Голландское движение «Де Стейл»
Голландское движение «Де Стейл», или «De Stijl», что в переводе означает просто «стиль», возникло как реакция на кризис и стресс, вызванные Первой мировой войной. Его приверженцы стали одними из первых представителей абстрактной формы искусства, в которой всё сводилось к геометрическим фигурам, асимметрии и трем основным цветам спектра — красному, синему и желтому, а также трем дополнительным: белому, серому и черному. Это было стремление к утопическому миру, который был бы гармонично упорядочен.
Это творческое объединение зародилось в Лейдене в 1917 году. Участники группы разделяли идеи неопластицизма — художественного направления, основанного Питом Мондрианом, идейным вдохновителем «Де Стейл».
Члены группы выступали за чистую абстракцию и универсальность. Они стремились упростить визуальные композиции до прямых линий и прямоугольных форм. Фундаментом, на котором выросло движение, были некоторые современные течения (например, импрессионизм и кубизм), которые тоже пытались найти новый визуальный язык и по-новому исследовали окружающую действительность.
Кроме того, вдохновением для De Stijl были теософия, идеи неоплатонической философии и математические концепции Матье Юбертуса Джозефуса Шенмакерса. В его работе «Новое изображение мира», или «The New Image of the World», Шенмакерс писал о трёх основных цветах, которые мы и связываем с визуальным языком De Stijl (синий, жёлтый и красный). Для учёного «жёлтый излучает, синий отступает, а красный плывёт» («yellow radiates, blue recedes, and red floats»), и произведения искусства должны иметь за собой связанные с этой системой математические объяснения.
Вслед за появлением группы начал выходить и журнал, где публиковались теоретические работы участников «Де Стейл». Первый выпуск появился в октябре 1917 года.
Обложка журнала была разработана художником Вильмошем Хусаром. Она представляла собой абстрактную гравюру, состоящую из чёрных прямоугольников, над которыми возвышались квадратные прописные буквы «De Stijl».
Внутренняя часть журнала не подвергалась дизайнерскому оформлению, поскольку тексты печатались стандартным шрифтом в типографии.
Движение возникло в результате совместной работы художников Тео ван Дусбурга и Пита Мондриана. Значительный вклад в развитие «Де Стейл» внёс Геррит Ритвельд, нидерландский архитектор и дизайнер мебели, который присоединился к группе в 1918 году.
Тео ван Дусбург
Тео ван Дусбург родился в Утрехте в 1883 году под именем Кристиан Эмиль Мари Кюппер. Он был разносторонним художником, писателем, поэтом и архитектором.
Тео ван Дусбург был одним из основателей и лидеров группы De Stijl. Он выступал за упрощённую, геометрическую и редуктивную эстетику в изобразительном искусстве, утверждая, что живопись, дизайн и архитектура должны быть органично взаимосвязаны.
Ван Дусбург создал множество абстрактных полотен и проектировал здания, декорации, витражи, мебель и предметы домашнего обихода, которые отражали эстетические теории De Stijl и его личные взгляды. Он также написал множество эссе и трактатов о геометрической абстракции, издавал журналы и организовывал выставки работ художников De Stijl и связанных с ними направлений.
ПИТ МОНДРИАН
Пит Мондриан родился в 1872 году в голландском городе Амерсфорт. С раннего детства он был окружен миром искусства. Его отец, директор местной школы, был художником-любителем и с удовольствием обучал сына рисованию. Дядя Мондриана, Фриц Мондриан, был опытным художником, который привил племяннику любовь к искусству и научил его рисовать на более профессиональном уровне. Он был из ортодоксальной кальвинистской среды.
Пит Мондриан был приверженцем чистой абстракции и ограниченной палитры. Он представлял мир в виде вертикальных и горизонтальных элементов, которые символизировали две противоположные силы: положительную и отрицательную, динамичную и статичную, мужскую и женскую.
Мондриан стремился изобразить «абсолютную реальность» с помощью неопластицизма. Это означало отказ от всего, что он считал ненужным, например, от субъективности и репрезентации в живописи, а также от традиционных композиционных приемов.
Мондриан верил, что его видение современного искусства поможет преодолеть культурные различия и станет новым универсальным языком.
ГЕРРИТ ТОМАС РИТВЕЛЬД
Третьей ключевой фигурой этого движения был Геррит Ритвельд. Он, как и Дусбург, родился в Утрехте в 1888 году. Когда ему было всего 11 лет, он начал создавать мебель в мастерской своего отца, а в 1917 году открыл собственный магазин мебели.
Ритвельд был архитектором, стоявшим у истоков художественного движения Де Стейл. Он спроектировал знаменитый дом Шредер и создал культовый «Красно-синий стул», дизайн и формы которого напоминали линии и цвета, встречающиеся на картинах этого абстрактного стиля. Ритвельд также разработал асимметричный стул «Берлин», состоящий из четырёх широких досок и трёх узких планок, расположенных перпендикулярно друг к другу.
Помимо вышеперечисленных, к кругу Де Стейл также принадлежали художники Вильмош Хусар, Барт ван дер Лек, Илья Болотовский и Фридрих Фордемберге-Гильдеварт, архитекторы Ян Вилс, Роберт ван'т Хофф и Якобс Йоханнес Ауд, поэт Антони Кок, скульптор Жорж Вантонгерло и многие другие.
На протяжении всего существования De Stijl, его приверженцы были одержимы идеей полной абстракции. Художники и архитекторы этого течения создали свой собственный визуальный язык, наполненный авангардными элементами, которые варьировались от геометрических фигур до пересекающихся плоскостей и прямых линий.
Многие работы De Stijl отражали утопическое видение, и осознание того, что это видение неосуществимо, стало одной из причин его упадка. Тем не менее, благодаря множеству известных работ и вкладу участников группы, стиль продолжает пользоваться славой и признанием и по сей день.
Дом Шредер
Ритвельд спроектировал не только само здание, но и всю мебель и фурнитуру в нём. Акцент на прямых линиях и ограниченная цветовая гамма создали гармоничное единство между интерьером и экстерьером. Фасад разделён на несколько плоскостей, которые словно парят в пространстве. Различные помещения отделены друг от друга свободно передвигающимися стенами, что позволяет владельцу изменять планировку по своему усмотрению. В доме Шредер также есть центральная лестница и большие окна, которые сводят границы к минимуму.
Мебель в стиле Де Стейл
Как известно, Геррит Ритвельд был не только архитектором зданий, но и талантливым проектировщиком мебели. В 1918 году он создал свой знаменитый красно-синий стул, который стал одним из ключевых произведений движения Де Стейл.
Ритвельд задумал этот стул как инструмент, который будет взаимодействовать с окружающим пространством и преображать его. Он создал его из прямоугольных плоскостей и линий, которые гармонично сочетаются друг с другом, не пересекаясь. Каждая деталь стула четко определена, как будто представляет собой самостоятельное произведение, случайно использованное в качестве элемента мебели.
Простая сборка, которую использовал Ритвельд, также была частью его замысла. Он создал стул из стандартных материалов, доступных в то время, что отражает его стремление создать предмет мебели, который можно было бы производить массово.
Стоит отметить, что свой оригинальный цвет стул получил только в 1923 году, когда Ритвельд, вдохновлённый картинами Пита Мондриана, окрасил его в красный, жёлтый, синий и чёрный цвета. Своим творением Ритвельд бросил вызов традиционному представлению о том, что мебель должна быть мягкой и удобной. На нижней стороне стула он оставил надпись: «Когда я сижу, я хочу сидеть не так, как моей плоти, а так, как сидел бы мой дух, если бы он сам создал для себя этот стул».
РАЗНОГЛАСИЯ И РАСПАД ГРУППЫ
Несмотря на строгую идеологическую и эстетическую парадигму движения, каждый художник-член объединения развивал свой уникальный визуальный язык. Авторитарность De Stijl в конечном счёте не смогла удержать всех художников в рамках единого «нового языка», и каждый из них, концептуально оставаясь в рамках системы, нашёл свой творческий путь к её осмыслению.
Около 1921 года происходили изменения. После работы ван Дусбурга в 1921—1923 годах в Баухаузе в идеологии группы стали сказываться влияния супрематизма Малевича и русского конструктивизма. Также на него сильно повлиял Эль Лисицкий и его Проуны.
Такие изменения приняли не все члены объединения. В 1924 году с группой порвал Пит Мондриан. Влияния дадаистов, поэзии И. К. Бонсета и «антифилософии» Альдо Камини, также вызвали споры. Только после смерти Ван Дусбурга выяснилось, что Бонсет и Камини — его псевдонимы.
Ван Дусбург считал, что структура, основанная на динамике отношений между вертикалью и горизонталью в сознании наблюдателя, может быть усилена с помощью диагонали, которая, нарушая эту гармонию, на самом деле усиливает её значение. Тео ван Дусбург хотел добавить больше разнообразия, движения и динамичности композиции — и поэтому разработал свой, отличающийся от Мондриана, подход к элементаризму, призванный, по его мнению, изменить догматическую природу неопластицизма Мондриана.
Мондриан отказался принять этот разрыв с чистотой и точностью, посчитав его художественной ересью со стороны ван Дусбурга, и покинул De Stijl в 1923 году.
Поиски «нового языка» в парадигме De Stijl у ван Дусбурга не ограничивались живописными экспериментами — художник верил, что живопись, а с ней дизайн и архитектура должны быть интегрированы и скоординированы. Этот же подход перенесения идей De Stijl в пространство, ещё более усовершенствованный, мы позже увидим и в работах Томаса Ритвельда.
Неопластицизм Мондриана был наиболее строгим и ортогональным, ван Дусбург добавил в систему динамику и свободу, а Ритвельд переложил идеи De Stijl на среду обитания человека, создавая объекты, соединяющие идеи элементаризма, эргономики и нужд массового производства.
Екатерина Серёжина