Найти в Дзене
Альтернативная история

Цена неверной трактовки запятой или как сайт Альтернативная история оставил СССР без высокооктанового авиатоплива

Оглавление

Решил я обновить свой антирейтинг короткой, но очень обидной статьей.)  Написана она достаточно давно, но общий уровень обсуждения на сайте не особо вдохновлял выкладывать что либо.
В последние лет 20-30 в исторических исследованиях наблюдается интересный тренд — обнаружилась масса людей решивших что для того, чтобы делать фундаментальные открытия не нужны какие либо знания, достаточно трёх китов:

Вторая Мировая Война | Блог альтернативная история | Дзен


1. Поисковик. Ну тут все понятно.
2. Доступ к архивам. Благо, сейчас куча материалов в открытом доступе.
3. Онлайн переводчик. Ещё один неиссякаемый источник сомнительной информации — переводная литература.
И все. Нашел бумажку, а трактовать уже любой может.)

И тут я даже не столько про наших местных. Большинство медийно известных околоисториков  черпают свои откровения в основном из указанных выше неисчерпаемых луж.
Об одном из таких с более чем десятилетней историей в этой теме.

Во время очередного моего отдыха от сайта по статье «оскорбление чувств интеллектуального большинства» на нем всплыла интереснейшая темка:
https://alternathistory.ru/goryuchaya-problema-sovetskoj-aviatsii/
Автор кандидат исторических наук, член РАЕН. Кто не в курсе — РАЕН это чрезвычайно уважаемая общественная организация, занимающаяся воскрешением мертвых, торсионными полями, вечными двигателями, экстрасенсорикой и прочими актуальными проблемами российской науки.

В обсуждении участвовали лучшие умы альтхистори, комментарии к ней не менее интересны, чем текст. Подчеркну, Альтхистори не является источником заразы, но одним из главных распространителей.

Я насчитал не менее тридцати перепостов со ссылками на Альтхистори и без. И везде они были встречены публикой с полным восторгом. Материал внушал уважение множеством непонятных цифр, явно скрывающих за собой титаническую работу.

Миф первый. Лучшее советское авиатопливо в США соответствовало топливу для грузовиков.

Общий смысл текста и комментариев под ним следующий. СССР испытывал жуткие проблемы с высокооктановых топливом.

Далее цитата из статьи академика:
«Однако быстрорастущие топливные потребности Вооружённых Сил СССР, в том числе и военной авиации, не могли быть удовлетворены ни в количественном, ни в качественном отношении. Так, в 1940 г. на отечественных нефтеперерабатывающих заводах было переработано 29 млн 414 тыс. т нефти, в результате выработано всего 883,6 тыс. т авиационного бензина, 3 млн 476,7 тыс. т автомобильного бензина, 5,6 млн т керосина, 1 млн 274 тыс. т лигроина, 1 млн 459 тыс. т дизельного топлива, 413,2 тыс. т флотского мазута, 9,8 млн т топочного мазута, а также 1 млн 469 тыс. т различных масел [5]. Из 883,4 тыс. т авиационного бензина, изготовленного в стране в 1940 г., подавляющий объём составлял авиабензин с невысоким октановым числом – от 70 до 74, предназначенный для устаревших типов отечественных самолётов – истребителей И-15, И-153, И-16, бомбардировщиков ТБ-1, ТБ-3, ДБ-А. этого было почти достаточно. Однако потребность по авиационному бензину Б-78, в котором нуждались новые боевые самолеты Як-1, Як-3, МиГ-3, ЛаГГ-3, Ил-2, Ил-4, Пе-2, Ер-2, Су-2, была удовлетворена всего на 4%.»

Короче, развернули производство самолётов под высокооктановые топливо, а про само топливо не подумали, запасли на 1 из 25. Для авторов и комментаторов с девизом по жизни «трудолюбие и отвага» ситуация нормальная.
У человека думающего должен был возникнуть вопрос, а почему бензины Б-70 и Б-74 низкооктановые, а Б-78 в дальнейшем называется высокооктановый. Вроде бы разница не столь существенная. Но обременённых мыслительными функциями не нашлось, а автор быстро объясняет:
«Была ещё и качественная сторона: около 63% всех авиабензинов в США выпускались с октановым числом выше 99, а советское авиационное горючее высшей марки (Б-78) по своим характеристикам соответствовало всего лишь американскому топливу для заправки армейских автомобилей повышенной проходимости типа Studebaker.»

Ну вот теперь все стало понятно. Союз страна отсталая, бензин с ОЧ 78 для него является высокооктановым и использовался для новейших самолётов,  а у белых людей на нем грузовики ездили. Погрузились в масштабы звездеца? Новейшие самолёты обеспечены бензином, используемым в нормальных странах для грузовиков на 4%.
В то время как там:
«Так, в США применение 100-октанового горючего позволило на 33,3% уменьшить пробег самолёта до отрыва от земли, на 40% ускорить подъём на 1 милю высоты, на 20‒30% повысить бомбовую нагрузку»
Вроде как прониклись величием Америки и уже понимаем, откуда ждать спасения, но.

Миф второй, о волшебном изооктане поднимающем ОЧ на 25.

В комментариях внезапно обнаруживается, что высокооктановый бензин в СССР был. Более того, был в количестве. Весь юмор ситуации в том, что никаких «архивных находок» в моем тексте нет. Мы с комментаторами смотрим примерно одни и те же документы, читаем одни и те же тексты. Но выводы это отдельная песня.

Цитата:

«Б-70 превращается, превращается в высокооктановый, как это делается и причем здесь ленд-лиз.Эту статью я приводил ранее, повторюсь.В одной из тем была затронут вопрос производства авиабензинов в СССР в годы войны. Была даже высказана мысль что летчики РККА летали исключително на американских бензинах. При этом обнаружилось что сведения о наменклатуре авиционных бензинов у болшинства участников дискуссии достаточно смутные.
И так для начала в СССР производились следущие виды авиабензинов: Б-59, Б-70, Б-74, Б-78б, Б-78г.
Но не все так просто, это так называемые базовые авиабензины, номер соответствует октановому числу, «б» и «г» означают «грозненский» и «бакинский», которые немного отличаются по составу.Однако очень часто в документах встречаются например такое обозначение: 2Б-70. Такие обозначения означали так называемые «свинцовые» бензины получаемые из основных путем добавления антидетонационных присадок (этиловые жикости).Использовались две основные этиловые жикости:
Р-9: Тетраэтилсвинец (ТЭС) — 55%, бромистый этил — 35%, монохлорнафталин — 10%, красный краситель — 1,5г. на 1 л.
В-20: идентичен, но вместо бромистогоэтила и монохлорнафталина содержится дихлорэтан. Жидкость окрашена в синий цвет. Является заменителем Р-9 и применяется в случае её отсутствия.
Антидетонационные свойства обеих жидкостей идентичны, но предпочтителней использовать Р-9 как менше загрязняющую свечи двигателя. Добавлялось от 1-4 куб. см. этиловой жидкости на 1 кг бензина. Соотвесвенно в обозначение 2Б-70 первая цифра как раз количество куб. см. на килограм бензина. Добавлять более 4
см.куб. этиловой жидкости на килограмм бензина нецелесообразно, т.к. прирост октанового числа резко уменьшается.В резултате получались следущие марки бензинов (в скобках результируещее октановое число)
Б-59: 1Б-59(73), 2Б-59(78), 3Б-59(81), 4Б-59(82)
Б-70: 1Б-70(80), 2Б-70(85), 3Б-70(87), 4Б-70(88)
Б-74: 1Б-74(85), 2Б-74(88), 3Б-74(90), 4Б-74(92)
Б-78: 1Б-78(87), 2Б-78(92), 3Б-78(93), 4Б-78(95)Подобные бензины готовились в войсках на бензостанциях или прямо в бензозаправщиках, тщательно перемешивая бензин.
Сразу уточню что и Р-9 и В-20 исключително отечественного производства и союзниками нам не поставлялись (это для любителей порасказать о том, что таких присадок в СССР не было и все опят же поставлялось из-за океана).Что поставляли союзники?
Поставляли бензины Б-95 и Б-100 с соотвествующими октановыми числами. Однако вопреки расхожему мнению эти бензинв с отечественными не смешивались. К Б-95 тоже добавлялись присадки Р-9 и В-20.
Готовились смеси на основе нашего Б-70 и бензолов и изооктанов (проходящих под наименованием бензиновых светлых фракций в номенклатуре поставок)»

Из них готовились следущие смеси:
Смесь №1: 60% Б-70, 20% изооктана и 20% неогексана.
Смесь №2: 60% Б-70, 20% алкилбензола и 20% неогексана.
Смесь №3: 60% Б-70, 32% изооктана и 8% изопентана.
Октановое число смесей около 95.

Ну и на закуску данные по двигателям — основной потребляемый безин, а в скобках возможный заменитель. При использовании не основного типа бензина накладывались различные ограничения (в зависимости от типа двигателя) запрещение форсажа, ограничение по наддуву, по оборотам или по мощности.
М-105ПФ — 4Б-78, Смеси1 и 2, 1Б-95
М-105ПА, М-105РА, М-105 — 3,5Б-78, Смеси1 и 2, 1Б-95 (4Б-74)
М-103А — 3,5Б-78, 1Б-95 (4Б-70)
М-103 — 3Б-74, 2Б-78, Б-95 (4Б-70)
М-100, М-100А, М-100АУ — 2Б-70
АМ-38 — 4Б-78(95) (1Б-95)
АМ-35А — 4Б-78
АМ-34ФРНБ — 3Б-78(93), 4Б-74, Б-95
АМ-34РНБ, АМ-34Н, АМ-34РН — 2Б-70
М-17 — Б-70
М-88Б, М-88 — 3Б-78, 4Б-74, Б-95 (4Б-70)
М-87Б, М-87А, М-86 — 2Б-78, 3Б-74, Б-95
М-85 — 3Б-70
М-82 — 4Б-78
М-63 — 3Б-78, Б-95 (4Б-70)
М-62 — 3Б-74 (4Б-70)
М-62ИР, М-25, М-11 — 3Б-74, 3Б-70 (4Б-70)

Данные из «Справочник по авиамоторам» 1943г и «Краткий курс авиационных топлив, масел и охладителей.» 1942 (пробегало както на ВИФ) »
Конец цитаты.

Автора не привожу, ибо гуляет по инету в многочисленных вариантах, в основном  со ссылками на ВИФ. Орфография оригинала.

Заметьте, текст комментария отправляет текст академика естественных наук на помойку. Оказывается лучший советский бензин это уже не 78й, а 95й и на смену мифу «лучшее авиатопливо СССР соответствует автомобильному топливу для Студеббекеров» приходит миф об животворящих светлых фракциях: изооктане и прочих, делающем из низкооктанового Б-70 конфетку.
Но почему-то во всех копиях основной текст и комментарий прекрасно сосуществуют и мифы великолепно дополняют друг друга.

Миф третий. О редком 78 бензине. Сеанс черной магии с разоблачением.

Итак, мои юные друзья, садитесь поудобнее. Сейчас я расскажу вам страшную тайну, которую пару десятков лет скрывал от вас ваш разум. А именно, что такое бензины Б-78 и Б-74. Для начала немного математики. 70х0,6+90х0,4=78. 70х0,8+90х0,2=74. Оказывается животворящий американский (и не только американский, но и наш) изооктан так же как наш православный пиробензол и прочие добавки применяемые в смесях (умные дяди называют этот процесс компаундированием) повышает октановое число авиабензина Б-70 не на 25 единиц, а всего лишь на 8 при добавке в конской дозе 40%. А остальное добирается до 95 все теми же 4 кубиками ТЭС. И фразу М-105ПФ — 4Б-78, Смеси1 и 2, 1Б-95 надо читать не как либо бензин Б-78.с четырьмя кубиками ТЭС либо смеси 1 или 2 без нефига, как это делали вы 20 лет, а бензин Б-78 в варианте 1й или 2й смесей с 4 кубиками ТЭС.
Я чувствую, как самые одаренные из вас уже тянут ручки к клавиатуре, чтобы рассказать, что ОЧ изооктана 100, а бензола и того выше. Но есть нюансы. Чистый озооктан использовали только в качестве эталона при измерении ОЧ, а у технического ОЧ как раз и было 90.  И у пиробензола, кстати, получаемого при пиролизе керосина вместе с толуолом ОЧ было также 90.
Девяностооктановый изооктан и графики подтверждающие, что ОЧ считается примерно по среднему арифметическому. Зависимость практически линейная, для наших расчетов смело можно брать рабочей гипотезой:

-2

Как видим, чтобы получить ОЧ 95 изооктаном надо взять примерно 86% химически чистого изооктана на 14% Б-70. Техническим же изооктаном это не достигается в принципе. И да — естественно в дальнейшем смеси с изооктаном также этилируются, а не дают ОЧ 95 сами по себе.

-3
Самое интересное, рассказ про чудодейственные изооктановые смеси дающие ОЧ 95 проникли из творчества полуграмотных блогеров и академиков РАЕН в Википедию, то есть распространение заразы стало необратимым.

Хотя ещё более странно, почему эта элементарная математика не пришла кому либо из тысяч читающих копипасту в десятках источников. Я думаю, основная причина в том, что правило 95 процентов давно нуждается в корректировке в большую сторону.
Самое интересное, рассказ про чудодейственные изооктановые смеси дающие ОЧ 95 проникли из творчества полуграмотных блогеров и академиков РАЕН в Википедию, то есть распространение заразы стало необратимым. Хотя ещё более странно, почему эта элементарная математика не пришла кому либо из тысяч читающих копипасту в десятках источников. Я думаю, основная причина в том, что правило 95 процентов давно нуждается в корректировке в большую сторону.

Миф четвертый. О низкооктановом Б-70.

Так что же получается, Б-70 это не низкосортный бензин, а ценнейший компонент для компаундирования высокооктановых авиабензинов?

Именно. ОЧ 70 для прямогонных бензинов практически максимум, доступный для очень небольшого количества сортов нефти. Плюс бакинская нефть содержит мало серы.
Бензины с большим содержанием серы плохо реагирует повышением ОЧ на добавку ТЭС.

-5

Тут надо понимать, что бензин термического крекинга для производства авиабензинов так же подходит плохо, так как содержит много непредельных углеводородов склонных к полимеризации с образованием смол.  В условиях войны, когда расход авиатоплива большой, а от производства до использования проходит минимальный срок с этим недостатком в крайнем случае можно мириться, а вот в мирное время накапливать как раз имеет смысл прямогонный.

А первая промышленная (подчёркиваю) установка каталитического крекинга запущена в США в 1940, то есть в этот поезд заскочить трудно.

Миф пятый. О преждевременности дизелизации и плюсах танков под бензин.

Значит огромное количество тем на АХ, в которых предлагали найти применение «избыточным запасам» низкооктанового бензина в том числе через бронетехнику под него неграмотная писанина?

Да. Дизелизация помимо существенного роста ТТХ танков дала экономию сырья для высокооктанового авиабензина, включая высокооктановые компоненты.

Миф шестой. О производстве Б-78 исключительно на заводах.

Ну точнее как миф. Копипастеры люди странные. Сначала цитируют в умные книжки, что бензин готовили преимущественно прямо в частях. А потом сразу про 4% производства. У них это хорошо уживается вместе.
Почему компаундированием  до войны занимались преимущественно в частях, а не на заводах?
Хранить смеси длительно плохая идея. Меняется состав, более лёгкие фракции испаряются интенсивнее. Разнородный постоянно обновляющийся парк самолётов  требовал разного топлива. Надо учитывать и тот факт, что установки для определения ОЧ наиболее надежным моторным методом появившиеся в США в 1931 закуплены СССР только в 1940, и до их массового распространения просто определение ОЧ представляло серьезную проблему. А тут просто смешал компоненты в правильной пропорции, добавил ТЭС и бензин с нужным ОЧ готов.

Миф седьмой. О высоком, а то и решающем вкладе Ленд Лиза.

Так может всё-таки Ленд Лиз? Допустим Б-70 ценнейший компонент высокооктанового бензина, но прочие то их и без них никак?

Нет. Оценка доли США в 25% поставок авиационного бензина и КОМПОНЕНТОВ к нему чудовищно завышена так как не учитывает динамику.
https://istmat.org/node/41710

-6

В критические годы 1941 и 1942 доля Ленд-Лизовских авиабензинов и КОМПОНЕНТОВ была 7,78 и 7,34 процента соответственно в поставках и 5,59 и 6,18 в поставках с учетом наличия на начало войны. А 74% поставок пришлось на 1944-45 годы, включая послевоенное время.
Понять американский бизнес вдруг ставший интенсивно поставлять авиабензин когда не только кризис, но и война закончились можно — скоро мощности приносящие сверхприбыль превратятся в тыкву — война заканчивается, да и реактивная авиация на носу. А государство стабильно платит. Свое. Как и понять жалкие 5-7 процентов, когда было надо. Бизнес на крови не должен страдать. Но помнить соотношение поставок нефтепродуктов для СССР и фашисткой Германии до войны всё-таки стоит. Для Германии в плане поставок топлива США сделали намного больше, чем для СССР.

Миф восьмой. О решающем вкладе американских компонентов.

Проводил ли СССР компоненты для производства высокооктанового бензина?

Да, производил. В первую очередь бензол. Каменноугольный, получаемый при коксовании углей и пиробензол, продукт пиролиза керосина.
Оба направления заслуживают отдельной развернутой темы, потому что одновременно являются источниками толуола. Тут единственно стоит подчеркнуть роль своевременно начатой дизелизация тракторного парка и танков освободившей огромное количество керосина в качестве сырья для синтеза.
Было и собственное производство изооктана, тетраэтилсвинца, этанола и прочих компонентов.
И ещё раз подчёркиваю — доля импорта включая компоненты в решающий период войны, когда решался ее исход, не дотягивала и до 10 процентов.

Миф девятый. СССР стал строить заводы синтетического бензина из за критического положения с высокооктановым бензином.

Слышал и такую забавную версию. Только синтетика как раз таки высоким ОЧ не славилась. И скорее всего основным мотивом попыток строительства заводов было осознание уязвимости Баку и Сахалина.

Выводы. Так получается СССР не испытывал проблем с высокооктановым бензином?

Конечно испытывал. Страна участвовала в страшнейший войне на выживание в историю человечества, в которой даже находившиеся в наиболее тепличных условиях США капитально урезали свое население и компании как по потреблению топлива, так и по выпуску гражданских авто. Но эти проблемы не имеют ничего общего с картинкой нарисованной коллективным старанием интеллектуального большинства околоисторическим блогосферы. Четырех процентная обеспеченность высокооктановым бензином и американские компоненты без которых невозможен советский высокооктановый бензин миф вызванный неграмотной трактовкой открытых источников.
Давайте просто возьмём и к табличке, указывающей на чем летали наши самолёты приложим указывающую, на чем летали их. Странно, что никто этого не делал раньше, веря джентльменам на слово:
А3 — синий цвет, октановое число — 70 (при добавлении тетраэтилсвинца возрастало до 80), использовался для заправки учебных самолетов;
В4 — синий цвет, октановое число — 72 (при добавлении тетраэтилсвинца — 89), использовался для заправки бомбардировщиков;
С3 — зеленый цвет, октановое число — 94 (к 1943 году повышено до 97), использовался для заправки истребителей.
С2 — тот же самый, что и С3, но получаемый из нефти;

Получается интересна картина. И истребители и бомбардировщики летали примерно на том же. Более того, даже боевые У-2 заправлялись топливом соответствующим топливу немецких бомбардировщиков. Единственно, немцы бонусом имели букет проблем свойственных синтетике.
Больше скажу, с стооктановыми бензинами союзников тоже не все однозначно. Но не будем переутомлять не привыкшие к критическому восприятию информации мозги, продолжим в следующих темах. Но уже выложенного достаточно, чтобы отправить в мусорку 99% топливных альтернатив АИ, как и ряд рассуждений более серьезных историков.

Но наверное ещё интереснее пронаблюдать, как создаются и распространяются предельно неграмотные мифы в сети, становясь общеизвестными фактами.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

На победу обречены те, кто готов заплатить ее цену Сталин, Рузвельт, Черчилль. Алексей Исаев.История - Альтернативная История
Почему асы стран «Оси» проиграли небо? - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/tsena-nevernoy-traktovki-zapyatoy-ili-kak-sayt-alternativnaya-istoriya-ostavil-sssr-bez-vysokooktanovogo-aviatopliva/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉

СССР
2461 интересуется