Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Стеклянный дом Миса Ван дер Роэ: любовная драма и архитектура

Дом Фарнсуорт (Стеклянный дом) — здание, построенное по проекту архитектора Людвига Миса ван дер Роэ в период с 1945 по 1951 год. Дом располагался в 89 км к юго-западу от центра Чикаго, на участке площадью 24 га, примыкающем к реке Фокс, штат Иллинойс.

Дом из стали и стекла был заказан Эдит Фарнсворт, доктором медицины, нефрологом, как место, где она могла заниматься своими хобби — играть на скрипке, переводить стихи и наслаждаться природой.

Людвиг Мис ван дер Роэ
Людвиг Мис ван дер Роэ

Дом поднят на балках над поверхностью земли, благодаря чему возникает ощущение, что дом парит в воздухе. Подъём дома над землёй также обеспечивает защиту от наводнений, так как дом располагается недалеко от реки в затапливаемой местности. Стены дома выполнены из стекла, крепящегося к железным опорам.

Мис ван дер Роэ на стройке
Мис ван дер Роэ на стройке

Дом не разделен на комнаты и представляет собой единое пространство. Внутри располагается деревянное «ядро», в котором расположены камин, кухонная зона и два санузла. Идея проекта родилась на вечеринке, где состоялось знакомство архитектора Людвига Миса ван дер Роэ с заказчицей.

Архитектор решил построить дом, где не будет границ между внутренним и внешним пространством. Из-за сплошного остекления мир за окном ощущается так, как будто ничто вас не разделяет. Единственное приватное место — два санузла, расположенных за деревянными панелями в центре здания.

Дом Фарнсуорт (Стеклянный дом)
Дом Фарнсуорт (Стеклянный дом)
Дом Фарнсуорт (Стеклянный дом)
Дом Фарнсуорт (Стеклянный дом)

Здание имеет систему отопления — в полу проложены трубы, по которым циркулирует горячая вода от котла. Полы вымощены римским травертином. Площадь дома 140 м2.

Фарнсуорт считалась «нетипичным» заказчиком: отказавшись от пассивной роли наблюдателя, она с интересом включилась в процесс проектирования. И, самое важное, архитектор был готов вести с ней диалог на равных. «Без Эдит Фарнсуорт карьера Мис ван дер Роэ в Америке (в США архитектор переехал из Германии в конце 1930-х) могла бы застопориться, а слава основоположника архитектурного модернизма могла достаться его современникам», – считает исполнительный директор управляющей организации Edith Farnsworth House Скотт Мехаффи.

Эдит и Мис обсуждают чертежи дома ( именно эта фотография послужила доказательством в суде)
Эдит и Мис обсуждают чертежи дома ( именно эта фотография послужила доказательством в суде)

Доктор Фарнсуорт была чрезвычайно образованным человеком: закончила консерваторию, свободно говорила на нескольких языках, интересовалась искусством, а в свободное время переводила поэзию. С Мисом ван дер Роэ они долгое время приятельствовали, однако строительство загородного дома положило конец этой дружбе.

Эдит Фарнсуорт осталась недовольна реализацией проекта и тем фактом, что конечная смета выросла в два раза по сравнению с первоначальной. Ситуация накалилась до такой степени, что бывшие «соавторы» подали друг на друга иски в суд.

Критики назвали Эдит Фарнсворт влюбленной и злобной, когда она подала иск против Миса ван дер Роэ. И более пятидесяти лет спустя дом Фарнсворт со стеклянными стенами все еще вызывает споры.

Эдит Фарнсворт
Эдит Фарнсворт

Доктор Эдит Фарнсворт была возмущена. «Что-то нужно сказать и сделать о такой архитектуре, как эта, — писала она в интервью для журнала House Beautiful, — или у архитектуры не будет будущего».

Она была в ярости. Мис ван дер Роэ построил для нее дом почти полностью из стекла. «Я думал, что вы можете оживить заранее определенную классическую форму своим собственным присутствием. Я хотел сделать что-то значимое», — и всё, что я получила, это эта неприятная, ложная утонченность, — доктор Фарнсворт жаловалась.

Эдит в своем доме
Эдит в своем доме

Мис ван дер Роэ и Эдит Фарнсворт были друзьями. Подозревали, что известный врач влюбилась в блестящего архитектора. Возможно, они были романтически увлечены. Или, возможно, они просто вовлеклись в страстную деятельность по совместному сотворению. В любом случае, доктор Фарнсворт была горько разочарована, когда дом был завершен и архитектора больше не стало в ее жизни.

Доктор Фарнсворт обратилась со своим разочарованием в суд, в газеты и, в конечном итоге, на страницы журнала House Beautiful. Архитектурные дебаты смешались с истерией холодной войны 1950-х годов, чтобы создать общественный шум, настолько громкий, что даже Фрэнк Ллойд Райт присоединился к ним.

Мис ван дер Роэ: «Меньше — это больше».

Эдит Фарнсворт: «Мы знаем, что меньше — это не больше. Это просто меньше!»

Когда доктор Фарнсворт попросила Миса ван дер Роэ спроектировать дом для ее отдыха в выходные, он опирался на идеи, которые он разработал (но никогда не создавал) для другой семьи. Дом, который он себе представлял, был бы строгим и абстрактным. Два ряда из восьми стальных колонн будут поддерживать пол и кровельные плиты. Между ними вместо стены были бы огромные просторы стекла. Доктор Фарнсворт одобрила планы. Она часто встречалась с Людвигом на рабочем месте и следила за ходом дома. Каждые выходные они вместе ездили на пикники.

-9

Но четыре года спустя, когда он передал ей ключи и счет, она была ошеломлена. Расходы выросли до 73 000 долларов США, что на 33 тысячи долларов превысило бюджет. Счета за отопление также были непомерными. Более того, по ее словам, конструкция из стекла и стали была не пригодна для жизни.

Вид на кухню с улицы
Вид на кухню с улицы
План центральной закрытой части с санузлами
План центральной закрытой части с санузлами

Мис ван дер Роэ был озадачен ее жалобами. Конечно, этот дом не был предназначен для семейного проживания! Скорее, дом Фарнсворта должен был быть чистым выражением идеи. Снизив архитектуру до «почти ничего», Мис создал конечную объективность и универсальность. Прозрачный, гладкий дом Фарнсворта воплощал в себе высшие идеалы нового, утопического интернационального стиля. Людвиг подал иск в суд, чтобы заставить ее оплатить счет.

-12

Доктор Фарнсворт подала встречный иск, но ее дело было проиграно. В конце концов было доказано, что она одобряла планы и контролировала строительство. Стремясь к справедливости, а затем мести, она вынесла свои разочарования в прессу.

Реакция прессы:

В апреле 1953 года журнал House Beautiful ответил язвительной редакционной статьей, которая критиковала работы Миса ван дер Роэ, Вальтера Гропиуса, Ле Корбюзье и других последователей интернационального стиля. Стиль был охарактеризован как «угроза для Новой Америки». Журнал намекнул, что за дизайном этих «мрачных» и «безликих» зданий скрываются коммунистические идеалы.

Чтобы подлить масла в огонь, Фрэнк Ллойд Райт присоединился к дебатам. Райт всегда выступал против архитектуры международной школы. Но он был особенно суров в своей атаке, когда присоединился к дебатам House Beautiful. Райт писал: «Почему я не доверяю и бросаю вызов как «интернационализму», так и коммунизму? Потому что оба по своей природе делают общее выравнивание всей цивилизации».

По словам Райта, пропагандисты интернационального стиля были по сути своей «тоталитаристами» и они были «нездоровыми людьми».

В конце концов, доктор Фарнсворт поселилась в доме из стекла и неохотно использовала его для своего отдыха до 1972 года. А творение Миса получило широкое признание как шедевр, кристалл и чистое выражение художественного видения.

Но надо сказать, что она тоже имела полное право жаловаться. Дом изобиловал и до сих пор изобилует проблемами.

Прежде всего, в здании были насекомые. Настоящие. Ночью освещенный стеклянный дом превратился в фонарь, притягивая рои комаров и моли. Доктор Фарнсворт наняла чикагского архитектора для разработки сетки от москитов с бронзовым каркасом. Фарнсворт продала дом в 1975 году лорду Питеру Палумбо, который снял экраны и установил кондиционер, что также помогло решить проблемы с вентиляцией здания.

Фото дома во время затопления
Фото дома во время затопления

Но некоторые проблемы оказались нерешаемыми. Стальные колонны ржавеют. Они часто нуждаются в шлифовке и покраске. Дом находится рядом с ручьем. Сильное наводнение вызвало ущерб, который потребовал обширного ремонта. Дом, который теперь является музеем, был прекрасно отреставрирован, но он требует постоянного ухода.

Екатерина Серёжина

Эстетика Эпох