Жил был в XVI столетии мастер по имени Томаш Ярош. Он родился в Брно, переехал в Вену, а потом его отправили в Прагу. Томаш был императорским оружейником и отвечал за литье пушек. Но мастер также создавал колокола и сделал их не менее трех десятков. Именно он отлил знаменитый колокол Зикмунд, висящий на Большой Южной башне собора св. Вита и являющийся самым большим колоколом в Чехии.
Но есть один шедевр, созданный Томашем Ярошем, который не является ни пушкой, ни колоколом. Это Поющий фонтан. Он стоит в Королевском саду Пражского Града, поблизости от Летнего дворца королевы Анны. Есть версия, что мастер перелил на фонтан огромную старую мортиру.
Раньше некоторые из вас уже читали этот текст в формате поста. Я его немного переделал и теперь публикую как статью.
Фонтан сделан из бронзы по проекту итальянского художника Францеско Терцио. Он состоит из двух чаш в виде раковины и богато украшен в традициях ренессанса - там можно найти античного бога Пана и различный декор, связанный с весельем и дарами природы, то есть, тем, что как раз с Паном и ассоциируется.
Поющим его назвали благодаря особому мягкому звуку, с которым струи воды падают в нижнюю чашу. Современники утверждали, что, если прислушаться, то в шуме воды можно услышать звук всех пражских колоколов, звонящих разом. Правда, слушал я этот шум воды и никаких колоколов не услышал - но, возможно, дело не в фонтане, а во мне. Также, вроде бы, надо не просто слушать со стороны, а прикладывать ухо к нижней чаше, а этого я, увы, не делал.
В середине XIX века фонтан запечатлел один из первых людей, фотографировавших Прагу - Андреас Гролл.
А еще история фонтана любопытно демонстрирует, как сложно решались в те времена финансовые и творческие вопросы.
Заказчиком был император Фердинанд I Габсбург. Заказал он его в 1562 году, а два года спустя умер, не увидев даже модели - никак не могли разобраться с деньгами и закупкой материала.
Томаш Ярош отлил фонтан только в 1568 году. Он руководил его установкой, но до подвода труб с водой дело еще не дошло, когда около 1570 года мастера отослали в Венгрию - решать проблемы с отливкой пушек.
С весны 1570 года упоминаний о Томаше Яроше нет, считается, что где-то в это время в Венгрии он умер. Мастер так и не увидел работающий фонтан, к которому подвели воду только в 1574 году.
На отливку и установку Поющего фонтана мастер потратил немало собственных средств. В те времена многие так и делали - вкладывали свое, а потом получили оплату. Но Ярош умер, и имперские бюрократы по-видимому, решили, что платить теперь и не нужно.
Несколько лет Барбара, вдова Томаша, обивала пороги чиновников и просила возместить расходы. В конце концов, их возместили, но лишь частично.
А вот мой канал можно поддержать и сейчас, для этого внизу есть кнопка "Поддержать". Это повышает вероятность того, что на канале и впредь будут появляться новые материалы о Праге и Чехии.