В прошлой статье про Майкла Крайтона есть фраза, что «Стрела времени» – это попытка замаскировать исторический роман под фантастику. Так вот, «Сага о Рейневане» – это исторический цикл, замаскированный под фэнтези.
Главному герою трилогии далеко до ведьмака Геральта. Он не охотник на монстров, а лекарь-травник, пускай и с небольшими магическими задатками. Но тяга на приключения у него имеется – не зря же он так рвется спасать прекрасных дам (и не только спасать, кхм). И главным двигателем сюжета становится не столько расследование смерти брата, сколько девушка, которую Рейневан пытается догнать на протяжении трех книг.
Главным достоинством цикла, на мой взгляд, является его драматичность. Над книгой не ржешь, хотя юмора хватает, и не корчишься от излишне жестоких сцен. А именно что следишь с замиранием сердца.
«Рейневан» силен деталями. Уже с первых страниц ясно, что Рейневан – не герой боевика. Он чаще убегает, чем принимает бой. Или пытается разрешить ситуацию при помощи искорки разума и щепотки магии.
Увлекательное начало напоминает диснеевского «Аладдина». Герой тоже удирает через рынок, только это не сказка, ведь за Рейневаном гонятся родственники рыцаря, чью жену он (по ее же собственному желанию) совратил. И нет никаких сомнений, что преследователи намерены расправиться с героем совсем не понарошку.
Ну и фраза "За что боролись, на то и напоролись" как никакая другая подходит завершению этой погони. Один из преследователей, самый молодой, случайно гибнет особо жестоким образом, винят в этом, разумеется, того, за кем гнались… И герой получает опасных антагонистов, которые будут преследовать его всю книгу.
В отличие от «Ведьмака», Сапковский значительно урезал количество монстров. Магические существа и магия – будто на заднем плане. Но эта нехватка сагу не портит, потому что многие отрицательные персонажи по натуре настоящие чудовища: зловещие, опасные и непохожие друг на друга.
Глава Стерчей, дома, который Рейневан оскорбил в самом начале, полуживой жестокий старик. Он говорит так тихо, что его речь могут услышать только малолетние девочки.
Мужчины дома вынуждены подчиняться, но подозревают, что матери, присматривающие за детьми, ими манипулируют.
А вот епископ, еще более высокопоставленный враг, будто списан с Александра Борджиа, одного из самых коварных Пап Римских, о котором католическая церковь предпочитает не вспоминать.
Сапковский буквально пытается рассказать историю каждого участника событий, даже самого третьестепенного. Например, читателю представляют отрицательного персонажа, но чтобы сходу вызвать к нему отвращение – пишется, что прыщей у него столько, что некоторые растут на других прыщах. Разумеется, с такой характеристикой читатель не слишком обидится, когда пару страниц спустя увидит эффектную расправу над данной во всех смыслах нечистоплотной личностью.
Отсутствие супергероических качеств Рейневана компенсируют друзья и союзники, без которых он не протянул бы и половину первого тома. Особенно запомнился Самсон Медок – весьма культурный демон в теле могучего умственно отсталого монаха.
Эпизодичные союзники тоже до крайности харизматичны. Рейневан встречает легендарного польского рыцаря Завишу Черного и помогает ему излечиться от, гм, проблем с пищеварением. А под конец к их костру, будто в «Ежике в Тумане», присоединяется странное магическое существо, которое предсказывает судьбу обоим. Грядущий поход принесет старому рыцарю гибель. Но тот все равно не отказывается от своих планов.
Один из способов поддержания интереса – Рейневан попадает в, казалось бы, безвыходные ситуации, но каждый раз чудесным образом спасается.
А вот второстепенным персонажам редко удается спастись в похожих обстоятельствах. Случаются абсолютно дикие сцены, другого слова не подобрать: Католика сжигают заживо за подозрение к причастности к казням гуситов. А после палачи внезапно вспоминают, что перепутали его с другим священником.
Ситуации быть может иногда стереотипные... Но это же самое нельзя сказать о персонажах. Среди них не отыщется избитых штампов на тему этноса или социального положения.
Некоторые моменты не дают покоя до сих пор. Один из персонажей, роя яму другому, сам по сути подписывает себе смертный приговор (максимально отстраненно рассказываю, чтобы избежать спойлеров для нечитавших). В книге эта сцена подается под одну известную китайскую поговорку.
Как он додумался до такой глупости – ума не приложу. Впрочем, в жизни бывает и не такое.
К слову, гибель этого персонажа – типичный «Бог из машины», от руки третьестепенного персонажа, который до этого упоминался разок и вскользь.
Или как вам такой ход? У дамы сердца героя вдруг появляется похожая девушка, их путают, и это двигает сюжет дальше (хотя пишется, что в общем, не очень-то они были похожи).
В саге, в отличие от «Ведьмака», немного сильных женских персонажей (сходу вспоминается только настоятельница монастыря, где поклоняются богине), но это соответствует духу того времени.
Многие хвалят книгу за историчность, но историю по художественным романам, даже по самым лучшим, учить не следует. Потому что любой автор позволяет себе неточности в угоду сюжета. Более того, желательно, чтобы читатель разбирался в нюансах тех времен – особенно в причинах, почему гуситы воевали с католиками. По ходу дела, как в «Ведьмаке», это особо не объясняется.
При этом не скажешь, что гуситы поголовно хорошие парни – среди них хватает мерзавцев и предателей, ищущих собственную выгоду.
В похождениях Рейневана узнается влияние таких близких к описываемому времени классиков, как Рабле (гротескность некоторых персонажей) и Боккаччо (фривольные ситуации). Но больше всего, как ни странно, сага напомнила «Трех мушкетеров», только тут коварный епископ вместо кардинала. Еще на ум приходит проза Генрика Сенкевича, но его военные романы тоже были своего рода ответом нетленкам Дюма.
Ну и финал… Финал саги – в лучших традициях Сапковского. Избегая спойлеров, скажу, что он выдержанный, подробный и драматичный.
И напоследок, порядок чтения книг цикла. Никаких отдельных приквелов и рассказов Сапковский в его рамках не писал, так что тут все просто:
1. Башня шутов (2002)
2. Божьи воины (2004)
3. Свет вечный (2006)
Спасибо за внимание! Будем рады любой Вашей оценке или комментарию! У нас также есть материал про книги, похожие на "Ведьмака". А также про комикс по мотивам "Ведьмака". Еще у нас найдется обзор "Саги о Копье" Маргарет Уэйс и Трейси Хикмэн. Про другие фантастические и фэнтези книги можно почитать в отдельной рубрике.