Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Зиккураты Древней Месопотамии: Символы Божественной Связи и Социального Единства

Оглавление


Зиккураты — монументальные ступенчатые сооружения Древней Месопотамии — остаются одними из самых загадочных и впечатляющих достижений ранних цивилизаций. Построенные между IV и I тысячелетиями до н.э., эти гигантские храмы-горы служили не только религиозным целям, но и становились центрами социальной и культурной жизни городов. Их архитектура, символика и функции отражают уникальное мировоззрение народов Месопотамии.

Храм зиккурат Месопотамия
Храм зиккурат Месопотамия

Назначение зиккуратов: мост между землёй и небом

Храм зиккурат Месопотамия
Храм зиккурат Месопотамия

Зиккураты возводились как места поклонения богам, олицетворявшим силы природы и покровителей городов. Согласно верованиям шумеров, аккадцев и вавилонян, боги обитали на вершинах гор. В плоской долине Тигра и Евфрата зиккураты, достигавшие 50–60 метров в высоту, символизировали священную гору, соединяющую небо и землю. На верхней платформе располагалось святилище, куда лишь избранные жрецы могли подниматься для совершения ритуалов и предсказаний.

Зиккурат в Уре

Наиболее сохранившийся храмовый комплекс Древнего Междуречья был возведён в XXI веке до нашей эры в городе Уре местными царями Ур-Намму и Шульги. Как и святилище Экишнугаль, он был посвящён лунному божеству Нанне.

Впоследствии храмовый комплекс неоднократно перестраивался и значительно расширялся при нововавилонском царе Набониде.

Частично восстановленный зиккурат в Уре, Ирак
Частично восстановленный зиккурат в Уре, Ирак

Частично восстановленный зиккурат в Уре, Ирак
Частично восстановленный зиккурат в Уре, Ирак

-5

Руины зиккурата Набу в Борсиппе

Руины зиккурата и храма бога Набу в Борсиппе, на холме Бирс-Нимруд, провинция Бабиль, Ирак. VI век до н. э.
Руины зиккурата и храма бога Набу в Борсиппе, на холме Бирс-Нимруд, провинция Бабиль, Ирак. VI век до н. э.

Долгое время руины зиккурата Набу, скрытые холмом Бирс-Нимруд, принимали за развалины Вавилонской башни. Эта ошибка возникла ещё во времена Талмуда, и, возможно, была связана с неверными сведениями, содержащимися в трудах Геродота. К тому же, зиккурат Набу гораздо лучше сохранился, чем его «родственная» башня в Вавилоне.

Даже сегодня её высота составляет 50 метров, хотя на протяжении многих столетий её использовали в качестве каменоломни для добычи кирпичей.

Зиккурат Этеменанки в Вавилоне

Подлинная Вавилонская башня была разобрана ещё в древности. К середине IV века до нашей эры Этеменанки, которую также называют Вавилонской башней, пришла в негодность, и Александр Македонский, избравший Вавилон своей столицей, решил восстановить эту святыню.

Этеменанки, что в переводе означает «Дом краеугольного камня неба и земли», представляет собой зиккурат, расположенный в главном городском храме Эсагиле в Вавилоне.

Модель религиозного центра Эсагилы и зиккурата Этеменанки в Вавилоне
Модель религиозного центра Эсагилы и зиккурата Этеменанки в Вавилоне

Модель религиозного центра Эсагилы и зиккурата Этеменанки в Вавилоне
Модель религиозного центра Эсагилы и зиккурата Этеменанки в Вавилоне

Эсагила был не только религиозным центром Вавилонии, но и одним из самых значимых мест во всем тогдашнем мире. Зиккурат Этеменанки был возведён ассирийским зодчим Арадахдешу на священной земле в юго-западном углу Эсагилы. Он состоял из семи ярусов, диаметр основания достигал 90 метров, а высота — около 100 метров.

На вершине зиккурата находилось святилище, посвящённое главному божеству Вавилона — Мардуку. Здесь для него были установлены позолоченные ложе и стол, а на вершине святилища закреплены золочёные рога, символизирующие его власть над миром.

Модель зиккурата Этеменанки в Вавилоне
Модель зиккурата Этеменанки в Вавилоне

Работы по восстановлению Этеменанки были начаты, но неожиданная кончина Александра в 323 году до нашей эры и последовавшая за ней борьба диадохов прервали их.

Лишь в 275 г. царь Антиох I Сотер восстановил Эсагилу, но башня Этеменанки так и не была отстроена заново. При раскопках археологи нашли только её основание.

Вид с воздуха на остатки Этеменанки
Вид с воздуха на остатки Этеменанки

Религиозное значение: ритуалы и астрономия

Зиккураты были центрами культа, где жрецы совершали подношения и изучали небесные явления. Вавилонские зиккураты, такие как Этеменанки (прообраз библейской Вавилонской башни), возможно, служили для астрономических наблюдений. Календарные расчёты и предсказания, связанные с сельским хозяйством, укрепляли связь религии с повседневной жизнью.

Вавилонская башня (1563), Картина Питера Брейгеля Старшего (1525 — 1569)
Вавилонская башня (1563), Картина Питера Брейгеля Старшего (1525 — 1569)

Архитектурные особенности: ступени к богам

Конструктивно зиккураты состояли из нескольких ярусов (от 3 до 7), сужающихся кверху, с наружными лестницами или пандусами. Их строили из сырцового кирпича, облицовывая обожжённым кирпичом для защиты от дождей. В отличие от египетских пирамид, которые были гробницами фараонов, зиккураты являлись «домами богов» и центрами храмовых комплексов. Однако оба типа сооружений воплощали идею восхождения: египтяне — к солнцу, месопотамцы — к небесным божествам.

Сравнение с другими пирамидами

Помимо египетских пирамид, ступенчатые структуры встречаются в Мезоамерике (например, пирамиды Теотиуакана). Общие черты — геометрическая форма и религиозное назначение. Однако различия значительны:

  • Материалы: В Месопотамии — кирпич; в Египте — камень; в Мезоамерике — камень с штукатуркой.
  • Функции: Зиккураты — храмы; египетские пирамиды — усыпальницы; мезоамериканские пирамиды — места ритуалов, включая жертвоприношения.
  • Доступность: Верхние платформы зиккуратов были закрыты для большинства, тогда как пирамиды майя и ацтеков использовались для массовых церемоний.

Социальная роль: единство и власть

Строительство зиккуратов требовало координации тысяч рабочих, что сплачивало общину. Они становились символами могущества царей, которые выступали посредниками между людьми и богами. Вокруг зиккуратов формировались города с храмовыми хозяйствами, школами писцов и архивами (например, библиотека в Ниппуре). Таким образом, они были не только религиозными, но и административными, образовательными центрами.

Реконструкция внешнего вида древнего Вавилона с зиккуратом в центре
Реконструкция внешнего вида древнего Вавилона с зиккуратом в центре

Реконструкция внешнего вида древнего Вавилона с зиккуратом в центре
Реконструкция внешнего вида древнего Вавилона с зиккуратом в центре

Зиккураты Древней Месопотамии отражали синтез духовных и социальных аспектов жизни. Их ступени вели не только к небесам, но и к укреплению власти, развитию науки и искусства. В отличие от других пирамид древности, они оставались «живыми» центрами, где религия, политика и культура переплетались, создавая основу для одной из величайших цивилизаций человечества.

Эстетика Эпох