Найти тему

Ник Перумов "Охотники. Пророчества Разрушения": Эпическое фэнтези про вампиризм во всех деталях

Оглавление
Иллюстрация на обложке И. Хивренко.
Иллюстрация на обложке И. Хивренко.

Так вышло, что Ник Перумов написал одну из лучших книг фэнтези, когда-либо мною прочитанных. И один из худших научно-фантастических романов, что я читал. Что их объединяет – оба произведения Перумов написал в соавторстве. О первой, «Не время для драконов» – давно уже есть статья. Так что помянем вторую – «Армагеддон» Ника Перумова в соавторстве с Алланом Коулом.

На момент выхода слово «кринж» распространено не было… Но оно прекрасно подходит к ней.

По сюжету, убивают Бориса Ельцина и Рональда Рейгана, что предотвращает развал СССР. Спустя столетия обе сверхдержавы сунулись в космос на звездолетах, движимых демонами. Но вот американское пассажирское судно взрывается, и подозрение падает на русских. Галактика на грани конфликта.

В книге есть все – неуемные клюква и пафос. Нелогичные детали вроде того, что педантичный следователь с русскими корнями купила себе будильник, и он каждый день отстает на 15 минут. Потом она оказывается настолько компетентной, что доводит допрашиваемого до смерти. Пишется, что, судя по фамилии, персонаж не из дворян (как будто это было важно в СССР). Отечественных священников называют «полковыми жрецами». Все это – бросается в глаза и мешает следить за сюжетом (который не сказать, что шедеврален).

Вот такие вот детали и претенциозность всегда отпугивали от творчества Перумова. Часть из этого в той или иной мере найдется и в «Охотниках».

pixabay.com
pixabay.com

Война и мир с вампирами

Ник Перумов – писатель замечательный. Познакомился с его романами 20 с лишним лет назад (это еще если "Ричарда Блейда" не считать!), но потом надолго отложил, во многом из-за жестокости. И вот, открываю и вижу, пусть и отдаленное, но продолжение все того же «Алмазного Меча, Деревянного меча». Даже Клара Хюммель поминается.

В фэнтезийном мире идет непрекращающаяся борьба людей с вампирами. У не самой длинной книги аж три пролога! И после каждого хочется спросить: «Понял, понял! А начало-то когда?». Как подтверждение претенциозности – кровосос в прологе (и только в нем) изъясняется на французском. И в первых двух прологах обыгрывается известный прием – спасение персонажа в последний момент «Богом из машины».

Во втором прологе самая жестокая сцена в книге. Я понимаю, что это способ оправдания мести… Но мародеров, кому мстят – хоть и заслуженно – мы видим всего несколько страниц. Обычно подобное воздаяние – ближе к кульминации. Когда ненависть к злодею накапливается до критической точки.

Ну а в третьем прологе прямо-таки сквозит отвращение к религии – церковник изъясняется косными и жесткими догматами. К слову, потом этот настрой куда-то исчезнет.

Иллюстрация на обложке И. Хивренко.
Иллюстрация на обложке И. Хивренко.

Героев много, а книга одна

«Охотников» рекомендуют как альтернативу «Ведьмаку». И, условно говоря, «ведьмачья» линия – только за охотника на вампиров. У него и кличка «Седой лунь». Но он скорее Весемир, чем Геральт.

Таких персонажей, как старый охотник, часто держат на втором плане… А выйдя на первый они не шибко интересны.

Охотник часто непоследователен. То подробно объясняет и ведет себя адекватно, то дает подзатыльник юному напарнику за несущественную оплошность. То он сверх-профессионален, и рассказывает, как прикончил собственного соратника, обратившегося вампиром. То решает спасти уже зараженного подмастерье. Причем, нельзя сказать, что малец как-то выразил себя по сюжету или ему много уделено внимания, чтобы можно было к нему прикипеть. И он откровенно слабоват в напарники столь крутому борцу с вампирами.

Чего стоит история про другого охотника, пафосная, как «Блэйд 2». Он почувствовал себя настолько могучим, что пошел в логово кровососов в одиночку. Естественно, он не сдюжил, вампиры его «заразили», и он истребил кучу народа. И уже всем бывшим соратникам пришлось собраться вместе, чтобы расправиться с ним окончательно.

Можно поверить в то, что коллеги просто не откликнулись на его зов сунуться в тыл врага, к самому главному (хотя вроде смерть последнего принесет долгожданное избавление). Но чтоб вдруг такой недалекий человек стал лучшим?

К сожалению, самой интересной линии – о спасенной матерым вампиром девочке (а потом она еще такую же спасла) – уделено меньше всего внимания.

Что же до отношений мага и магички, пытающихся найти компромисс в войне с вампирами… Они постоянно ругаются, во многом потому, что она – его бывшая, и ревнует буквально к каждому столбу. Да и план она выдвигает безумный – помирить людей с вампирами, пересадив их… на кровь демонов.

Стиль, доступный каждому, и юмор не для всех

В чем Перумову не откажешь, и в этом один из его крупнейших вкладов в отечественную литературу – это стиль. Он привычно доступный, но не скатывается до примитивности. Рассказчик может оговориться, но поправится.

Иные речи чем-то напоминают старославянский. Если позволите, боярский. Слегка режет ухо, но это скорее плюс. Уж лучше такой, чем «переводной» стиль. Охотники выражаются простецки, речь магов изобилует терминами, вампиры – практически всегда с угрозой в голосе.

Но иногда напрягают повторы: «Рожа у него была словно морда у бродячего пса перед собачьей свадьбой». «Второй путник, совсем молодой и безусый мальчишка был… в общем, совсем молодым и безусым мальчишкой». Ну а «старый старик» – убил.

Слова «крутнулся», «эльфьи», «скляница», «вампёр» напоминают о языковых опытах Велимира Хлебникова. А некоторые шутки достойны Андрея Белянина. Но у него они бы смотрелись более уместно.

Сы… во… рот… – простонала юная вампирша.
– Сыворотка, – безо всякого выражения повторил Хомка.

Читая, я с одной стороны ностальгировал по «Не время для драконов». А с другой – все больше вспоминалась сценка оттуда. Когда героиня заставляла героя есть яичницу прямо со скорлупой. Ну так вот, у меня сложилось впечатление, что тем, кто «выколупывал» мешающую чтению «скорлупу» был соавтор Перумова – Сергей Лукьяненко.

pixabay.com
pixabay.com

Борьба до последней капли

Что еще я имею под «скорлупой» в данной книге? Смакование жестокости! Если в ином боевом фэнтези напишут просто «располовинил врага мечом». Тот тут обязательно обрисуется, что на чем свисает, вплоть до отдельного нерва или капилляра.

Вспомнился даже рассказ Владимира Елистратова «Аркашка». Про мальчика, начитавшегося фэнтези и заделавшегося в писатели. Ну так вот, все его потуги сводились к тому, как один колдун другому что-то долго и мучительно отпиливает. Да так жестоко, что от мальчика собаки выли (а взрослые падали в обморок). Теперь ясно, на что была пародия!

И я знаю, что у Ника Перумова есть вполне себе подростковая серия про Молли Блэкуотер, где вряд ли все это найдется.

Отсылки к действительности сдержанно веселили в «Не время для драконов» и его продолжении. Здесь же в пассаже про невозможность розовых единорогов угадывается My Little Pony. Близкий жанр, ничего не скажешь!

Один из лучших моментов, и это плюс физиологичности описаний – подробное объяснение устройства вампиров. Не только их строение, но и, например, почему они не могут пить кровь животных. Оказывается, после этого они сами обращаются в зверей. Интересная теория! Почернеет ли вампир, присосавшись, скажем, к Уиллу Смиту, правда не ясно. Ну а то, что связи с демонами не приведут ни к чему хорошему, доказано в самом конце – финал нарисован на обложке, и отсылает в продолжение.

Да в общем-то вся книга сплошное предисловие к сиквелу. Есть несколько откровений, взаимоотношения с вампирами прояснились, но больше времени (даже чересчур) уделяется раскрытию персонажей. Автор столь увлекся их предысториями, что написал «Крыши Академии», повесть-приквел про молодых магов. С нее, возможно, лучше и начинать чтение цикла.

Спасибо за внимание! Будем рады любой вашей оценке или комментарию! У нас так же есть материал про книги, похожие на "Ведьмака".