Необыкновенное удовольствие – бродить по петербургским набережным, улицам и проспектам, выходить к площадям, сворачивать в переулки и рассматривать в деталях городские дома и особняки. Застывшая в камне красота завораживает, и история вдруг оживает. Стоит приоткрыть дверь в неё, как оказываешься в водовороте событий и человеческих судеб. Гуляя по Петербургу и заглядывая в его историю, невозможно было однажды не заговорить о балете! Познакомившись с жизнью двух прославленных балерин, пришло время это сделать.
Русский балет любят во всём мире, а в мире так мало признано русских достижений, что только за это балет можно считать нашим всенародным достоянием! А зародился он в Петербурге. Поэтому балет – одна из всемирно известных достопримечательностей города на Неве. Здесь нужно смотреть балет, восхищаться балетом и вспоминать его историю.
«Всё Петром начало имеет!» И балет тоже?
Можно сказать, что танцевальная культура в России началась с Петра 1 (1672-1725), когда он посмотрел, как живёт Европа, и решил создать новую Россию, во всём подражая европейцам. Вот и новомодные танцы на родину привёз. Придворные плясали «под дудку Петра» не только в переносном смысле! Повелел царь «всем танцевать», и, хочешь не хочешь, – танцуй! Это тебе не хороводы водить! Целая наука – выучить движения, в такт музыки попасть, ноги партнёру не отдавить! Для обучения молодых придворных танцевальной премудрости, впрочем, как и для других европейских новшеств, Пётр приглашал иностранных специалистов. И пока Пётр отвоёвывал Ингермнландию и ставил на Неве новый город, московские дворяне учились танцевать.
В 1703 году, когда Санкт-Петербург ещё был крепостью, в московском училище Эрнста Глюка (1652-1705) впервые появилась должность танцмейстера. Это был тот самый пастор Глюк, которого вместе с его домочадцами в 1702 году в ходе Северной войны захватили в плен русские войска под командованием Бориса Шереметьева во время взятия Мариенбурга. В его доме служила Марта Скавронская, будущая супруга Петра 1 Екатерина Алексеевна. Марту увёз в Петербург Меншиков, а пленного Глюка отправили под охраной в Москву и сначала держали в качестве узника в подворье одного из монастырей. Но оказалось, что Глюк был не только священником. Он был обучен различным наукам и владел разными языками. Узнав об этом, Пётр 1 распорядился принять его на работу в Посольский приказ для обучения дворянских детей в рамках начавшейся в стране реформы образования. Глюк оказался успешным педагогом, и вскоре ему было передано помещение для размещения собственной школы. На этом месте нынче стоит Елизаветинская гимназия (ул. Моросейка, 11). Вот в эту школу и был принят на должность танцмейстера немец Стефан Рамбурх (?-?).
Вероятно, Рамбурх проявил себя с лучшей стороны, поскольку вскоре был направлен учителем в Измайлово, где со своими дочками проживала царица Прасковья Фёдоровна (1664-1723), вдова русского царя Ивана 5 (1666-1696). Новый учитель должен был заниматься с тремя царевнами не только французским языком, но и обучать их современным европейским бальным танцам. И хотя средней Аннушке (1693-1740) не легко давались эти новомодные танцы, ей очень хотелось научиться!
Но это, конечно, ещё был не балет! Балетом во Франции называли такое «представление комедиантов, при котором они чувства свои различными телодвижениями изображали». До чувств при Петре в Росси не дошли. При нём едва телодвижения разучили и научились получать от этого удовольствие. Анна Иоанновна так и не достигла больших успехов в танце, но сумела его полюбить, что сыграло, со временем, свою роль. Именно ей спустя несколько десятилетий предстояло стать основоположницей русского балета.
Анна Иоанновна - прародительница русского балета
Для формирования новой России, ориентированной на Европу, Пётр «вербовал» специалистов разных профессий за границей. К тому времени, когда Анна Иоанновна стала императрицей и объявила себя продолжательницей славных дел своего дядюшки, назрела необходимость готовить для государства собственные кадры. В первую очередь, нужны были квалифицированные военные для укрепления российской армии, и в 1731 году новой императрицей был основан «Императорский кадетский шляхетский корпус».
Кадетский корпус – это военно-учебное заведение для детей и подростков с полным пансионом. Термин «шляхетский» означал «дворянский». Принимались в кадеты только дворянские дети 5-6 летнего возраста, обучение длилось 15 лет (причём отзывать детей из училища родителям запрещалось). Под размещение училища было передано самое большое каменное строение в Петербурге, пустующее на набережной Невы. Это был конфискованный ещё в 1727 году роскошный дворец Меншикова (1673-1729), поступивший в казну в связи с опалой бывшего петровского фаворита. Вот отсюда и начался русский балет.
Казалось бы, какое отношение военное училище имело к балету? Дело в том, что общеобразовательных учреждений в стране тогда было недостаточно, а кадры нужны были не только на военной, но и на государственной службе. И кадетский корпус стал готовить также гражданских чиновников, а военные дисциплины не были приоритетными. Воспитанников обучали навыкам светской жизни и этикету, для этого преподавали театральное искусство, танцы, музыку.
«Хореографическую науку» в шляхетном корпусе преподавал учитель танцев француз Жан-Батист Ланде (1697-1748). Кадеты были увлечены искусством танца, под руководством своего танцмейстера они ставили балетные спектакли. Однако по окончании обучения, они становились чиновниками, и с балетом приходилось расставаться. А Ланде терял своих учеников-танцоров. Решив ситуацию как-то исправить, он предложил императрице Анне Иоанновне создать балетную школу при императорском дворе. И она, с юных лет полюбившая танцы, с огромной радостью согласилась.
«ТанцОвальная школа Её Императорского Величества»
В 1738 году в Петербурге при императорском дворе была создана «ТанцОвальная школа Её Императорского Величества». Место для школы нашлось в старом Зимнем дворце, который принадлежал ещё Петру 1 и Екатерине 1. Этот дворец на пересечении Дворцовой набережной и Зимней канавки пустовал, так как Анна Иоанновна выбрала в качестве своей резиденции соседний дом (ранее принадлежавший Ф.М. Апраксину). Ланде был принят на службу при дворе в качестве руководителя школы, а вскоре, благодаря своей успешной деятельности, стал придворным балетмейстером. В школу набирали детей дворцовых служащих, а также талантливых крестьянских детей и в течение трёх лет бесплатно обучали танцу. И Ланде ставил теперь придворные балеты.
Школа принадлежала императрице, и её учащиеся должны были развлекать Анну Иоанновну и придворных танцами. Балетные спектакли быстро полюбили при дворе. Появились первые знаменитости. Любимицей императрицы была Авдотья Стрельникова (1739-после1800). У придворных были свои избранницы, которым они отдавали предпочтение. Свои эмоции тогда выражали не только аплодисментами. Любимых балерин «закидывали» кошельками. Пройдёт всего несколько десятилетий, и эта традиция трансформируется: любимые балерины станут содержанками у богатых мужчин.
Балет в начале 18 века совсем не тот, что знаком нам. Это даже не совсем танец – изящные позы, поклоны, выразительная жестикуляция, прыжки «антраша». Да по-другому и невозможно было танцевать в этих громоздких костюмах, в масках, пышных париках и перьях! С наступлением эпохи Просвещения интеллектуалы посягнули на все сферы человеческой жизни. По их мнению, театр должен был стать «школой нравов», а танец – поэмой. Обращение к сложным сюжетам требовало от танца выражения страстей, и сценический танец всё менее становился похож на бальный.
Революцию в балете произвела французская танцовщица Мари Камарго (1710-1770), когда ещё в 30-х годах 18 века дерзнула укоротить юбку для свободы движений. И уже во второй половине столетия повсеместно маски были сброшены с лиц, укороченные юбки оголили ножки танцовщиц, а на смену высоким каблуками пришли балетные туфельки. А когда к концу 18 века появились пуанты (pointe - острие), и танцовщицы встали на кончики пальцев, танец окончательно преобразился, стал лёгким, воздушным, летящим!
Театральные реформы 18 века
Во 2-й половине 18 века благодаря Елизавете Петровне (1709-1761) театр становится неотъемлемой частью жизни светского общества. Он популярен во всех ипостасях – драма, опера, балет. Императрица – поклонница театрального искусства. В придворном театре регулярно идут спектакли, на которых обязаны были присутствовать все придворные. Тех, кто не являлся в театр, императрица штрафовала на 50 рублей и отправляла деньги в казну. В 1756 году Елизавета издала указ о создании Императорских театров России. Но ещё раньше, в 1742 году, по её указу на базе танцевальной школы Ланде была образована первая балетная труппа на профессиональной основе.
При Екатерине 2 (1729-1796) театр перестаёт быть придворным развлечением. Она делает его государственным делом и в 1766 году учреждает Дирекцию Императорских театров, а в 1779 году на основе придворной Танцевальной школы создаёт императорскую Театральную школу. Это позволило готовить специалистов для русского театра по всем направлениям – драма, балет, опера, музыка.
При Екатерине 2 в 1783 году в столице появилось первое театральное здание для публичных спектаклей – был открыт Большой Каменный театр. Он находился на Театральной площади на месте нынешнего здания Консерватории. Театр был доступен для всех и очень быстро стал популярен у публики. На его сцене шли разные спектакли – оперы, балеты, драмы и комедии. После открытия театра Театральная школа тоже переехала на Театральную площадь, а на месте здания на Дворцовой набережной, которое она занимала, началось строительство Эрмитажного придворного театра.
Императоры 19 века и балет
К концу 18 века балет в Петербурге стал неотъемлемой частью светской жизни благодаря русским императрицам. А вот вступивший на престол Павел 1 (1754-1801) явно балетом пренебрегал, как, впрочем, и всем, что предпочитала его мать Екатерина. Хотя мальчиком он сам выступал на сцене в балете, став императором, он посчитал балет не мужским делом и отправил всех мужчин-танцоров воевать с Наполеоном. Оставшиеся в балете танцовщицы должны были исполнять и мужские, и женские роли.
Но воспитанный бабушкой Екатериной следующий император Александр 1 (1777-1825) возродил петербургский балет. Сменивший брата на престоле Николай 1 (1796-1855) из всех видов сценического искусства предпочитал балет. Наверное, с него в семье Романовых и появляется наследственная страсть у всех последующих великих князей к хорошеньким артисткам балета, а в Петербурге начинается настоящая балетомания.
Как известно, Николай 1 отметился наведением порядка во всём. Театр не стал исключением. На театральных подмостках это выразилось в разделении спектаклей. Театры стали специализироваться либо на музыкальных постановках, либо на драматических. В 1832 году в Петербурге был открыт Александринский театр, названный в честь Александры Фёдоровны, супруги Николая 1. В нём с первых дней стали давать только драматические спектакли.
Вокруг этого театра сформировалась новая городская площадь, по названию театра ставшая Александринской (ныне – площадь Островского). В здания, расположенные за театром, по указу Николая 1 была переведена Дирекция Императорских театров, а Императорская театральная школа расположилась в домах, протянувшихся вдоль улицы зодчего Росси, которая была проложена от площади до набережной Фонтанки. С тех пор старая танцевальная школа, на базе которой было образовано Императорское театральное училище, обрела постоянное место жительства. Все последующие звезды русского балета создавались и создаются в стенах этих зданий.
Александр 2 (1818-1881) продолжил начатое бабушкой строительство театральных зданий в столице и начатую его отцом специализацию театров. Напротив Большого Каменного театра в 1860 году появилось новое здание Императорского театра. Александр 2, по примеру отца, открывавшего Александринку, назвал новый театр в честь своей супруги, императрицы Марии Александровны. Мариинка стала музыкальным театром. На её сцене начался расцвет русской оперы. А во второй половине 19 века (с 1886) в Мариинку из Большого Каменного театра окончательно переселился балет, драматические спектакли «переехали» на сцену Александринки, и старый Большой Каменный театр был перестроен под Консерваторию.
Иностранные балетмейстеры на службе в России
Дирекция Императорских театров осуществляла управление театральной деятельностью России. Развитием балетного искусства занимались балетмейстеры. Несмотря на появление собственной танцевальной школы, в Россию по-прежнему приглашали иностранных учителей танца, и русский балет продолжал следовать европейской моде.
Основатель балетной школы Ланде оставался главным балетмейстером при Елизавете Петровне. Он не только развлекал балетами императрицу, но и обучал танцам прибывшую в Россию невесту наследника российского престола, будущую императрицу Екатерину 2. К работавшему в то время в России итальянцу Фоссано (1715-1759, настоящее имя – Антонио Ринальди) француз Ланде относился как к своему конкуренту, который и занял его место после смерти Ланде. На смену Фоссано по приглашению Елизаветы Петровны прибыл из Вены известный хореограф Франц Хильвердинг (1710-1768). А при Екатерине 2 главным балетмейстером стал его ученик Гаспаро Анджолини (1731-1803). Оба балетмейстера были сторонниками просветительской мысли, и большое внимание уделяли сюжету в балете.
Первый русский балетмейстер Иван Вальберх начинает творить к концу 18 века. Он был выпускником Театральной школы, учеником Анджолини. Его балеты проникнуты чувственностью и сентиментальностью и созвучны русской душе. Однако иностранные хореографы оставались в России в приоритете.
Главным балетмейстером Александровской эпохи был Карл (Шарль-Луи) Дидло (1767-1837). Пушкин в своей «Энциклопедии русской жизни», в романе «Евгений Онегин», рассказывает нам о том времени от имени уставшего от светской жизни русского денди Евгения Онегина, который был завсегдатаем Большого каменного театра: «Балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел!»
Имена русских балерин уже овеяны славой. Их знают, ими восхищаются, им покровительствуют. Образ одной из любимец публики того времени увековечил в своём романе в стихах всё тот же Пушкин:
«Стоит Истомина; Она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет.
И быстрой ножкой ножку бьет»
Всего несколько слов, и вот уже на протяжении 2-х веков Истомина предстаёт перед взором читателей. А в своё время из-за этой красавицы в Петербурге произошло немало дуэлей!
В царствование Николая 1 у Дидло случился конфликт с руководством Дирекции театров, и он покинул Россию. Это не могло не сказаться на уровне русского балета, но публику отвлекло яркое событие. В это время в Россию приехала итальянская танцовщица Мария Тальони (1804-1884). Весь её облик противоречил типичному представлению о балерине. Её называли «маленькой горбуньей». Она была несимпатичной, маленького роста, сильно сутулилась. Но её отец хореограф решил сделать из дочери звезду балета, такую, чтобы все забыли о её недостатках. Главная его цель была преодолеть в танце земное притяжение. И дочь преодолела. Она летала! Красота её танца покорила петербургскую публику. В 1839-1841 годах она дала 200 выступлений в России и стала эталоном для нимф русской сцены.
Бывший партнёр Тальоне, Жюль Перро (1810-1892), в 1841 году был приглашён в Россию в качестве танцора, но очень скоро был оценён как педагог и хореограф и стал главным балетмейстером. В течение 10 лет он вносил свой вклад в создание имиджа русского балета. Поставленные им спектакли были проникновенные, драматичные и содержательные, а танец, наконец, стал выражением сюжетных страстей, а не просто набором красивых движений!
Русские звёзды балетного небосклона
Во 2-й половине 19 века начинается эра Мариуса Петипа (1818-1910). Он мог стать героем французского балета, но уехал в Россию, подписав в 1847 году выгодный контракт. И ехал он не только за деньгами. Выбрав Россию, Петипа выбрал славу! В России он получил возможность творить и создал совершенно новый балет. Европейский балет того времени Петипа называл «набором клоунских движений», для него же балет был искусством пластики и красоты.
Карьеру в России Петипа начинал как танцовщик под руководством Перро. Петипа не был гениальным, но покорял на сцене обаянием, входя в образ. Когда он начал создавать свои балеты, выяснилось, что он, как никто другой, видел танец в мельчайших деталях, которые гармонично соединял с музыкой.
Став в 1862 году главным балетмейстером Императорских театров, Мариус Петипа начал зажигать русские звёзды на балетном небосклоне: Ольга Преображенская (1871-1962), Матильда Кшесинская (1872-1971), Анна Павлова (1881-1931), Тамара Карсавина (1885-1978), Агриппина Ваганова (1879-1951)... Эти имена, наверное, слышали даже те, кто никогда не интересовался балетом. Их танец был непревзойдённым!
Ольга Преображенская была главной конкуренткой Кшесинской на сцене Мариинского театра, а в 1900 году она стала примой балериной этого императорского театра. Её танец отличался мягкостью и грацией и пленял поклонников. После революции Преображенская некоторое время преподавала танцы в России, но в 1921 году эмигрировала, став директором Балетной школы театра Ла Скала в Милане.
Тамаре Карсавиной пришлось заявлять о себе, когда на сцене уже царили Кшесинская и Павлова. Это было нелегко. Свет этих звёзд не сразу позволил разглядеть новую звезду, но её темперамент сделал своё дело! Её звезда взошла почти одновременно со звездой Павловой. Анна покорила зрителя лирическим «Лебедем». На том же концерте Тамара зажгла публику стремительным «Танцем с факелом». Она была «прельстительно-обманной и маняще-опасной». С 1910, после отъезда из России Павловой, Карсавина стала примой Мариинки, потом принимала участие в Дягилевских Русских сезонах, во время которых вышла замуж за лондонского дипломата. В 1918 году она покинула Россию навсегда.
Список прославленных русских танцовщиц можно продолжать, но с конца 19 века в балете зазвучали имена мужчин. До этого мужчины были больше «фоном» для представления танцовщиц. Они их поддерживали, кидали, крутили и грациозно ходили по сцене. Так постепенно танцоры переходили в хореографы и делали на этом поприще карьеру. Но расцвет балетного искусства привёл к изменению роли мужчины на сцене. Один за другим они стали заявлять о себе.
Братья Сергей (1875-1905) и Николай (1869-11937) Легаты, безупречно владея классической техникой, постепенно раскрылись, постигнув глубину драматического проникновения в образ. А когда Петипа назначил Николая помощником, выяснилось, что у Петипа появился серьёзный конкурент. Но стремительные события наступающего 20 века потеснили классический балет Петипа. Это было продиктовано временем.
Михаил Фокин (1880-1942), ученик Николая Легата, стал солистом Мариинки как раз на рубеже веков. Но классический танец вскоре ему наскучил настолько, что он подумывал оставить балет. Начав преподавать, он словно ожил! Фокин явно увидел, каким должен быть новый танец! Именно ему предстояло стать реформатором балета. Работая 3 года с Дягилевым в Русских сезонах в Европе, ему удалось покорить новым стилем танца Европу. Этот стиль так соответствовал архитектурному модерну или ар-нуво, как его называли во Франции! Создавая образы своих персонажей, Фокин словно превращал артистов в этих героев, настолько пластика движений передавала пластику птиц, животных, цветов. Отказавшись от симметричного рисунка танца, в своих балетах он привлекал внимание зрителя к образу. Даже стареющий великий Петипа признал триумф Фокина как новатора.
Неповторимый образ человека-бабочки или птицы создал в начале 20 века непревзойденный прыгун Вацлав Нежинский (1889-1950). Гибкий, стройный, завораживающий красотой тела, Вацлав обладал уникальным даром – «подниматься и застывать в воздухе, а потом опускаться вдвое медленнее вопреки всем законам притяжения». Это позволило ему «обрести магическую власть над публикой», как писала в своих воспоминаниях его жена Ромола.
Балет в новом времени
Зародившись практически одновременно с созданием Российской империи, русский балет к моменту её заката достиг своего триумфа. Случившаяся революция, разрушившая в России всё, должна была, в первую очередь, разбить всё самое изящное и хрупкое! Но, вопреки логике, именно балет выстоял! И в последующие трудные для страны десятилетия звёзды продолжали зажигаться!
После революции лучшие танцоры покинули Россию вместе с другими светилами русской интеллигенции. Но это судьбоносное решение в то время не просто было принять. И оставшиеся на родине артисты постепенно начали включаться в новую жизнь. Агриппина Ваганова начала карьеру в то время, когда на сцене было тесно от звёзд. Особенно ей удавались небольшие сольные номера, в которых можно было импровизировать. Её называли «царицей вариаций». Но ей не повезло – Петипа не оценил её, слишком часто она дерзала нарушать академический танец. И свою карьеру Агриппина завершила ещё накануне революции, в 1916. Тогда она занялась частным преподаванием.
А новая власть в новой стране создавала новую жизнь. Для этого в разных сферах деятельности нужны были кадры. Для их создания пришлось обращаться к услугам старых специалистов из имперской России. Ваганову пригласили на работу в Театральное училище, а в 1931 году она возглавила балет Театра оперы и балета, бывшей Маринки.
Балету в советской стране, как и другим видам искусства, пришлось развиваться обособленно. «Тлетворное влияние запада» не должно было коснуться русской культуры. Поэтому русский балет был лишён возможности следовать современным мировым тенденциям. Но именно это обстоятельство сохранило его академизм и очарование классики.
Агриппина Ваганова сыграла огромную роль в становлении советского балета. Она разработала собственную систему преподавания.
Среди её учениц засветились новые мировые звёзды 20 столетия – Галина Уланова (1909-1998), Наталия Дудинская (1912-2003), Ирина Колпакова (1933-н.вр.) и др. После смерти Вагановой в 1951 году знаменитая балетная школа Петербурга, начавшая своё существование в 18 веке, стала носить её имя.
Сегодня Академия русского балета имени Вагановой, преемница основанной в 18 веке придворной танцевальной школы, продолжает традиции русской академической школы танца. А Петербург по-прежнему остаётся столицей русского балета.
Балет сегодня разный. В первую очередь, это, конечно, бессмертная классика в Мариинке и Михайловском, а также новаторский балетные спектакли этих театров. В 1966 году в Ленинграде был создан первый музыкальный театр без оперной труппы. Сегодня этот академический театр балета носит имя балетмейстера Леонида Якобсона (1904-1975), одного из своих создателей и руководителей. Будучи поклонником и последователем Михаила Фокина, Якобсон был неутомимым импровизатором, постоянно искал новые формы выражения чувств в танце. Огромное значение он придавал пластике человеческого тела. Сегодня театр продолжает его традиции.
В эпоху кризиса балетного искусства 1970-х Юрий Эйфман (1946-н.вр) создал ещё один совершенно новый театр. В творческих поисках Эйфман соединил литературу и балет. Герои его спектаклей через танец доносят до зрителя весь сложный внутренний мир литературных героев. У Эйфмана на сцене настоящие драматические спектакли, поднявшие балет на новый уровень развития.
Балет в Петербурге – это одна из его главных достопримечательностей! И каждый раз – это истинное эстетическое удовольствие! Пред мастерством артистов падают маски, души становятся чище и снижается накал политических страстей! Петербургский балет – это наш вклад в дело мира на земле!
Другие статьи о балете ищите в подборке:
От автора.
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!