Найти в Дзене
Infinita Book

Эпикур: что нас ждёт после смерти?

Эпикур жил в эпоху, когда античная философия уже достигла своего пика в трудах Платона и Аристотеля. В то время философская мысль смещала фокус с метафизики на этику, а вместо обсуждения вопросов государства и политики акцент делался на личную мораль. Однако Эпикур не просто следовал модным тенденциям — он находил вдохновение в более ранних философских исканиях. Так, например, Сократ стремился понять подлинную суть человеческих ценностей и понятий. В основе учения Эпикура лежит идея, что конечная цель жизни — это душевный покой, или атараксия. Он утверждал, что удовольствие и страдание являются первоисточниками добра и зла, а добродетель и справедливость возникают из них. Как писал философ: "Невозможно жить приятно, не живя разумно, честно и справедливо, и невозможно жить разумно, честно и справедливо, не живя приятно". Часто эпикуреизм ошибочно воспринимают как учение о стремлении к чувственным наслаждениям. Однако для Эпикура наивысшее удовольствие заключалось не в излишестве, а в зн

Эпикур жил в эпоху, когда античная философия уже достигла своего пика в трудах Платона и Аристотеля. В то время философская мысль смещала фокус с метафизики на этику, а вместо обсуждения вопросов государства и политики акцент делался на личную мораль. Однако Эпикур не просто следовал модным тенденциям — он находил вдохновение в более ранних философских исканиях. Так, например, Сократ стремился понять подлинную суть человеческих ценностей и понятий.

В основе учения Эпикура лежит идея, что конечная цель жизни — это душевный покой, или атараксия. Он утверждал, что удовольствие и страдание являются первоисточниками добра и зла, а добродетель и справедливость возникают из них. Как писал философ: "Невозможно жить приятно, не живя разумно, честно и справедливо, и невозможно жить разумно, честно и справедливо, не живя приятно".

Часто эпикуреизм ошибочно воспринимают как учение о стремлении к чувственным наслаждениям. Однако для Эпикура наивысшее удовольствие заключалось не в излишестве, а в знаниях, дружбе и умеренной жизни, свободной от страха и боли.

Фрагмент фрески Рафаэля "Афинская школа". Эпикур изображён в синих одеждах
Фрагмент фрески Рафаэля "Афинская школа". Эпикур изображён в синих одеждах

Эпикур родился на острове Самос, что в Эгейском море, в семье афинян. Первые уроки философии он получил у ученика Платона. В 323 году до н. э., после смерти Александра Македонского, последовавшие политические потрясения вынудили его семью переехать в Колофон (территория современной Турции).

Там он продолжил обучение под руководством Навсифана, последователя Демокрита. Некоторое время Эпикур преподавал философию в Митилене на острове Лесбос и в Лампсаке, а затем, в 306 году до н. э., переселился в Афины. Здесь он основал свою знаменитую школу — "Сад", сообщество учеников и друзей, где детально изложил основы философии, впоследствии получившей название эпикуреизма.

Несмотря на частые болезни, философ прожил 72 года. Оставаясь верным своим взглядам, он называл свой последний день счастливым. Ведь цель жизни по Эпикуру — счастье.

-3

Одна из главных преград на пути к душевному покою — страх смерти. Этот страх, по мнению Эпикура, усугубляется религиозными представлениями о загробных мучениях, которые ожидают грешников. Однако вместо того чтобы предлагать альтернативное бессмертие души, философ попытался объяснить саму природу смерти.

Эпикур утверждал, что после смерти человек не испытывает ничего — его сознание исчезает, а вместе с ним уходит и любое ощущение. Он опирался на идеи атомистов Демокрита и Левкиппа, считавших, что вселенная состоит только из атомов и пустоты. Поскольку душа взаимодействует с телом, она не может быть пустотой, следовательно, состоит из мельчайших атомов. Но эти атомы столь хрупки, что распадаются сразу после смерти, и человек утрачивает способность ощущать боль или радость. Следовательно, страх смерти — это иллюзия, которая мешает наслаждаться жизнью.

При жизни философ нашёл преданных учеников, но был непопулярен среди широкой публики, так как его взгляды считались безбожными. В течение долгих веков эпикуреизм оставался в тени, но в XVIII веке его идеи вновь обрели популярность. Их развивали Джереми Бентам и Джон Стюарт Милль, а в политике они отразились в знаменитых словах Декларации независимости США: "жизнь, свобода и стремление к счастью".

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала и получить доступ к эксклюзивным материалам, оформив Премиум:

Infinita Book | Дзен

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: