Искатели неизведанного и манящего для немецкого понимания романтики - не новость. Но понимают их архетипы германские совершенно иначе. Тяга с странствию и стремление вырваться из привычной рутины, реальности, и страны. Все это воспета Гёте и Шиллером, всей огромной плеядой Sturm und Drang, и бесчисленными их наследниками в немецкой культуре. Но так, чтобы убегать от себя самого без особых перемещений в пространстве и времени - это масштаб чисто русский. Возможно, это могло зародиться на уровне мысли только там, где простор - бесконечен. Ведь только там, где границы нигде не кончаются, можно решить, что странствовать бесполезно. Языком современной поэзии - “еду по России, не доеду до конца.”(с) И фильм “Полеты во сне и наяву” (1983г., реж.: Р.Балаян) в этом плане перевернул и перепахал. Настолько, что я даже не знаю с чего начинать и что опустить. Но Дзен - не резиновый. Да и у каждого автора, как мне представляется, должен быть свой примерный размер. В него-то я умещу самое главное об этой картине без жанра и конкретной аудитории.
Переехал из Германии в Россию
Привет, Россия! Рассказываю о том, как жизнь в стране отличается от жизни в Баварии, Германии и Европе в целом. Делюсь немецким мышлением:) Филипп ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
Понятно и трактористу, и романисту
Мне кажется, что это отличие по-настоящему крупным художественных успехов. Иной бы сказал - “гениально.” Но я буду более сдержан. Что гениально, покажет время. Масштабы - условны. А вот доступность произведения для самых разных прослоек - заявка серьезнейшая. Так мог Mozart, который раньше звучал на звонках телефонов водителей, грузчиков, и рабочих, профессоров, интеллектуалов, художников. Так могли четверо из Ливерпуля, так сейчас делает Ed Sheeran, пожалуй. И так получилось в этой картине. Повести об очередном человеке, что считал себя лишним. Что не находил себе места ни на работе, ни в отношениях с любимыми, ни в стогу сена, ни с давними корешами. Кто он - герой Олега Янковского? Свой парень. Это - совершенно понятно. Он близок и очарователен для любого. Не слишком прост, и не слишком уж сложен, на первый взгляд как минимум. Но с разрывом гранаты где-то внутри. Что с ним не так? Топтыгин, чей автобус ушел? Мальчишка, не могущий повзрослеть? Или монах, который вовремя не удалился в пустыню?
Русская тоска в кубе
Второстепенных персонажей в картине хватило бы на полноценный и очень насыщенный сериал. Но все они - несмотря на то, как хорошо их прописали, сыграли, озвучили - остаются где-то в расфокусе. Ведь главный герой не дает вам возможности отвлекаться на всех остальных. Он мается как заключенный, не могущий выбраться из оков. Жизненных, социальных, условных. Когда-то я знал такого почти что парнишку. В моем классе, приятель. Немец с польским отцом-алкоголиком. Творческим и несчастным. Наверное, “русский” - неточно. Речь о какой-то очень славянской тоске. Тот парень все время чего-то искал. Волшебной травы, объятий и ласк, выпивки. Он умудрялся по несколько дней пропадать, и возвращаться в соломе - буквально как бедный Сергей в исполнении Янковского. Его растянутый свитер сразу всплыл у меня перед глазами, когда я увидел протертые джинсовые коленки Янковсокго. И да, на обоих все было стильное, с этикеткой. И оба они - обаяшки, любимцы парней и девчонок. Яркие и такие опустошенные. Казалось бы: будь счастлив и радуй других! Но им мало воздуха. Или же Неба? Возможно, они даже сами не знают.
Взлететь не взлететь
Оказывается, в китайском вопросы передают чередованием глагола и его противоположности. “Взлететь не взлететь” - вместо “ты можешь взлететь?” И главный герой в почти что документальных, настолько живых и достоверных “Полетах” - наверняка бы заинтересовался таким заколдованным языком. Ведь все вокруг него - будто петля. Он окружен женщинами, которые от него без ума. “Какой-то женщиной сорока с чем-то лет”(с), и свежей девушкой, что только вчера зацвела. Маститыми профи, которые состоялись в своих кабинетах. Или же просто встречной, замученной своей безрадостной жизнью машинисткой - с ее очень русской заплачкой “ой, мужииик, мужиииик!”, которая так и продолжает звенеть в моих полных сочувствия ушках. Двор, стог, офис. Машина, вагонетка, и снова задворки. Его путь даже не в состоянии петлять: он в окружении. Тоски, горького разочарования во всем, и полной бесцельности. В нем и Онегин, и Вертер. Но почему он никак не покончит с собой? А потому, что и это “не греет”, как скажет герой того же Янковского в соседней картине. Зачем? От себя убежать не получается даже здесь. А что если там - бесконечность? Уж лучше напеть с современным поэтом “мама, роди меня обратно” и выродиться обратно в утробу. Финал картины настолько великолепен, что лучше - мне кажется - сделать было нельзя.
А узкоколейка, идущая в никуда, и умение случайно забрести на съемочную площадку, оставшись и там очень лишним, прекрасно будет цитировать Балабанов. Но много позже. Да! И музыка в фильме великолепна. Кому же его посмотреть? Тому, кто хочет узнать о романтике на Руси. Да и в целом - в славянских краях. Да и в принципе всем, кто считает себя счастливыми не вполне. Смотрите, сочувствуйте, и улыбайтесь. Все хорошо! А если заело, зачем все и почему? Поезжайте в Россию! Здесь все пациенты больны одним с вами диагнозам, а многие сделались уже лекарями. Вам обязательно здесь помогут. Но есть одно “но”: возможно, вы уже никогда из России вернуться не захотите:)
______________________________________
Не стесняйтесь подписываться на канал, чтобы не пропустить новые байки:)
Канал существует пока на ваши донаты -
НА ЯВЬ: ЖИТЬ, А НЕ СПАТЬ🙏🏻
Карта Сбер: 2202 2080 0716 5872 Любовь Ю.