Найти в Дзене

ЗВЁЗДЫ БАЛЕТА. Матильда Кшесинская. Часть 1. Размышления о Звезде

«Что было в том времени, которое взорвалось? Наверное, звезды сделали своё дело! Все они появились на свет на рубеже веков и успели зажечься в Российской империи. Такое количество уникальных личностей в одном месте и в одно время – это было невыносимо! Но 20 век вихрем вмешался в их судьбу. Некоторые звёзды сгорели или тихо погасли, другие стали светить ярче. Но были звезды, которые смогли сгореть и возродиться». Я «стояла на звезде» в аванзале перед входом в парадный зал её особняка, и мысли об этой необыкновенной женщине и её времени стремительно проносились в голове. «Хотя, может быть она вовсе и не была звездой? Что было в этой женщине? Почему её имя до сих пор будоражит слух? Почему до сих пор ею восторгаются или ненавидят? Где та грань, за которой – одна лишь правда о её жизни, и возможно ли её перейти, чтобы не осталось загадок?» – сама себе задавала я вопросы, и сама на них отвечала. Думаю, нет! Женщина должна оставаться загадкой. А она была ещё и «Звездой», и светила так, что
Оглавление
Прима-балерина Императорского балета Матильда Кшесинская, фото 1904 г /фото из личного архива
Прима-балерина Императорского балета Матильда Кшесинская, фото 1904 г /фото из личного архива

Глава 1. ЗВЕЗДА

Звезда по имени Матильда

«Что было в том времени, которое взорвалось? Наверное, звезды сделали своё дело! Все они появились на свет на рубеже веков и успели зажечься в Российской империи. Такое количество уникальных личностей в одном месте и в одно время – это было невыносимо! Но 20 век вихрем вмешался в их судьбу. Некоторые звёзды сгорели или тихо погасли, другие стали светить ярче. Но были звезды, которые смогли сгореть и возродиться».

Звезда на полу в Аванзале особняка Кшесинской /фото из личного архива, 2019/
Звезда на полу в Аванзале особняка Кшесинской /фото из личного архива, 2019/

Я «стояла на звезде» в аванзале перед входом в парадный зал её особняка, и мысли об этой необыкновенной женщине и её времени стремительно проносились в голове.

«Хотя, может быть она вовсе и не была звездой? Что было в этой женщине? Почему её имя до сих пор будоражит слух? Почему до сих пор ею восторгаются или ненавидят? Где та грань, за которой – одна лишь правда о её жизни, и возможно ли её перейти, чтобы не осталось загадок?» – сама себе задавала я вопросы, и сама на них отвечала.

Думаю, нет! Женщина должна оставаться загадкой. А она была ещё и «Звездой», и светила так, что можно было ослепнуть. Впрочем, к тому времени, когда она это осознала, она уже не держала иллюзий. Она знала, что только она сама должна позаботиться о том, чтобы эта звезда светила ярко! Что ж, для этого в арсенале у Женщины много всяких премудростей! И ей это удалось!

Звезда по имени Матильда остаётся загадкой и в 21 столетии.

Портрет М.Ф. Кшесинской /фото из личного архива, 2019/
Портрет М.Ф. Кшесинской /фото из личного архива, 2019/

Через призму сегодняшнего сознания

Матильда Кшесинская прожила долгую и яркую жизнь, несколько месяцев не дотянула до 100-летнего юбилея, а на звёздном небосклоне, пожалуй, остаётся до сих пор! Её имя сегодня знакомо всем, даже тем, кто далёк от балета и истории. Нашумевший фильм о её судьбе всколыхнул былые страсти, заглянув в историю через призму сегодняшнего сознания. Недосказанное было «дорисовано» современными красками, неочевидное «додумано». Для историков, ясное дело, столь вольная интерпретация не допустима в отношении реальных исторических персонажей. Для обывателей же фильм стал поводом для пересудов. Возмущались искажением фактов, откровенно неисторическими костюмами, а то и вовсе «неприличным поведением». Лишь немногие посмотрели этот фильм как красивую историю любви, не придав значения именам героев.

Что и как было на самом деле? Мы уже никогда не узнаем! И всё-таки, может быть, знакомство с Матильдой во время очередной виртуальной прогулки в историю, прольёт свет на Звезду, и она засияет ярче?

Особняк у крепости

История о Матильде Кшесинской родилась после посещения её особняка. Этот яркий образец стиля модерн, появившийся в начале 20 века, мог бы стать центром внимания и восхищения на Петроградском острове, если бы в начале 18 столетия на другом маленьком острове, расположенном рядом, не появилась Петропавловская крепость, с которой начинался Санкт-Петербург. Она – начало всех начал, а потому уже более трёх столетий остаётся центром притяжения. Нескончаемым потоком горожане идут к истокам, а туристы устремляются к главной городской достопримечательности. И расположенный рядом с крепостью роскошный особняк остаётся в тени.

В обзорной экскурсии для гостей города обратить на него внимание удаётся только тогда, когда автобус встанет в большой пробке, намотав круги между крепостью, домиком Петра 1 и Авророй. И тогда экскурсоводу удаётся посеять в автобусе интригу: «Этот особняк принадлежал приме-балерине Мариинского театра, Матильде Кшесинской. Она была в дружеских отношениях с членами дома Романовых. Свой особняк она превратила в популярный культурный салон, где встречалась элита Петербурга на домашних вечеринках у Матильды. По иронии судьбы этот модный особняк после революции стал большевистским штабом...». Всё! Автобус тронулся, история оборвалась.

Однажды остановившись у особняка и переступив его порог, я оказалась в маленьком зале, в котором развёрнута небольшая экспозиция о Матильде Кшесинской. Это единственный уголок в огромном особняке, посвящённый его звёздной хозяйке.

Размышления у портрета

Я рассматривала портреты этой женщины. Элегантная, статная, холёная. Красивая? Большой вопрос. Но это точно не та красота, которая всем бросается в глаза! Но она вдруг становится очевидной у портрета 99-летней Женщины! Она не похожа на старуху! Её ясные глаза притягивают взор! Зеркало души? Старость обнажает душу, но эта Женщина так и осталась загадкой.

Портрет Матильды Кшесинской /фото из личного архива, 2019/
Портрет Матильды Кшесинской /фото из личного архива, 2019/

Много написано о ней как об интриганке, о её корысти как в творческой карьере, так и в личной судьбе. Ещё бы! С 18 лет стать дамой сердца наследника престола, а получив отставку, иметь в своём распоряжении двух-трёх великих князей, исполнявших любые прихоти примы-балерины! Родить ребёнка от одного из Романовых и скрывать его отцовство до такой степени, что и спустя столетие об этом не перестают говорить, выдвигая разные версии! Под неё переписывались партии в балетном репертуаре, а талантливые балерины оставались в тени. Она была заносчива, взбалмошна и капризна! Стоп! Этот заданный тон формирует отношение у обывателя. А если иначе?

Её врожденный талант и небывалая работоспособность сделали её одной из лучших выпускниц Императорской академии танца. Её необычайно живое лицо, умный взгляд и ослепительная улыбка остановили взор императора Александра 3, а потом пленила сердце наследника престола. Цесаревич Николай готов был ради неё отказаться от престола, но она не дала ему так поступить. Она принесла свою любовь в жертву ради его долга, за что и получила верную дружбу и покровителей из дома Романовых.

Что касается интимных отношений, читая о любовных похождениях великих князей, иной раз становится не по себе! О времена, о нравы! Но мы невольно интерпретируем многократно пересказанные истории со свойственным нам цинизмом нашего времени. Религия запрещала любовь вне брака, общество осуждало. Всё, что так или иначе связывало двоих влюблённых, в былые времена принадлежало только им. Сколько бы об этом не судачили тогда и теперь, каждый из нас может лишь догадываться об этих отношениях. Так стоит ли рассуждать о том, что нам знать не положено? Лучше поговорить о любви.

Любимая малышка Маля

Матильда родилась в семье артистов балета. Её отец, поляк Феликс Кшесинский, был приглашён в Россию лично Николаем 1. Он был виртуозным исполнителем любимого танца императора – мазурки. В России Феликс женился на артистке балета Юлии Доминской, вдове с пятью детьми. В новом браке появилось ещё четверо детишек – два сына и две дочери. Не удивительно, что в балетной семье трое из четырёх детей Кшесинских стали артистами балета.

М.Ф. Кшесинская в балете "Волшебные Пилюли", 1886 /фото из личного архива, 2019/
М.Ф. Кшесинская в балете "Волшебные Пилюли", 1886 /фото из личного архива, 2019/

Младшая и, конечно, самая любимая, Матильда – Маля, родилась в 1872 году. В 8 лет её отдали в Императорское театральное училище, где уже учились её брат Иосиф и сестра Юлия. Но младшенькую определили учиться на особых условиях. В отличии от большинства учащихся, она была «приходящей» – посещала уроки, но жила дома. Родителям жаль было «отрывать» малышку от родительского сердца. Поначалу Маля училась без особого интереса – азы танцевального искусства она уже успела постичь дома. Маля даже мечтала уйти из училища, пока не увидела танец Вирджинии Цукки. Эта итальянская танцовщица прибыла в Россию в 1885 году по приглашению одного из любителей балета, который был восхищён её талантом во время путешествия по Европе. Поначалу балерина выступала в частных спектаклях, но вскоре слава о ней разлетелась по Петербургу и дошла до дирекции Императорских театров. С ней был заключён контракт, в соответствии с которым с ноября 1885 по 1888 она выступала на сцене Мариинского театра.

Когда Маля увидела Вирджинию на сцене, мир перевернулся! Она вдруг поняла, как надо танцевать, что танец – это не просто движения! Итальянка перевоплощалась, создавая незабываемые сценические образы и демонстрируя виртуозную технику. И Матильда решила, что должна, обязана танцевать так, как в России ещё никто не танцевал! С этого момента и началась её танцевальная карьера. Хотя не известно, чем бы она закончилась, если бы на выпускном вечере не произошло судьбоносное событие.

Это была императорская воля и её судьба

По традиции на выпускном балу присутствовал император Александр 3. Ему представляли лучших выпускниц, среди которых была и Матильда. Правда, как «приходящей» ей было велено стоять в сторонке, поодаль от «основных». Но император её увидел и произнёс фразу, ставшую руководством к действию: «Будьте украшением нашего балета!» И куда было деваться служителям танца? Так царь повелел!

«Приходящая» тот же час оказалась в числе лучших выпускниц, которые были приглашены на торжественный императорский ужин. Александр 3 сам посадил Матильду за стол рядом с собой. Она оказалась между императором и его наследником. Девушка смущалась и радовалась, что ей оказана столь высокая честь. Но она и не подозревала, что выполняет государственное задание.

Портрет цесаревича Николая Александровича /фото из личного архива 2019/
Портрет цесаревича Николая Александровича /фото из личного архива 2019/

Дело в том, что цесаревич Николай в это время увлёкся принцессой Алисой Гессенской, а родителям избранница наследника, которая в дальнейшем всё же стала его женой и русской императрицей, казалась не очень подходящей партией. У них была другая кандидатура на роль невесты сына. Очаровательная Матильда должна была отвлечь юношу от мыслей об Алисе! Ей удалось больше! У них завязался роман, длившийся 4 года!

Тайный роман

Они встречались тайно. Не стоит забывать об этикете! При императорском дворе не то что явиться без приглашения было нельзя, там была очень сложная схема представления явившегося, и не о каждом посетителе, пытавшемся пройти во дворец, докладывали хозяевам. Матильда в этот ритуал никак не вписывалась, так что запросто встречаться с Николаем не могла. Цесаревич мог любоваться любимой на спектаклях, она им – во время манёвров войск в Стрельне, где Николаю приходилось бывать по положению, а у Кшесинских находилась семейная дача. Они могли обмениваться взглядами, она незаметно могла помахать платочком. Можно представить, как билось сердце и как желанна была встреча, как мучительны были знаки внимания, как влюблённых влекло друг к другу?

Конечно, так долго продолжаться не могло, и Николай купил для любимой особняк на Английском проспекте. Увлечение балеринами в семье Романовых явление обычное, и особняки для фавориток – дело привычное. Но тут всё же – наследник престола, а потому влюблённые продолжали встречаться тайно. И не важно, о чём судачили! Детей Матильда будущему императору не родила, а потому всё, что происходило за закрытой дверью, пусть останется тайной двоих.

Особняк М.Ф. Кшесинской на Английском пр. /фото из личного архива, 2019/
Особняк М.Ф. Кшесинской на Английском пр. /фото из личного архива, 2019/

И всё же, отношения цесаревича и Матильды зашли слишком далеко. Их надо было прекращать. Родители Николая забили тревогу. Теперь уже Алиса Гессенская должна была отвлечь Николая от его безумной любви к Матильде! Она уже не казалась столь неподходящей партией и явно подходила на роль супруги наследника больше, чем балерина.

Алиса сумела «перетянуть одеяло». Или это Матильда смогла достойно отказаться от любви будущего императора? Так или иначе, в отличие от многих расстающихся по разным причинам влюблённых, Матильда и Николай расстались друзьями. Заботу о своей оставленной возлюбленной Николай поручил, доверил своему кузену – великому князю Сергею Михайловичу, президенту русского Театрального общества.

Великий князь Сергей Михайлович /фото из личного архива, 2019/
Великий князь Сергей Михайлович /фото из личного архива, 2019/

Великие князья в судьбе Матильды

Великого князя Сергея Михайловича и Матильду связали не только деловые отношения. Они были почти ровесниками и стали друзьями. Были ли другие отношения, мы, опять же, можем только догадываться. А народ продолжал судачить!

Великий князь Владимир Александрович, дядя цесаревича Николая, также не раз принимал участие в судьбе Матильды. Князь Владимир был большим любителем женщин и не мог не симпатизировать Матильде. Но Матильда досталась его сыну.

Великий князь Андрей Владимирович /фото из личного архива, 2019/
Великий князь Андрей Владимирович /фото из личного архива, 2019/

Великий князь Андрей Владимирович влюбился в балерину. Это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь. Их отношения завязались в 1900 году, через 6 лет после расставания Кшесинской с Николаем. Матильде 28, женщина в самом расцвете. Андрей был младше её на 6 лет, и его чувства были по-юношески пылкими и страстными. Она неожиданно тоже влюбилась и по-прежнему вынуждена была это скрывать. Их романтическое путешествие в Венецию было тайным. Они отправились туда порознь, и также инкогнито возвращались. После этой поездки в 1902 году Матильда родила сына. Имя он получил – Владимир, а отчество – в честь покровителя Матильды великого князя Сергея Михайловича. Однако отцом ребёнка считали Андрея. Запутала всех Матильда! На самом деле она просто бережно хранила тайну любви.

М.Ф. Кшесинская с сыном и в.кн. Андрей Владимирович /фото из личног архива/
М.Ф. Кшесинская с сыном и в.кн. Андрей Владимирович /фото из личног архива/

Наступивший 20 век варварски вторгся в жизнь каждого. Николай 2 и его кузен Сергей Михайлович пали жертвой революции. Матильде с сыном и Андрею Владимировичу со своей матерью удалось покинуть мятежную Россию в феврале 1920-го знаменитым рейсом из Новороссийска в Константинополь. Они встретились во Франции, но продолжали скрывать свои отношения, пока была жива мать Андрея. Великая княгиня Мария Павловна была амбициозной дамой. Она так мечтала сделать для своих детей блестящие партии, но каждый раз терпела фиаско. Андрей не хотел её огорчать, но и не любить Матильду не мог. В эмиграции Мария Павловна, пережив стресс революции, прожила не долго и спустя несколько месяцев скончалась. После смерти матери Владимир и Матильда, наконец, обвенчались. Это был морганатический брак, и Кшесинская получила новый титул и новую фамилию – стала светлейшей княгиней Романовской-Красинской. Сыну Матильды после свадьбы изменили отчество. Он стал Владимиром Андреевичем, был признан сыном Андрея и тоже удостоился титула светлейшего князя.

Матильда Кшесинская, 1930-е /фото из личного архива, 2019/
Матильда Кшесинская, 1930-е /фото из личного архива, 2019/

Поскольку всё богатство Кшесинской, как, впрочем, и у большинства эмигрантов, осталось в России, жили достаточно скромно. Но, покинув родину, Матильда отказалась зарабатывать творчеством. Танцевать на чужбине она не хотела. Впрочем, ей было уже далеко за 40. И всё же она долго ещё оставалась на пуантах. В 1929 году Кшесинская открыла в Париже балетную школу. Тогда неожиданно раскрылся её талант педагога. Последний танец на сцене лондонского Ковент-Гардена она исполнила в 64 года. Публика неистовствовала. Её вызывали на сцену 18 раз!

В 80 лет она села за мемуары. В них нет яркого описания исторических фактов, на фоне которых перекраивалась её жизнь. Да и личные события, которые пыталась восстановить пожилая женщина, окрашены её собственными эмоциями. Эти мемуары так и не дали ответа любопытным на все вопросы, касающиеся интимных отношений бывшей балерины. Личность Матильды так и осталась загадкой. Загадкой остался и её успех на сцене.

Семья Романовских-Красинских, 1930-е /фото из личного архива, 2019/
Семья Романовских-Красинских, 1930-е /фото из личного архива, 2019/

Творчество

Матильда была одарённый девочкой, и первые ступени карьерной лестницы упорно преодолевала сама. Талант и трудолюбие привели её к подножию Олимпа. Подъём помогали осуществлять уже его обитатели. Были ли они покорены её талантом? Скорее, обаянием восходящей звезды! И всё же ей было не просто подняться на вершину славы и оставаться на ней до конца своих дней.

М.Ф. Кшесинская в балете "Немюфар", 1890 /фото из личного архива, 2019/
М.Ф. Кшесинская в балете "Немюфар", 1890 /фото из личного архива, 2019/

Сегодня, по прошествии 100 лет, фотографии балерины Кшесинской в балетных костюмах нередко вызывают удивление или даже улыбку. Эталон балетной фигуры сегодня иной. Но даже тогда, когда к фигуре танцовщицы предъявлялись иные требования. Кшесинская им не совсем соответствовала. Она была невысокого роста. Крепкие атлетические ноги нарушали гармонию фигуры, делая нижнюю часть тела слишком тяжёлой. Но Кшесинская сумела это обратить в преимущество. Она первая из русских балерин исполнила 32 фуэте. Этот трюк, когда балерина превращается в безостановочную вертушку на сцене, до сих пор потрясает зрителей!

Когда Матильда впервые вышла на сцену, на ней в России всё ещё господствовали итальянцы. Они виртуозно исполняли все ведущие партии в балетах. Кшесинская по достоинству ценила их мастерство и училась у них. Но ей надо было не только соответствовать, ей надо было стать лучше, чтобы изменить ситуацию и завоевать сцену.

Матильда брала уроки у итальянского балетмейстера и отрабатывала технику. Но техники ей было мало. Она сделала танец женственным, чувственным, пикантным, наполнила его неиссякаемой энергией и шиком и стала неповторимой Матильдой! А ведь в это же время на сцене царила красавица Тамара Карсавина, порхала лёгкая и изящная Анна Павлова. Это усложняло задачу – стать первой и лучшей, даже при наличии покровителей. Матильда не только светила и звездила. Она знала себе цену! И работоспособности ей было не занимать!

О том, как работала Кшесинская, вспоминают современники. Как поклонники таланта, так и потенциальные соперницы сходятся в том, что она была необычайно трудолюбива и большую часть творческой жизни посвящала бесконечным тренировкам. Даже достигнув высот, она не изменяла правилу – посвятить себя целиком предстоящему выступлению. Ничего больше для неё в этот момент не существовало. Она репетировала до изнеможения. Накануне она не устраивала приёмов и отменяла встречи. Но в день выступления Матильда отдыхала. Она лежала в постели и отказывалась от воды, считая, что это необходимо, чтобы быть в форме. К тому же, ей казалось, что от жажды глаза блестят по-особенному!

Главная любовь её жизни

О её танце говорили, что «он разнообразен, как блеск бриллианта», что Кшесинская порхает, как бабочка. Критики писали о её безупречной технике и лёгкости! Может быть, это предвзято? Ведь путёвку в балет Матильде дал сам император, призвав её стать «украшением русского балета?» Может быть! Но здесь, как и в случае с любовью, всё зависит от заданного тона. А если объективно? Она много гастролировала, творчество её оценили и зарубежные театральные критики. Поэтому, приходится констатировать, что Кшесинская по праву заняла место на звёздном небосклоне русского балета! Чтобы о ней не говорили, на сцене она была яркой, талантливой, неповторимой!

А говорили, что под неё Петипа приходилось переписывать партии в балетах. Одни исследователи творчества Матильды считают, что делал он это под воздействием влиятельных особ. Другие уверены, что Петипа тем самым подчёркивал особенности дарования балерины. После премьеры балета «Эсмеральда», в котором Матильда исполнила главную «переписанную» партию, Петипа назвал её «первой звездой русского балета». Воля Александра 3 была исполнена!

Матильда сделала балет главной любовью своей бесконечно долгой жизни, полной любви, не предав ни одного мужчины, которые её любили! А она любила балет. Жаль, что уже никогда не удастся увидеть танец Кшесинской! Зато в Петербурге сохранился её особняк, в котором незримо присутствует дух его первой хозяйки, несмотря ни на какие метаморфозы, которые произошли с ним в 20 веке.

Окончание читайте по ссылке:

Другие статьи о балете ищите в подборке:

О БАЛЕТЕ | Виртуальные прогулки в историю | Дзен

От автора.

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -

Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!