Найти в Дзене
Газета "Гудок"

Первая женщина-машинист появилась в моторвагонном депо Москва-2-Ярославская

Анастасия Гредасова встала за правое крыло ЭД4М и впервые провела электропоезд от столичного Ярославского вокзала до Сергиева Посада.

Софья Мокану/МЖД
Софья Мокану/МЖД

«Посадка на электропоезд закончена – двери закрываются. Следующая остановка – Москва-3», – услышали пассажиры электрички, которая ранним пятничным утром отправилась от пригородной платформы столичного Ярославского вокзала. Обычный набор фраз, только голос высокий, нежный, что для ярославского направления в диковинку. А принадлежал он машинисту электропоезда моторвагонного депо Москва-2-Ярославская Анастасии Гредасовой.

В первый самостоятельный рейс девушку провожали (на фото слева направо) машинист-инструктор Никита Тихомиров, заместитель начальника депо по эксплуатации Дмитрий Иванов и руководитель предприятия Валерий Нуждин. «Всё у вас получится. Действуйте по регламенту, думайте о безопасности пассажиров. И счастливого пути!» – напутствовал Анастасию Валерий Нуждин.

Насте 30 лет. Она пришла на МЖД с первым женским набором в помощники машиниста. Сразу после того, как в 2021 году были сняты законодательные ограничения на получение этой профессии. Не имеющая прежде отношения к железной дороге (по образованию девушка – журналист), она прошла обучение, сдала экзамен и отработала в депо Москва-2-Яро­славская до ноября 2023 года. Потом вновь села за парту и за шесть месяцев освоила профессию машиниста. Первой поездке предшествовал длительный период стажировки, обкатка на маршрутах, всё в том же депо под руководством наставника – машиниста Павла Мрыхина.

Анастасия Гредасова стала первой женщиной-машинистом в депо и в колонне № 3, которую возглавляет Никита Тихомиров. Эту колонну на предприятии называют девичьей: 9 из 46 членов локомотивных бригад – женщины. Настя среди них пока единственная водит поезда за правым крылом, остальные трудятся помощниками машиниста.

«Кроме Анастасии свидетельство на право управлять электропоездом получила Ольга Симонова. Но она пока не спешит приступать к самостоятельным поездкам, считает, что опыта маловато. Ещё три наших представительницы прекрасного пола сейчас обучаются на машиниста, – рассказал Никита Тихомиров. – Должен отметить, что наши женщины отлично справляются. Об этом свидетельствует отсутствие нарушений трудовой дисциплины и требований безопасности движения поездов».

К слову, в Московской дирекции моторвагонного подвижного состава машинистами и помощниками машиниста в настоящее время трудятся 20 женщин, 12 из них – в депо Москва-2-Ярославская.

Анастасии Гредасовой работа нравится тем, что каждый новый рейс не похож на предыдущий и это держит в тонусе. Она считает, что машинист должен быть уверен в себе и уметь противостоять стрессу. Ну а профессионалами на этом поприще делают часы и километры.

«Время за контроллером дало мне много больше, чем период учёбы, – говорит Анастасия. – На работе я поняла принципы функционирования всех систем электрички, казавшихся когда-то полной абракадаброй. Перестала бояться процесса. И тогда уже осознала возможности для роста. Если женщины могут управлять поездами, то нам по силам и должность машиниста-инструктора, и преподавание в учебном центре».

Она не жалеет, что водит не «Иволгу» и не «Ласточку», а «рабочую лошадку» пригорода ЭД4М. «Моя машина надёжнее прочих», – считает Настя.