Философия Хосе Ортеги-и-Гассета — о жизни. Он не заинтересован в холодном и отстранённом анализе мира. Вместо этого он исследует, как философия может творчески взаимодействовать с жизнью.
Хосе Ортега-и-Гассет родился в Мадриде в 1883 году. Прежде чем стать профессором университета в Испании, он изучал философию в Мадриде, затем в различных немецких университетах, где на него повлияла философия Иммануила Канта.
В течение жизни Ортега зарабатывал не только как философ, но и как журналист и эссеист. Он также активно участвовал в испанской политике в 1920-х и 1930-х годах, но его участие закончилось с началом гражданской войны в Испании в 1936 году. Ортега отправился в изгнание в Аргентину, где он оставался до 1945 года.
После трёх лет в Португалии он вернулся в Мадрид в 1948 году, где основал Институт гуманитарных наук. Он продолжал работать журналистом до конца своей жизни.
Ортега считает, что разум — это что-то активное — то, что позволяет нам справляться с обстоятельствами, в которых мы находимся, и позволяет нам менять свою жизнь к лучшему. В своих "Размышлениях о Дон Кихоте", опубликованных в 1914 году, Ортега пишет: "Я — это я и мои обстоятельства".
Декарт сказал, что можно вообразить себя мыслящими существами и при этом сомневаться в существовании внешнего мира. Но Ортега говорит, что нет смысла рассматривать себя как нечто отдельное от мира.
Если мы хотим серьёзно думать о себе, мы должны увидеть, что мы всегда погружены в сопротивление и ограничения. Эти ограничения касаются не только нашего физического окружения, но и наших мыслей, которые содержат предрассудки, и нашего поведения, которое формируется привычкой.
В то время как многие люди живут, не задумываясь о природе своих обстоятельств, Ортега говорит, что философы должны не только стремиться лучше понять свои обстоятельства, они должны активно стремиться изменить их. Он утверждает, что долг философа — разоблачать предположения, которые лежат в основе всех наших убеждений.
Чтобы преобразовать мир и творчески взаимодействовать с собственным существованием, говорит Ортега, мы должны смотреть на свою жизнь свежим взглядом. Это означает не только новый взгляд на наши внешние обстоятельства, но и взгляд внутрь себя, чтобы пересмотреть наши убеждения и предрассудки. Только когда мы сделаем это, мы сможем посвятить себя созданию новых возможностей.
Однако существует предел тому, насколько мы можем изменить мир. Наше привычное мышление глубоко укоренилось, и даже если мы достаточно освободимся, чтобы представить новые возможности и новое будущее, наши внешние обстоятельства могут помешать реализации этих возможностей.
Будущее, которое мы представляем, всегда будет сталкиваться с реальностью обстоятельств, в которых мы находимся. Вот почему Ортега-и-Гассет рассматривает жизнь как серию столкновений с будущим.
Идея его сложна как на личном, так и на политическом уровне. Она напоминает нам, что у нас есть обязанность попытаться изменить наши обстоятельства, даже если мы можем столкнуться при этом с трудностями, и даже если наши попытки не всегда будут успешными.
3 книги, которые стоит прочитать
1. Размышления о Дон-Кихоте (1914)
Эта книга стала первой значительной работой Ортеги-и-Гассета, в которой он изложил свои философские принципы. В ней он рассматривает роман Сервантеса как образец испанской культурной самобытности и символ целого мировоззрения.
По мнению Ортеги, Дон Кихот представляет собой фигуру, способную жить за пределами повседневных условностей и искать абсолютные ценности — такие, как честь, верность и идеалы. Ортега использует образ Дон Кихота, чтобы размышлять о природе человека и его стремлении к "утраченной" реальности.
Этот текст закладывает основу его философии, где важное место занимает тема "жизненного проекта", осмысленного поиска и активного самосовершенствования, ставящих индивида над общепринятыми шаблонами и культурными рамками.
2. Дегуманизация искусства (1925)
В этом эссе Ортега-и-Гассет исследует современное искусство и его резкое отличие от классического и реалистического подходов, ставя вопрос о том, почему новое искусство кажется холодным и трудным для восприятия.
Он утверждает, что современное искусство "дегуманизируется", то есть теряет эмоциональные и субъективные черты, уходя от изображения реальности. Художники модернизма, по мнению Ортеги, не заинтересованы в изображении мира или человеческих чувств, а стремятся к созданию собственных художественных миров, где форма и абстракция преобладают над содержанием.
Это изменение, как считает философ, вызвано тем, что искусство начинает отделяться от "массовой" культуры и становится привилегией элиты, готовой погружаться в смысловые лабиринты и воспринимать искусство через интеллектуальные усилия, а не через эмоции.
3. Восстание масс (1929)
Этот труд Ортеги-и-Гассета является его самой известной и влиятельной книгой, в которой он анализирует динамику массового общества и угрозы, исходящие от него для культуры и традиций.
По мнению Ортеги, XX век стал временем господства масс — людей, которые не обладают ни стремлением к индивидуальному совершенству, ни высокими культурными стандартами. Массы, как полагает философ, представляют опасность для общества, поскольку они отвергают культурные ценности, ранее создававшиеся элитой.
В "Восстании масс" он предупреждает, что демократия несёт в себе угрозу тирании большинства, и что жить по правилу большинства — жить "как все остальные" — значит жить без личного видения или морального кодекса. Если мы не занимаемся творчески своей собственной жизнью, мы едва ли вообще живём. Вот почему для Ортеги разум жизненно важен — он содержит энергию самой жизни.
***
Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:
Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.
Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: