Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Битва титанов авангарда: как конкурс за здание Центросоюза объединил Ле Корбюзье, Леонидова и Весниных в борьбе за будущее архитектуры

Оглавление

В 1928 году Всероссийское общество гражданских инженеров объявило открытый международный конкурс на лучший проект дома Центросоюза.

Открытка Московского союза потребительских обществ. Типография И. Д. Сытина. До 1917 г.
Открытка Московского союза потребительских обществ. Типография И. Д. Сытина. До 1917 г.

История Центросоюза

В 1896 году во время Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде состоялся торгово-промышленный съезд, на котором была создана кооперативно-кустарная секция. В секцию вошли представители потребительских кооперативов, которые приезжали на Нижегородскую ярмарку для закупки товаров.

Московский союз потребительных обществ (МСПО) был создан на первом собрании уполномоченных союзных обществ, прошедшем 23–26 октября 1898 г. Он стал первым объединением кооператоров в России. До 1907 года союз выполнял только комиссионную деятельность; в 1907 году открыл собственный оптовый склад товаров.

До 1904 года союз не имел собственного офиса и располагался в помещении экономического общества офицеров. В 1910 году союз приобрёл собственное здание. В 1912 году при участии кредитной кооперации создал Московский народный банк. В 1913 году начал развивать собственное производство.

После Февральской революции 1917 года Московский союз потребительных обществ был переименован во Всероссийский центральный союз потребительских обществ (Центросоюз). В 1918 году в Центросоюз были включены все союзы потребительской кооперации, а в марте 1919 года создана система потребительской кооперации со следующей структурой: первичное потребительское общество — райсоюз — губсоюз — Центросоюз.

Открытый конкурс на новый офис Центросоюза

К 1928 году организация значительно разрослась и имела несколько разрозненных помещений, что было крайне неудобно, поэтому было принято решение построить один просторный офис, и на его проект был объявлен конкурс со следующими требованиями:

Проект должен предусматривать наличие просторного офиса на две тысячи рабочих мест, который способен вместить различные группы помещений согласно их функциональности. К первой группе относились административные помещения Центросоюза общей площадью 2255 м². Вторая группа включала в себя все торговые помещения и вспомогательные помещения площадью 8990 м². В третью группу входил клуб с залом на 600 мест со сценой и фойе, гимнастическим залом, столовой и библиотекой, занимавших площадь в 3170 м². К последней функциональной группе относились хозяйственные помещения — ремонтные мастерские, вместительные склады, котельная и несколько квартир для работников.

Срок подачи заявок был установлен на 20 июня 1928 года. В отборочную комиссию входили представители Общества гражданских инженеров, Московского архитектурного общества, Центросоюза и Моссовета: инженеры Г. Красин и Лео Серк, архитекторы Михаил Крюков, Иван Машков, Виктор Веснин, Яков Корнфельд и Иван Кондаков.

В итоге из 32 проектов, участвовавших в открытом отборе, первую премию получили Борис Великовский и В. Воинов, вторую — Анна Капустина и Леонид Савельев, третью — Александр Вегнер, Борис Ефимович и Иван Звёздин. Четвёртое место разделили Ной Троцкий, С. Козак и Т. Зеликман, пятое — Фаня Белостоцкая и Зиновий Розенфельд. Однако конкурсная комиссия посчитала, что представленные проекты не могут служить материалами для разработки плана строительства.

Закрытый конкурс с иностранными участниками

До 10 августа того же года проводился закрытый заказной конкурс, в котором приняли участие иностранные архитекторы лондонского бюро «Бернет и Тейт», Макс Таут из Берлина, французы братья Ле Корбюзье и Пьер Жаннере, а также группа архитекторов Управления по постройке складов Центросоюза. В число последних входили братья Александр и Виктор Веснины, Сергей Чернышёв, Иван Леонидов, Андрей Крячков и другие. О них мы сейчас поговорим подробнее.

Бернет и Тейт
Бернет и Тейт

Всех участников отбирал лично председатель Центросоюза Исидор Любимов. Из проектов закрытого конкурса комиссия исключила работу английской конторы: жюри её архитектурные решения показались слабыми, примитивными и консервативными. Мы помним, что это 1928 год — расцвет авангарда и конструктивизма. Поэтому проект должен быть с архитектурной точки зрения современным.

Не нашёл поддержки у Моссовета тяжеловесный и монументальный план Таута. Лучшими комиссия признала два проекта: совместную работу Ле Корбюзье и Жаннере и разработку группы советских архитекторов. Первый был назван изящным и лёгким, второй комиссия сочла наиболее продуманным и функциональным. Ле Корбюзье было указано на ряд недочетов и он их исправил.

Третий конкурс

По итогам открытого и закрытого отборов до 20 октября 1928 года было решено принять заявки на третий конкурс. Проекты были заказаны немецкому архитектору Петеру Беренсу (который уже строил в Петербурге до революции Здание немецкого посольства) братьям Весниным, П. Нахману вместе с Анатолием Самойловым, Александру Никольскому, Андрею Олю и Ивану Жолтовскому.

Проект Анатолия Самойлова и группы архитекторов Центрсоюза
Проект Анатолия Самойлова и группы архитекторов Центрсоюза

братья Веснины
братья Веснины

-5

-6

Финальный отбор

Объединение современных архитекторов выдвинуло на рассмотрение жюри работу Ивана Леонидова. По совету знакомых советских архитекторов Ле Корбюзье также представил свой проект, доработанный в соответствии с требованиями комиссии. Финальный отбор проводился между двумя вариантами — Леонидова и Ле Корбюзье.

Леонидов разработал проект дома Центросоюза по трём координатным осям для предельного обобщения форм. План 12-этажного корпоративного дома был выполнен в духе господствовавшего в 1920—1930-е годы функционализма.

Иван Леонидов План проекта Центрсоюза
Иван Леонидов План проекта Центрсоюза

Иван Леонидов Проект Центрсоюза
Иван Леонидов Проект Центрсоюза

Сквозной вестибюль связывал Мясницкую улицу и проектировавшийся Новокировский проспект, на Мясницкую выходили широкие окна выставочного корпуса. Культурно-просветительные помещения были размещены архитектором на верхних этажах с учётом максимальной звукоизоляции. В протяжённом параллелепипеде строения располагались основные офисные зоны, обращённые к двум стеклянным фасадам. Торцы были представлены как глухие плоскости.

На втором этаже находился горизонтальный выставочный корпус. Пространство проекту также придавал отдельный круглый вестибюль с лифтовыми шахтами. Его проект был, без сомнения, самым новаторским в плане организации офисного пространства, в том числе проект Леонидова позже оказал влияние на американских архитекторов, включая Людвига Мис ван дер Роэ — ведущего представителя интернационального стиля. Ле Корбюзье также высоко ценил архитектурные замыслы Леонидова и заимствовал некоторые из них для своего финального проекта дома Центросоюза.

-10

Ле Корбюзье и Николай Колли. Здание Центрсоюза
Ле Корбюзье и Николай Колли. Здание Центрсоюза

-12

-13

Итоги конкурса

Ле Корбюзье в итоге выиграл. Он посетил Москву трижды. Сложно сказать, кто и кем оказался больше восхищен – Ле Корбюзье советскими архитекторами или они им. Зодчим новой страны было, что показать. В советской России царил архитектурный авангард и конструктивизм. Братья Веснины, Константин Мельников, Иван Леонидов и Моисей Гинзбург поражали его своими смелыми идеями и практикой. Не зря Ле Корбюзье был так поражен. В современной Москве сейчас – двести зданий, построенных в ту эпоху, и четверть из них – архитектурные шедевры.

Памятник Ле Корбюзье рядом с Центрсоюзом, взирающего на Москву, которую ему так и не дали перестроить
Памятник Ле Корбюзье рядом с Центрсоюзом, взирающего на Москву, которую ему так и не дали перестроить

Но и Ле Корбюзье не остался в долгу. Он «переплюнул» даже социалистических новаторов, предложив помимо Центросоюза Генеральный план столицы «нового государства». Чтобы возвести новый город по проекту Ле Корбюзье, Москву надо было снести всю полностью, кроме Кремля и здания Большого театра.

В итоге здание было построено в 1928–1936 годах по проекту французского архитектора Ле Корбюзье при участии Пьера Жаннере и Николая Колли под руководством инженера С. Грузинова. Построили достаточно близко к проекту, но не применили разработанную Корбюзье сложную систему вентиляции и отопления, и с учетом большого количества остекления летом в здании до сих пор невыносимо жарко, а зимой холодно.

Фасады строения обращены одновременно на две параллельные улицы — Мясницкую и проспект Академика Сахарова. В разное время в здании размещались различные административные учреждения, с 1991 года в нём располагаются Федеральная служба государственной статистики (Росстат) и Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

 

Екатерина Серёжина

Эстетика Эпох