Итак, случилось то, что все ждали! Анджей Сапковский выпустил новую часть приключений Геральта.
Это, как и прошлая книга, приквел, только еще более ранний. Ведьмак совсем уж молодой, о чем ему постоянно напоминают встречные персонажи.
История одной мести
После прохождения испытания герой покидает обитель Каэр Морхен и уходит на вольные заработки. В этом ему поспособствует встречный немолодой ведьмак Престон Хольт, что предлагает Геральту стать его помощником.
Естественно, Хольт непрост, и Геральт узнает, что новый наставник пережил давнишнее легендарное нападение на Каэр Морхен. Тогда толпа черни, подстрекаемая анонимным памфлетом, где ведьмаки прямо сравниваются с монстрами, напала на убежище.
В общем-то, это главная интрига книги – раскрыть того, кто стоял за нападением, и его мотивы.
Начинается знакомо и ожидаемо… С одной стороны, это все тот же самый «Ведьмак». Геральт еще более немногословен и неопытен, хотя из большинства схваток неминуемо выходит победителем.
Самое обидное, что несмотря на приквельность – в книге, кроме отдельных моментов, нет сказочности первых томов. Той меланхоличности, что ли, задумчивости, очарования…
Вместо этого, читателю открывается жестокость окружающего мира, пускай и чужого.
Напрягает, то, что Геральта постоянно обворовывают, обманывают и вообще держатся с ним недружелюбно, хотя люди сами, в общем-то, умоляют о помощи.
А по количеству кровавых подробностей это местами не Сапковский, а Перумов! С другой стороны, жестокость нравов и сцен, честно говоря, напоминает книги про инквизитора от Яцека Пекары.
Автор будто под конец жизни решил излить на страницах разочарование в роде человеческом. Впрочем, не он один. В позднем творчестве Михаила Успенского тоже наблюдалось подобное…
Возможно, дело в том, что ушел из жизни один из главных вдохновителей цикла – Кшиштоф Сапковский. И отцу в потере сына можно только посочувствовать…
Пернатые предвестники беды
Но самоповторы, честно говоря, расстраивают.
Любимый троп Сапковского, особо заметный в «Саге о Рейневане» – «бог из машины», чудесное спасение в самый последний момент.
Один из эпизодов – будто ремейк ранней повести автора, как Геральт сражался с княжеской дочкой, превращенной в стрыгу. Только исход на этот раз иной…
В другой истории узнается «Ромео и Джульетта». Безусловно, любовь бессмертна – но этому сюжету уже 400 лет! Может, заимствовать не так явно?
С другой стороны, отмечаешь – вот этот поворот предсказуем, а этот – не очень. Ждёшь развития одного, а получается по-другому... Но это приносит скорее разочарование, а не удивление.
Например, наставник показывает особый прием владения мечом... И так ему Геральта и не учит. Казалось бы, облом… Но под конец финт раскроется иначе. Хотя подобный выкрутас, честно говоря, встречался у других авторов фэнтези (например, в книгах про «Конана-варвара»).
Ведьмак, как вы помните, молчалив и неразговорчив будто Штирлиц. Так что в основном цикле немалый интерес привлекали яркие персонажи – Лютик, Йеннифэр, Цири...
Ну так вот. Таких в книге нет. А если и есть, то очень ненадолго. Новые спутники рядом практически не задерживаются.
Что же до врагов – с ними ситуация поудачней будет. Они как всегда сильны и отвратительны.
В определенный момент вроде как выводится могущественный враг – не буду откровенно спойлерить, но типаж этого самого врага применим практически ко всему циклу.
С другой стороны, главный злодей выглядит полным идиотом (или держит Геральта за такового). За деньги приглашает в замок и рассчитывает, что юноша поведется. И при этом антагонист даже не подозревает, что герой в курсе, что перед ним – злодей.
И тут же эта линия весьма антиклиматично и минорно сводится на нет. Такая развязка, признаться, уместнее выглядит в «Крестном отце», нежели в «Ведьмаке». После идет скомканное повествование методом эпистолярного жанра. А дальше книга еще тянется и тянется, словно расширенный эпилог.
Кстати, о «Крестном отце». Помнится, в фильме по его мотивам предвестниками беды были апельсины. Тут же предупреждением служат вороны (см. название книги).
Сражения на мечах будто на минималках – редко, но радуют. Побольше бы их, честное слово.
Добавление в книгу ведьмачьей школы змеи из компьютерных игр по мотивам цикла вызывает вопросы. Это поминается буквально одной строчкой, но есть сноска про заимствование автором из ролевых игр. Что это, как не запоздалое признание заслуг студии CD Project, чьи творения подарили книгам Сапковского новую волну популярности?
Нулевая часть легендарной саги
Финала у романа как бы нет – он обрывается на полуслове. Из мстителя Геральт внезапно превращается в того благородного духом рыцаря, что все любят... Что косвенно как бы ведёт в самые первые повести.
Об основном цикле Анджея Сапковского, думаю, сказано достаточно. Но предыдущую книгу, что является столь же обособленной, что и разбираемая история, наверное, следует помянуть парой слов.
«Сезон гроз» – это отдельное приключение вполне себе зрелого Геральта, и читалось оно легко и непринужденно… Но автор был ограничен жесткими рамками последующих по хронологии книг цикла. А значит, особого размаха не вышло – нельзя эпичностью пошатнуть уже сложившиеся условия книжной вселенной. Как и не было беспокойства за судьбу героя – ясно же, что он выживет в любом случае.
При этом сюжет был подобием детектива со своим чародеем-Мориарти. А второстепенные детали… Я не имею ничего против стиля Сапковского, даже наоборот.
Но когда в финале запоминается больше не реплики протагониста и антагониста… А реакция кота – это как-то несерьезно. Не должны такие детали задвигать основной сюжет на задний план.
«Перекрёсток воронов» же, при всех достоинствах, кажется еще более вторичным, чем «Сезон гроз».
Спасибо за внимание! Пожалуйста, подпишитесь на наш канал!
У нас также есть материал про книги, похожие на "Ведьмака". Или про пять отмененных игр по «Ведьмаку» (и одну тайно дожившая до релиза).
А ещё про комикс по мотивам "Ведьмака".
Про другие фантастические и фэнтези книги можно почитать в отдельной рубрике.