брата Петра I, для церкви Спаса Нерукотворного образа, одного из «верховых» придворных храмов Московского Кремля.

-20

Учитывая, что на Руси в 17 столетии не было развито искусство резьбы по твердым минералам, особенно редким и ценным может считаться изумруд весом в 30 карат, помещенный на перекрестье в центре звездицы. Его украшает резьба с изображением креста и надписями.

-21

Интересная судьба у панагии с камеей «Преображение». В 1592 году изготовлена для родившейся царевны Феодосии (дочери сына Ивана Грозного — Федора и Ирины Годуновой). Камея из сардоникса предположительно сделана в 13 веке в Византии, а оправа уже в кремлёвских мастерских. В конце 16-начале 17 века хранилась в царской казне в Московском Кремле, затем в первой половине 17 века принадлежала русскому патриарху Филарету Романову. Позднее хранилась в архиерейской ризнице в Коломне. Дверца с обратной стороны панагии появилась во второй половине 17 в. Внутри предполагалось место для хранения святых мощей. В 1799 г. была перемещена в архиерейскую ризницу в Туле. Оттуда в конце 19 века была украдена. В начале 20 века находилась в частных коллекциях в Москве и в Санкт-Петербурге. От последнего владельца была куплена для музея Центрального училища Технического рисования барона Штиглица в 1911 г. А в 1924 году была передана в Отдел Востока Эрмитажа.

Золото, серебро, изумруды, рубин, шпинели, берилл, жемчуг.
Золото, серебро, изумруды, рубин, шпинели, берилл, жемчуг.

Ещё одна представленная панагия относится к редчайшему типу из-за турмалиновой камеи русской работы 17-го века.

Золото, серебро, турмалин, изумруды, рубины, эмаль.
Золото, серебро, турмалин, изумруды, рубины, эмаль.

Вообще резьба по камням требовала большого мастерства. В основном резчики использовали «мягкие породы» для глиптики. Изумрудные геммы, особенно камеи (выпуклые изображения) очень ценятся из-за своей сложности и редкости в этом искусстве. На выставке богато представлены изумрудные камеи и инталии (углубленный рисунок в камне) европейских мастеров 16-18 веков.

-24

-25

Большой поклонницей глиптики была Екатерина ll. Благодаря ей, в России собралась большая коллекция из разных уголков мира. Открытия в её эпоху месторождений драгоценных и полудрагоценных камней способствовало развитию отечественного камнерезного искусства. Экспонируемая печать вырезана на почти круглом изумруде, с изображением улья, пчелы, подлетающей к розе, и надписью:«Полезное» (эмблема и девиз Вольного экономического общества, а также самой Екатерины II).

Золото, изумруд. Россия, Санкт-Петербург, 1780-e
Золото, изумруд. Россия, Санкт-Петербург, 1780-e

Как всегда, не могу поместиться в одну статью. Передо мной ещё несколько витрин с изделиями сказочного Востока, российскими и европейскими шедеврами. Об остальных экспонатах расскажу в следующем обзоре 🤗

-27