Найти в Дзене
Infinita Book

Почему Альбер Камю отрицает смысл жизни? + 7 книг, которые стоит прочитать

Оглавление

Некоторые люди считают, что задача философии — поиск смысла жизни. Но французский философ и романист Альбер Камю считал: философия должна признать, что жизнь по своей сути бессмысленна.

Камю родился в Алжире в 1913 году. Его отец был убит годом позже на Первой мировой войне, и Камю воспитывался матерью в крайней нищете. Он изучал философию в Алжирском университете, где он перенёс первый приступ туберкулеза, который преследовал его на протяжении всей жизни. В возрасте 25 лет он переехал во Францию, где занялся политикой. Камю вступил во Французскую коммунистическую партию в 1935 году, но был исключен в 1937 году.

Во время Второй мировой войны он работал на французское Сопротивление, редактировал подпольную газету и написал многие из своих самых известных романов, включая "Постороннего". Также он написал множество пьес и эссе и был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1957 году. Камю погиб в автокатастрофе в возрасте 46 лет, выбросив билет на поезд, чтобы сесть в автомобиль друга и отправиться в Париж.

Абсурд и бессмыленность жизни

"Сизиф" (Тициан), 1548-1549 гг., Прадо, Мадрид
"Сизиф" (Тициан), 1548-1549 гг., Прадо, Мадрид

Хотя на первый взгляд это кажется удручающим взглядом, Камю считает, что только приняв идею бессмысленности жизни, мы сможем жить максимально полно. Идея Камю появляется в его эссе "Миф о Сизифе". Сизиф был греческим царём, который впал в немилость у богов и поэтому был приговорён к ужасной участи в подземном мире. Его задачей было катить огромный камень на вершину холма, только чтобы наблюдать, как он катится обратно вниз. Затем Сизифу приходилось спускаться с холма, чтобы начать катить камень снова, повторяя это целую вечность.

Камю был очарован этим мифом, потому что он казался ему воплощением бессмысленности и абсурдности нашей жизни. Он рассматривает жизнь как бесконечную борьбу за выполнение задач, которые по сути бессмысленны.

Камю признаёт, что многое из того, что мы делаем, определенно кажется значимым. С одной стороны, мы сознательные существа, которые не могут не проживать свою жизнь так, как будто она имеет смысл. С другой стороны, эти смыслы не находятся где-то там, во вселенной; они находятся только в наших умах. Вселенная в целом не имеет смысла и цели; она просто есть. Но поскольку, в отличие от других живых существ, у нас есть сознание, мы являемся тем типом существ, которые находят смысл и цель везде.

-3

Абсурд для Камю — это чувство, которое мы испытываем, когда осознаём, что смыслы, которые мы придаём жизни, не существуют за пределами нашего собственного сознания. Это результат противоречия между нашим собственным чувством смысла жизни и нашим знанием того, что вселенная в целом бессмысленна.

Камю исследует, что может означать жизнь в свете этого противоречия. Он утверждает, что только когда мы можем принять тот факт, что жизнь бессмысленна и абсурдна, мы в состоянии жить полноценно. Принимая абсурд, наша жизнь становится постоянным бунтом против бессмысленности вселенной, и мы можем жить свободно.

7 книг, которые стоит прочитать

1. Посторонний (1942)

-4

Это роман о человеке по имени Мерсо, который становится безучастным наблюдателем собственной жизни. Его безразличие к социальным и эмоциональным нормам приводит к убийству, за которое его приговаривают к смертной казни. Роман исследует абсурдность жизни, экзистенциальную пустоту и одиночество.

2. Миф о Сизифе (1942)

В этом философском эссе Камю сравнивает человеческие усилия с мифическим наказанием Сизифа, обречённого катить камень в гору только для того, чтобы он неизменно скатывался обратно. Камю заключает, что, несмотря на абсурдность бытия, человек может обрести свободу, принимая своё бессмысленность своего существования.

3. Калигула (1945)

Эта пьеса посвящена римскому императору Калигуле, чьи странные и жестокие поступки выражают протест против смерти и стремление к абсолютной свободе. Калигула отказывается признавать моральные границы и нормы, его путь к "абсолютной правде" оборачивается катастрофой.

4. Чума (1947)

-5

В романе описывается алжирский город Оран, охваченный эпидемией чумы, которая становится метафорой фашизма и коллективной борьбы со злом. Камю показывает, как герои противостоят отчаянию и обретают солидарность, раскрывая, что противостояние злу и страданиям — это высшая форма человеческого достоинства.

5. Бунтующий человек (1951)

-6

Эта философская работа исследует природу бунта и революции, раскрывая связь между бунтом и человеческим достоинством. Камю утверждает, что, хотя бунт может быть источником силы и свободы, он становится опасным, когда перерастает в фанатизм и насилие.

6. Падение (1956)

-7

В этом романе бывший адвокат Жан-Батист Кламанс рассказывает о своей жизни в форме исповеди, раскрывая лицемерие и эгоизм, от которых он не может избавиться. Через его монолог Камю исследует темы вины, покаяния и искупления, обнажая человеческие слабости и скрытые стороны личности.

7. Изгнание и царство (1957)

Этот сборник включает шесть рассказов, исследующих тему отчуждения и стремления к свободе. Камю показывает героев, чьи жизни наполнены экзистенциальными поисками и внутренними конфликтами, что становится метафорой человеческого пути к духовному покою и принятию себя.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:

Сбор на подарок

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: