Найти в Дзене

ЗВЁЗДЫ БАЛЕТА. Анна Павлова. Лебедь мира

Так получилось, что после посещения особняка Матильды Кшесинской я почти случайно оказалась в квартире другой русской балерины. Она когда-то находилась в доме, где сегодня располагается Арт галерея «Аrts_square_galler». В те дни здесь проходила потрясающая выставка кукол, на которую непременно нужно было попасть. Комната, посвящённая памяти великой русской балерины Анны Павловой, прославившей на весь мир русский балет бессмертным образом «Умирающего Лебедя», занимает в галерее особое место. Её посещение стало началом новой виртуальной прогулки в историю и продолжением балетной истории Петербурга. Анна Павлова родилась в то самое время, когда в России появлялись удивительно творческие люди. И так случилось, что на русской балетной сцене она не была единственной звездой. И всё же она была уникальной! Великий Петипа, восхищаясь танцем русских Терпсихор, считал их всех выдающимися и несравненными, но именно Павлову он назвал «ожившей музой танца». Звёзды русского балета в начале 20 века не
Оглавление
Анна Павлова /фото из личного архива, 2019/
Анна Павлова /фото из личного архива, 2019/

Так получилось, что после посещения особняка Матильды Кшесинской я почти случайно оказалась в квартире другой русской балерины. Она когда-то находилась в доме, где сегодня располагается Арт галерея «Аrts_square_galler». В те дни здесь проходила потрясающая выставка кукол, на которую непременно нужно было попасть. Комната, посвящённая памяти великой русской балерины Анны Павловой, прославившей на весь мир русский балет бессмертным образом «Умирающего Лебедя», занимает в галерее особое место. Её посещение стало началом новой виртуальной прогулки в историю и продолжением балетной истории Петербурга.

Мемориальная доска на доме, где находилась квартира Анны Павловой по адресу: ул. Итальянская, д. 5 /фото из личного архива, 2019/
Мемориальная доска на доме, где находилась квартира Анны Павловой по адресу: ул. Итальянская, д. 5 /фото из личного архива, 2019/

Непересекающиеся параллели

Анна Павлова родилась в то самое время, когда в России появлялись удивительно творческие люди. И так случилось, что на русской балетной сцене она не была единственной звездой. И всё же она была уникальной! Великий Петипа, восхищаясь танцем русских Терпсихор, считал их всех выдающимися и несравненными, но именно Павлову он назвал «ожившей музой танца».

Звёзды русского балета в начале 20 века не мешали светить и «звездить» друг другу. Матильда была старше Анны на 10 лет. Но, чтобы не говорили о скверном характере «царской ведьмы», как называли Кшесинскую, она взяла начинающую Анну под опеку. Она учила её не только танцу, но и жизни. Но если всё же проводить параллели между Кшесинской и Павловой – будут одни сплошные противоположности! Они были непересекающимися параллелями.

Матильда прожила почти 100 лет. Анне был отпущен срок вдвое меньше. Кшесинская родилась в семье танцоров, Павлова – в семье прачки и простого солдата. Звезду Матильды в самом начале её творческой карьеры зажёг сам император. Анна должна была рассчитывать только на себя. Одна звезда была стремительная и импульсивная, другая – изящная и чувственная! Телосложение Кшесинской отвечало модным канонам и позволяло в техническом плане оттачивать мастерство. Хрупкая Павлова была «не в моде», и эта её хрупкость ограничивала её физические возможности. Но её воздушность, грация и пластика сделали своё дело ещё прежде, чем она добилась совершенства в технике. Матильда хотела брать от жизни все. Анна хотела отдавать сама. Она всё хотела сама!

Такими же разными они были в любви. Матильду постоянно окружали мужчины, и она позволяла себя любить. Анна избегала мужчин и хотела всецело отдаться балету. Но её настигла любовь, которую Анна гордо пронесла через всю жизнь. Поднявшись ради любви до невиданных высот вопреки и наперекор всему, счастья она так и не достигла.

Любовь

Имя мужчины, навсегда вошедшего в жизнь Анны Павловой, – Виктор Дандре. Он был банкиром, чиновником высокого ранга, и, как и следовало молодому повесе из высшего общества, слыл страстным балетоманом. Мода такая была – любить балет! Анна не была его выбором. Друзья, завсегдатаи театрального райка во главе с генералом Безобразовым затеяли некую интригу против Кшесинской, в которую надо было включить другую балерину. Выбор пал на Павлову, которую барон Дандре должен был влюбить в себя.

Портрет В. Дандре в квартире А.Павловой /фото из личного архива, 2019/
Портрет В. Дандре в квартире А.Павловой /фото из личного архива, 2019/

Но он неожиданно влюбился по-настоящему. Анна боялась этих отношений, но не устояла и тоже влюбилась! Покорившись чувству, она втайне надеялась стать женой своего возлюбленного, но стала всего лишь содержанкой. Эта участь ждала всех выпускниц балетной школы, но именно её хотела избежать Анна. И не смогла. Она ждала чуда, но чуда не случилось.

Дандре снял квартиру для Анны, через высокопоставленных друзей устраивал её балетную карьеру. По законам света она должна была появляться с ним в обществе. Анна была украшением своего любовника – как гвоздика в петлице, и статусным символом – как брегет в кармане! И, конечно, никем не принималась всерьёз! В спутницы жизни она ему не подходила. В его семье, хоть и не монаршей, брака с танцовщицей не допустили бы, и он это прекрасно знал. Знала и Павлова, а потому всецело отдавалась балету.

Портрет А.Павловой в её квартире /фото из личного архива, 2019/
Портрет А.Павловой в её квартире /фото из личного архива, 2019/

Рождение Лебедя

В то время, когда Павлова дебютировала на сцене Императорского Мариинского театра, Кшесинская уже была примой-балериной и выступала лишь 3 месяца в году. Настало время выводить новые таланты на сцену. Начав получать лучшие партии в лучших балетах, Павлова вскоре покорила Петербург своим проникновенным и необыкновенно красивым танцем. В 1906 году она получила титул балерины Императорской сцены, которого удостаивались лишь немногие танцовщицы.

А в 1907 году на благотворительном вечере в Мариинке произошла сенсация. Присутствующая в зале публика на 2 минуты замерла, затаив дыхание и переживая трагедию умирающего на сцене Лебедя, а потом взорвалась шквалом аплодисментов. С этого момента балерина Павлова начала перерождаться. Образ Лебедя начал оживать, отправляя Анну к новым горизонтам.

Анна Павлова в роли Лебедя /фото с сайта Википедия/
Анна Павлова в роли Лебедя /фото с сайта Википедия/

Этот 2-х минутный номер родился стихийно. Готовясь к благотворительному вечеру, Павлова хотела удивить публику новым танцем. Она попросила своего давнего друга и коллегу Михаила Фокина помочь ей в подготовке номера. Была выбрана музыка Камиля Сен-Санса. Трогательная мелодия приникала внутрь, а затем превращалась в движения. Так появился на свет бессмертный «Умирающий лебедь». Позже Сен-Санс, увидев Павлову на сцене в образе Лебедя под музыку из его сюиты «Карнавал животных», сказал, что до этого даже не подозревал, какую прекрасную музыку написал!

Однако эта птица оказалась роковой в жизни Анны. Она вознесла Павлову до небес, а потом всецело ею овладела. Анна-Лебедь была само совершенство и покорила весь мир! Но что этот Лебедь сделал с Анной?

Анна с Лебедем /фото из личного архива, 2019/
Анна с Лебедем /фото из личного архива, 2019/

«Русские сезоны» и американские гастроли

Однажды Дандре познакомил Павлову с Дягилевым. Это знакомство стало ещё одним поворотным моментом в судьбе Анны. Дягилев организовывал европейские гастроли артистов Императорских театров. Изначальной целью этого антрепренёра было познакомить мир с русским балетом. В 1909 году по его приглашению Павлова уезжала из Петербурга на гастроли в Париж. Перед отправлением поезда она успела вложить в руку Дандре записку, в которой прощалась с ним навсегда. Она знала, что не вернётся. Это гастрольное турне было не только выгодным предложением и поездкой за славой. Это была попытка забыть о своей неразделённой любви.

Инсталляция в квартире Павловой /фото из личного архива, 2019/
Инсталляция в квартире Павловой /фото из личного архива, 2019/

Павлова танцевала в дягилевских «Русских сезонах», которые покорили Европу. По ней покатилась волна увлечения русской культурой. И вот на парижскую сцену вышла утончённая русская балерина Павлова в образе Лебедя. Две минуты щемящей грусти и сладостной истомы под музыку Сен-Санса, и весь Париж был у её ног! Но петербургские мечты и воспоминания о первой любви не покидали Анну, прорываясь в танце. Анна несчастна и одинока, и Умирающий Лебедь в ней всё больше страдает на сцене.

Портрет А.Павловой в её квртире /фото из личного архива, 2019/
Портрет А.Павловой в её квртире /фото из личного архива, 2019/

Дягилев тонко чувствовал искусство, умел находить таланты и привлекать их к сотрудничеству. Однако он искал новые формы в искусстве, созвучные новому времени, и вскоре начал раздвигать рамки классического балета. Анна не смогла принять новаторский танец нового века. Она – жрица мелодии и одухотворённого танца, раба своего Лебедя.

В период парижского триумфа Павловой в Париж пришла весть о том, что Дандре сидит в тюрьме. Он попался на крупной взятке во время его руководства строительством Охтинского моста. Его обвинили в крупных растратах. Ни у него, ни у его родственников не нашлось средств, чтобы освободить его под залог. Дандре грозило пожизненное заключение. Весь Петербург судачил о том, что бедного барона разорила его балерина, которая порхает теперь по миру. О, злые языки!

Должны ли сбываться мечты?

А его балерина, отказавшись от элитных выступлений в Париже, решает разорвать контракт с Дягилевым. Она едет в Америку, подписав контракт, обещающий баснословные гонорары. Там она не гнушалась выступать в довольно сомнительных заведениях с фокусниками и жонглёрами. Приходилось давать по несколько представлений в день!

Во время гастролей по Америке её партнёром в танце был Михаил Мордкин – солист Большого театра, также выступавший в «Русских сезонах» и польстившийся на выгодный контракт. Его называли «Гераклом балета», настолько он не походил на типаж танцоров того времени. Изящная Павлова и гигантский Мордкин бесподобно смотрелись в паре! Возможно, их связывало не только партнёрство. По крайней мере, молва летела за ними! Но звёздная болезнь Мордкина разрушила всё. В тени Павловой он не хотел оставаться. Он стал основателем «Американского балета», но до высот Анны ему было не подняться!

М. Мордкин /фото с сайта  http://www.old.balletacademy.ru /
М. Мордкин /фото с сайта http://www.old.balletacademy.ru /

В Америке к Павловой пришла не только слава! Она заработала целое состояние! Его хватило, чтобы оплатить услуги адвоката, покрыть долги Дандре и освободить барона. Теперь он, такой недоступный ранее, принадлежал ей! Она пригласила его на работу в свою труппу. В 1912 он покинул Россию и стал импресарио Анны Павловой.

Но обиженной когда-то женщине, которая теперь могла получить всё, что пожелает, этого оказалось мало! Она захотела осуществить свою давнюю тайную мечту – стать женой барона. И она заполучила мужа! Зачем? Потому что мы, порой, заблуждаемся, считая, что мечты обязательно должны сбываться! Потому что не умеем закрывать за собой двери. Потому что не умеем отпускать. И счастья этот брак никому не принёс.

Умирающий Лебедь мира

Они обвенчались втайне. Виктор был идеальным мужем! Анна – невыносимой женой! В быту он выполнял любые её капризы, терпел бесконечные истерики, а она была им вечно недовольна. Ох уж эти капризные женщины! Но в паре импресарио-балерина всё менялось. Этот союз, в отличие от семейного, сложился удачно. И до конца дней они работали вместе. Он заключал выгодные контракты, она его беспрекословно слушалась. Став Лебедем мира, в Россию она теперь приезжала, как и в другие страны, только на гастроли. Императорская сцена России осталась в прошлом. Теперь её сцена – планета Земля.

Ей приходилось танцевать под проливным дождём, в неотапливаемых помещениях. Благодаря Павловой, живой балет увидели в самых затерянных уголках мира, там, где ещё не ступала ножка балерины. Только за 1925 год она истерла в танце более 20 тысяч пар балетных туфель. Каждый раз, умирая на сцене в образе Лебедя, она отдавала частицу себя. И это не могло продолжаться вечно.

Она умерла от плеврита в 1931 году. Заболела после того, как случилась авария с поездом, и ей в одной пижаме пришлось в мороз покинуть его. Лечиться от простуды было некогда из-за плотного графика выступлений. Она приехала в Гаагу и вместо сцены попала в госпиталь. Чтобы откачать жидкость из лёгких, надо было удалить ребро. А это означало, что на сцену в Гааге она не сможет выйти. И Дандре не дал согласия на операцию.

Инсталляция в квартире Павловой /фото из личного архива, 2019/
Инсталляция в квартире Павловой /фото из личного архива, 2019/

На сцену Анна больше не вышла никогда. Перед смертью очнулась и попросила приготовить костюм Лебедя. Запланированный в этот день концерт начался в тёмном зале. Когда раздались щемящие душу ноты знакомой мелодии, луч света на сцене воссоздал облик Умирающего Лебедя. Мир прощался со звездой!

Барон Дандре пережил Анну на 13 лет. Эти годы он посвятил увековечению памяти о супруге и её творчестве, издав несколько книг.

Великая балерина Анна Павлова покинула Россию ещё до наступления революции, перевернувшей мир. Но она не бежала из неё. Она улетала белым Лебедем, чтобы по всему миру пронести славу русского балета. Она мечтала вернуться на родину, но не успела. Слишком высоко к небесам поднялся Лебедь.

Другие статьи о балете ищите в подборке:

О БАЛЕТЕ | Виртуальные прогулки в историю | Дзен

От автора.

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -

Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!