Протофункционализм — течение, зародившееся в США в 1870–1893 годах, стало переходным этапом от исторических стилей к модернизму. Оно напрямую связано с Чикагской архитектурной школой, чьё становление, в свою очередь, связано с последствиями Великого чикагского пожара 1871 года, уничтожившего большую часть города.
Восстановление требовало быстрых, экономичных и пожаробезопасных решений, что стимулировало инновации. Архитекторы, сочетая инженерные технологии с эстетикой, заложили основы небоскребов и сформировали основной принцип функционализма «форма следует за функцией». Когда в Европе и в России во всю расцветало ар-нуво, в Америке картина была несколько иная.
Предпосылки для высотного строительства в Америке
В 1857 году в нью-йоркском пятиэтажном магазине на Бродвее был установлен первый безопасный пассажирский лифт системы Отиса. Его изобретение — ловитель, срабатывающий при обрыве троса, — сделало высотное строительство возможным. Лифт поднимал до пяти человек со скоростью 20 см/с, став символом урбанистического рывка. Без этой технологии проекты Чикагской школы остались бы на бумаге.
В 1888 году Лерой Баффингтон запатентовал концепцию стального каркаса, облицованного кирпичом, назвав её cloudscraper («облакоскрёб»). Идея, вдохновлённая трактатами Эжена Виолле-ле-Дюка, не была реализована, но стала теоретической базой для Уильяма Дженни.
Уильям Ле Барон Дженни — американский инженер и архитектор, которого вместе с Луисом Салливаном считают основателем Чикагской школы архитектуры. Он был первым, кто с 1889 года начал проектировать каркасные высотные здания, которые впоследствии стали известны как «небоскрёбы».
Оптовый магазин Маршалла Филда в Чикаго (1885—1887), Генри Гобсон Ричардсон
В 1885 году Генри Гобсон Ричардсон, работавший в стиле «романского возрождения», создал оптовый магазин Маршалла Филда (1885–1887). Здание с массивными стенами из песчаника и рациональной планировкой стало прообразом функционализма. Его снос в 1930 году — пример утраты архитектурного наследия в угоду урбанизации.
Дом страхования жилья в Чикаго (1885), Уильям Ле Барон Дженни
Уильям Ле Барон Дженни (1832—1907), считающийся «отцом небоскребов», в 1885 году построил свой знаменитый Дом страхования жилья — первое здание с полным металлическим каркасом. Сталь занимала лишь треть веса кирпичной кладки, что позволило увеличить этажность. В 1891 году он добавил два этажа, но в 1929 здание снесли. Чуть позже поставили второй Дом страхования жилья. Уильям Дженни впервые использовал «пространственный каркас».
Секонд-Лейтер-билдинг (1891), Уильям Ле Барон Дженни
Одним из наиболее значимых проектов Уильяма Ле Барона Дженни является Секонд-Лейтер-билдинг, построенный в 1891 году по заказу Леви Лейтера. Это здание стало одним из первых примеров использования стального каркаса в коммерческом строительстве. Оно также продемонстрировало новаторский подход к проектированию зданий с использованием новых технологий и материалов.
В здании Секонд-Лейтер-билдинг Уильям Ле Барон Дженни использовал стальной каркас для создания прочной и надёжной конструкции. Это позволило ему создать более высокие и просторные здания, которые были бы невозможны при использовании традиционных методов строительства. Кроме того, использование стального каркаса позволило архитектору создавать более сложные и разнообразные формы зданий.
Применение стального каркаса также позволило оптимизировать внутреннее пространство здания и обеспечить большую гибкость в планировке этажей. Это было особенно важно для коммерческих зданий, где необходимо было эффективно использовать каждый квадратный метр площади.
Секонд-Лейтер-билдинг стал важным шагом вперёд в развитии архитектуры и инженерии. Он продемонстрировал преимущества использования стальных каркасов и открыл новые возможности для проектирования и строительства зданий.
Архитектурные системы
- Стоечно-балочная система — представляет собой простейший тип архитектурной конструкции, в основе которой лежат вертикальные опоры (стены, столбы или колонны) и горизонтальное перекрытие, опирающееся на них. Эта система является одной из древнейших и использовалась ещё в Древнем Египте и Месопотамии. В зависимости от конкретного проекта, стоечно-балочная система принимала разнообразные формы, однако её основные принципы оставались неизменными: вертикальные опоры (стойки) и горизонтальные перекрытия (балки) были неотъемлемой частью любой конструкции. Эта система отличается простотой реализации и позволяет создавать прочные и надёжные сооружения. Однако она имеет некоторые ограничения в создании сложных форм и требует значительного количества материала.
- Купольная система — используется для создания куполов и сводов. Она основана на принципе арки, которая распределяет нагрузку от веса купола на свои опоры. Купольная система позволяет создавать большие пролёты и обеспечивает хорошую прочность и устойчивость конструкции. Однако её реализация требует высокой квалификации строителей и может быть сложной и дорогостоящей.
- Пространственный каркас (пространственная решётка) — современная архитектурная система, которая использует стальные или железобетонные конструкции для создания пространственных каркасов зданий. Она позволяет создавать сложные формы и обеспечивает высокую прочность и устойчивость конструкций. Пространственные каркасы также позволяют оптимизировать внутреннее пространство зданий и обеспечивают гибкость в планировке этажей. Однако их реализация также может быть сложной и дорогостоящей, а также требует высокой квалификации проектировщиков и строителей.
Даниел Хадсон Бёрнем и Джон Уэллброн Рут, фирма «Бернам и Рут»
Признанными мастерами протофункционализма были фирма «Бернем и Рут», их строения отличались продуманной инженерной эстетикой. Дуэт Даниэла Бернема и Джона Рута стал символом чикагского ренессанса. Их постройки:
Рукери-билдинг (1888) в Чикаго, «Бернем и Рут», Фрэнк Ллойд Райт
Рукери-билдинг (1888) — 12-этажное здание с атриумом и спиральной лестницей. Стеклянный потолок атриума и смешение венецианских, индийских и арабских мотивов сделали его «ориентиром Чикаго».
Атриум проектировал и разрабатывал гений уже другого поколения, но пока еще просто помощник этих архитекторов — Фрэнк Ллойд Райт. Здесь также был применен ростверковый фундамент — рельсы и балки, залитые бетоном, позволили строить на болотистой почве.
Рилайенс-билдинг (1890) в Чикаго, «Бернем и Рут»
Рилайенс-билдинг (1890). Отличает фасад из стекла и терракоты — прорыв в естественном освещении.
Здание Монандока (1891–1893) в Чикаго, «Бернем и Рут» и «Холаберд энд Роша»
Здание Монандока (1891–1893) — дом, состоящий из творений двух архитектурных бюро: северная часть (Бёрнем и Рут) — 66-метровая кирпичная конструкция с алюминиевыми лестницами и ветрозащитой; южная (Холаберд энд Роша) — стальной каркас. При высоте 66 м и 16 этажей — это самое высокое несущее кирпичное здание, когда-либо построенное. В нем использовалась первая портальная система ветрозащиты в Соединенных Штатах. Его декоративные лестницы представляют собой первое конструктивное применение алюминия в строительстве зданий.
Более поздняя южная половина, построенная в 1893 году, была спроектирована Holabird & Roche и похожа по цвету и профилю на оригинал, но дизайн более традиционный. Когда строительство было завершено, это было самое большое офисное здание в мире.
Отель «Грейт Нозерн» в Чикаго (1892), Даниел Хадсон Бернем
Отель «Грейт Нозерн» (1892), спроектированный Бернемом, открылся в 1892 году и состоит из 16 этажей, 500 номеров, 8 столовых и 6 лифтов. Стоимость здания составила 1 150 000 долларов. Здание было построено из стальной конструкции и было одним из первых огнестойких отелей в Чикаго. Отель был построен архитектурной фирмой D. H. Burnham and Company. Они создали новый дизайн с планировкой городского офисного блока, свободной от исторических или европейских влияний. Его снос в 1940 году обнажил хрупкость ранних небоскребов.
Луис Салливан (1856-1924)
Луис Салливан — самый известный и почитаемый архитектор протофункционализма. Салливан был учеником Дженни и ввёл термин «чикагские окна» — трёхчастные конструкции с фиксированным центральным стеклом и открывающимися боковинами. Они сочетали максимум света с функциональностью.
Его архитектура отличалась нарочитой декоративностью, орнаменты зачастую покрывали весь фасад здания. Лучшими его работами являются:
Аудиториум в Чикаго (1886–1889), «Адлер и Салливан»
Аудиториум (1886–1889): многофункциональный комплекс с театром и офисами. Неороманский фасад скрывал стальной каркас.
Гаранти-Билдинг (1895), «Адлер и Салливан»
Гаранти-Билдинг (1895): вертикальные терракотовые полосы подчеркивали вертикальные устремления, и в то же время богатый причудливый декор в неоготическом стиле в верхней части как бы останавливает это движение. Салливан выделил зонирование: технические этажи внизу и наверху, офисы — в центре.
Салливан работал над проектом Guaranty Building вместе с Данкмаром Адлером, который взял на себя всю инженерную составляющую.
Местный нефтяной магнат Хэскэл Л. Тейлор поставил амбициозную задачу — создать лучшее офисное здание в стране, и был готов финансировать проект.
К сожалению, Тэйлор не увидел завершение проекта: во время строительства он скончался. Но, несмотря на эту утрату, нашлись новые спонсоры, главным из которых стала Prudential Insurance Company.
Здание было построено всего за год: строительство длилось с марта 1895 по март 1896 годов.
Принципы небоскребостроения, сформулированные Луисом Салливаном
Первое – небоскребу нужен подземный этаж, в котором будут размещаться бойлерные, силовые установки и прочие устройства, обеспечивающие здание энергией и теплом.
Второе – первый этаж должен быть отдан банкам, магазинам и иным заведениям, которым необходимо большое пространство, много света, яркие витрины и легкий доступ с улицы.
Третье – второй этаж должен иметь не меньше света и простора, чем первый, поскольку он легко достижим с помощью лестниц.
Четвертое – между вторым этажом и самым верхним должны располагаться бесчисленные офисные помещения, которые могут ничем не отличаться друг от друга по планировке.
Пятое – самый верхний этаж, так же как и подземный, должен быть техническим. Здесь располагаются системы вентиляции. На пятом уровне архитектор помещал аттик (стенку над венчающим сооружение карнизом, обычно украшенную рельефами или надписями), который напоминал античные постройки.
Магазин Карсона Пири Скотта в Чикаго (1899), Луис Салливан
Магазин Карсона Пири Скотта (1899): орнаменты в виде растительных мотивов стали его «подписью». Первые два этажа — изысканный декор, выполненный в чугунном литье.
Довольно быстро «чикагская школа» переехала в Нью-Йорк.
Баярд-Кондикт Билдинг в Нью-Йорке (1897–1899), Луис Салливан
Здание занимает прямоугольную площадь и имеет терракотовый фасад, который горизонтально разделён на три секции. Два нижних этажа отведены под витрины магазинов первого этажа с богато украшенными колоннами. В самом западном углу находится арочный вход.
На верхних этажах опоры делят здание на пять вертикальных отсеков, каждый из которых украшен богато декорированными шпандрельными панелями. Прямо под карнизом на вершине здания изображены шесть крылатых ангелов.
Первые два этажа предназначены для розничной торговли, в то время как верхние этажи обычно занимают большие помещения, напоминающие лофты, со стальным каркасом. Механическое ядро с лифтами, инженерными коммуникациями и лестницами расположено в западной части здания.
Флэтайрон-Билдинг («Утюг») в Нью-Йорке (1902), Даниел Хадсон Бёрнем и Фредерик П. Динкельберг
Флэтайрон-Билдинг, известный как «Утюг», был построен в 1902 году по проекту архитекторов Даниела Хадсона Бёрнема и Фредерика П. Динкельберга.
Даниел Хадсон Бёрнем (1846–1912) и Фредерик П. Динкельберг (1858–1935) считаются пионерами модернизма в архитектуре. Особенно важным стал взгляд на здание сверху, что стало особенно актуально с появлением самолётов.
Русские и европейские художники и писатели того времени далеко не однозначно воспринимали эту архитектуру.
Вот что писал Максим Горький в своем «Городе Желтого дьявола»: «Это — город, это — Нью-Йорк. На берегу стоят двадцатиэтажные дома, безмолвные и темные «скребницы неба». Квадратные, лишенные желания быть красивыми, тупые, тяжелые здания поднимаются вверх угрюмо и скучно. В каждом доме чувствуется надменная кичливость своею высотой, своим уродством. В окнах нет цветов и не видно детей...
Издали город кажется огромной челюстью с неровными черными зубами. Он дышит в небо тучами дыма и сопит, как обжора, страдающий ожирением…».
В Нью-Йорке же строятся еще две башни: Зингер-Билдинг (1908) и Метлайф-тауэр (1909).
Эрнест Флегг спроектировал 187-метровую башню Зингер-Билдинг, где узкая верхняя часть стояла на массивном основании, а Наполеон Ле Бран в «Метлайф-тауэр» использовал вертикальные линии окон и купол, чтобы зрительно увеличить высоту.
Оба здания стали символами корпоративного соперничества. С этого времени началась гонка за высоту небоскребов, которая измерялась в метрах, а не в этажах. Поэтому появляются в большом количестве башенки на небоскребах, чтобы максимально увеличить высоту.
Зингер-Билдинг в Нью-Йорке (1908), Эрнест Флэгг
Зингер-билдинг — это легендарный небоскрёб, расположенный в Нью-Йорке на пересечении Либерти-стрит и Бродвея. Он был возведён в 1908 году и на тот момент стал самым высоким зданием в мире.
Строительство было инициировано Фредериком Борном, главой компании «Зингер», который хотел создать новую штаб-квартиру. Автор проекта — Эрнест Флэгг.
Зингер-билдинг возвышался на 187 метров над землёй и удерживал титул самого высокого здания с 1908 по 1909 год. Однако после завершения строительства 210-метровой башни Метрополитен-лайф-иншуренс-компани-тауэр на 23-й улице, Зингер-билдинг уступил своё первенство.
К сожалению, в 1968 году, по желанию владельца, небоскрёб был снесён, став самым высоким зданием, которое было демонтировано.
Метлайф-тауэр в Нью-Йорке (1893–1909), Наполеон Ле Бран
Небоскрёб в Нью-Йорке, который был самым высоким зданием города с 1909 по 1913 год. В 1978 году здание было внесено в реестр исторических мест США. Высота этого удивительного сооружения составляет 213 метров. На вершине небоскрёба расположены четыре циферблата часов, каждый из которых имеет диаметр 8 метров, а высота цифр составляет 1,2 метра.
В 1913 году в Нью-Йорке был построен Вулворт-билдинг, который, в свою очередь, превзошёл по высоте Метлайф-тауэр на 33 метра.
Вулворт-Билдинг в Нью-Йорке (1910–1913), Кэсс Гилберт
Кэсс Гилберт (1859–1934) создал 241-метровый «готический собор коммерции». Вестибюль с мозаиками и скульптурными карикатурами на архитектора и заказчика, скоростные лифты и стальной каркас сделали его эталоном.
Башня здания, обращённая главным входом на Бродвей, возвышается на основании из блоков, создавая узкий внутренний дворик для света. Внешние украшения выполнены из архитектурных терракотовых известняковых панелей.
Удачно распланированные колонны идут — без прерывающих их карнизов — прямо до пирамидной вершины и придают зданию его «прямоту». Именно поэтому жители Нью-Йорка в шутку называют его «Гордыней Нью-Йорка».
Готические акценты сосредоточены на самой высокой точке и выполнены в таком масштабе, что их можно увидеть с улицы в нескольких сотнях метров внизу.
В украшенном крестовидном вестибюле можно увидеть сводчатый потолок, а также мозаичные и скульптурные карикатуры на Гилберта и Вулворта. В здании также сохранился личный кабинет Вулворта, выполненный из мрамора в стиле французского ампира.
Инженеры Гунвальд Аус и Корт Берле спроектировали стальную раму, поддерживаемую на массивных кессонах, проходящих до основания. Новыми в здании стали высокоскоростные лифты, и скоростная «доставка» от лифта к офису принесла зданию немалый доход.
Вот как писал про него Маяковский в своем стихотворении «Барышня и Вульворт» (1925 г.):
Бродвей сдурел.
Бегня и гулево.
Дома с небес обрываются и висят.
Но даже меж ними заметишь Вульворт.
Корсетная коробка этажей под шестьдесят.
Жилой дом на Кудринской площади в Москве (1948-1954), Михаил Посохин и Ашот Мндоянц
Жилой дом на Кудринской площади — одна из семи сталинских высоток Москвы, возведённая в период с 1948 по 1954 годы по проекту архитекторов Михаила Посохина и Ашота Мндоянца при участии инженера М.Н. Вохомского.
Внешний облик дома на Кудринской площади напоминает нью-йоркские небоскрёбы 1920–1930-х годов. Однако советские зодчие добавили элементы сталинского ампира: готические шпили, барочную лепнину и скульптуры, символизирующие труд, оборону и творчество.
Здание представляет собой три корпуса: центральный — 24-этажный, высотой 156 метров с башней и шпилем, и два боковых — по 18 жилых этажей. Все три корпуса образуют единый массив, который опирается на общий цокольный этаж. Всего в доме 452 квартиры.
При схожести силуэтов, советские инженеры критиковали американские конструкции за недостаточную жёсткость. В ответ они разработали усиленные каркасы и учли ландшафтные особенности для улучшения естественного освещения.
Московские торфяники и слабые грунты потребовали создания «коробчатого фундамента», который распределял нагрузку без массивных бетонных оснований.
В СССР не было специализированной строительной техники. Для высотки разработали самоподъёмные краны грузоподъёмностью до 15 тонн и бетононасосы, способные поднимать раствор на 40 метров.
Протофункционализм 1870–1893 годов заложил основы современной архитектуры. Стальные каркасы, безопасные лифты и ростверковые фундаменты стали технической базой, а принцип «форма следует за функцией» — эстетическим манифестом.
Даже утраченные здания, такие как Маршал Филд или Грейт Нозерн, остаются символами эпохи, когда инженерный расчёт впервые победил историческую стилизацию. Их наследие живет в небоскребах XXI века, где технология и красота продолжают диалог.
Екатерина Серёжина