Найти в Дзене
Строительный мир

Затронет БАМ: РЖД сократили инвестпрограмму почти на 40%

В декабре прошлого года Совет директоров РЖД утвердил инвестиционную программу компании на 2025 год в объеме 890,9 млрд рублей, что на 40% меньше, чем скорректированный объем инвестиций за 2024 год (1,27 трлн руб.). В 2023-м было чуть меньше 1,2 трлн руб.

Основную часть средств, около 300 млрд руб., РЖД намерены потратить на обновление инфраструктуры: капремонт 4,5 тыс. км путей, ремонт и замену систем электроснабжения, устройств связи и автоматики; мероприятия по развитию пассажирского комплекса и транспортной безопасности. Сравнимую сумму, чуть более 250 млрд руб., направят на закупку нового подвижного состава — 400 локомотивов и 239 вагонов.

© Пресс-служба ВСЖД / vszd.rzd.ru (В РЖД заявили, что, несмотря на сокращение инвестпрограммы, холдинг выполнит все поставленные президентом и правительством задачи)
© Пресс-служба ВСЖД / vszd.rzd.ru (В РЖД заявили, что, несмотря на сокращение инвестпрограммы, холдинг выполнит все поставленные президентом и правительством задачи)

Кроме того, компания намерена продолжить реализацию программы, направленной на модернизацию локомотивов и пассажирских вагонов поездов дальнего и пригородного сообщения. К слову, сегодня РЖД обеспечивают 25% пассажиропотока России — за год это 234 тыс. поездов дальнего следования и порядка 2,4 млн пригородных рейсов. Более того, около 15 тыс. рейсов в год РЖД выполняют в международном сообщении.

Несмотря на сокращение объема финансирования, значительная часть средств, как отметил в комментарии «Строительному миру» генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов, предназначена для развития новых проектов. Так, на модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей планируется выделить около 117 млрд руб., Центрального транспортного узла — 67,2 млрд руб., а на строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург — 46 млрд руб. Последнюю обещают запустить в 2028 году.

© Sergey Korovkin 84 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Скоростной электропоезд ЭВС2-02 «Сапсан» на линии Москва – Санкт-Петербург. Время в пути между городами сегодня составляет около 4 часов. После запуска ВСМ преодолеть это расстояние можно будет за 2 часа 15 минут)
© Sergey Korovkin 84 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Скоростной электропоезд ЭВС2-02 «Сапсан» на линии Москва – Санкт-Петербург. Время в пути между городами сегодня составляет около 4 часов. После запуска ВСМ преодолеть это расстояние можно будет за 2 часа 15 минут)

В феврале 2025-го стало известно, что стоимость билетов от Москвы до Твери в год открытия ВСМ составит 1 637 руб., а к началу следующего десятилетия — 1 833 руб. Чтобы домчаться от Твери до Северной столицы за полтора часа в 2028-м придется заплатить 7 604 руб., а в 2030-м — 8 515 руб. Таким образом, билет на поезд ВСМ по направлению Москва – Санкт-Петербург будет примерно равноценен затратам на авиаперелет.

Гендиректор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов:

— В первую очередь уменьшение инвестиционной программы РЖД затронет Восточный полигон. По паспорту проекта третий этап его развития рассчитан до 2032 года и оценивается в 3,74 трлн руб. При текущих ограничениях, установленных Минэкономразвития РФ, третий этап может быть выполнен позднее указанного срока и не в полном объеме. Также планируется сократить развитие железнодорожных подходов к портам Северо-Запада и Азово-Черноморского бассейна. Сохранить объем финансирования в полной мере удалось для высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург, а также для реализации планов по переезду ОАО «РЖД» в ММДЦ «Москва-Сити».

Эксперт добавил, что для финансирования даже такой сокращенной инвестпрограммы РЖД пришлось существенно повысить тарифы на грузовые перевозки, что стимулирует некоторых грузовладельцев ориентироваться на водный и автомобильный транспорт. Несмотря на это, на 2025 год РЖД прогнозируют рост погрузки на уровне 5% — до 1,2 млрд тонн. Также в компании особенно подчеркивают, что все, связанное с надежностью и безопасностью перевозок, будет реализовываться в полном объеме.