Найти в Дзене
Из Германии да в Россию

Русский “Брат”, которого не хватает многим немцам | Русский фильм глазами немца

Я шел к этому долго. В самом начале ведения блога на Дзене я с удивлением установил, что “Брат” (1997г., реж.: А.Балабанов) - вовсе не для всех на Руси культовый фильм, а Данила Багров - для многих антигерой. Для меня это было шоком. Когда несколько лет назад я делал обзор фильма (видео на YouTube временно заблокировано по требованию правообладателя) для немецкого зрителя, я был уверен, что отношение к картине преимущественно положительное. Но оказалось, что сказка о бравом солдатике, который привез войну с собой в самое средоточие 90-х в большом городе - для многих кошмар. Мрачный сон о времени, куда не хочется возвращаться. О людях, с которыми не хочется иметь ничего общего. О борьбе между добром и злом в слишком острой, режущей до крови форме. И даже невероятные Питерские зарисовки под Наутилус, который вписывается в картину, как дождь в экскурсию по местам Достоевского, многих с картиной не примиряет. Я не буду пересказывать свой подробный обзор - захотите, я выложу его здесь. А ск
Оглавление

Я шел к этому долго. В самом начале ведения блога на Дзене я с удивлением установил, что “Брат” (1997г., реж.: А.Балабанов) - вовсе не для всех на Руси культовый фильм, а Данила Багров - для многих антигерой. Для меня это было шоком. Когда несколько лет назад я делал обзор фильма (видео на YouTube временно заблокировано по требованию правообладателя) для немецкого зрителя, я был уверен, что отношение к картине преимущественно положительное. Но оказалось, что сказка о бравом солдатике, который привез войну с собой в самое средоточие 90-х в большом городе - для многих кошмар. Мрачный сон о времени, куда не хочется возвращаться. О людях, с которыми не хочется иметь ничего общего. О борьбе между добром и злом в слишком острой, режущей до крови форме. И даже невероятные Питерские зарисовки под Наутилус, который вписывается в картину, как дождь в экскурсию по местам Достоевского, многих с картиной не примиряет. Я не буду пересказывать свой подробный обзор - захотите, я выложу его здесь. А скажу по-новому, с поправкой на реалии Дзена.

"— Свалить хотел? Нас тут чуть не завалили! — Хотел бы свалить, свалил бы." Фото: kinoafisha.info
"— Свалить хотел? Нас тут чуть не завалили! — Хотел бы свалить, свалил бы." Фото: kinoafisha.info

Переехал из Германии в Россию
Привет, Россия! Рассказываю о том, как жизнь в стране отличается от жизни в Баварии, Германии и Европе в целом. Делюсь немецким мышлением:) Филипп ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!

Слепила из того, что было (с)

Сюжет картины - в общих чертах - знают, думаю, все. Но главное здесь - как и в уловном “Преступлении и наказании” - не действие, а герои. Их взаимоотношения, через которые раскрывается суть фигур. И полотно, как таковое. С вложенным в него посылом автора, его изречением, заветом. Данила Багров, безусловно, убийца - как и Раскольников. Самочинствует ли он, судит ли своим несовершенным судом? Да. Но что им движет? В отличие от Родиона, Данилу мучает не вопрос самоопределения, а обостренное чувство несправедливости. В хаосе 90-х, в собственном ПТСР, во всеобщем беспорядке, он ищет ориентиры, подпорки, систему координат. В разоре, где мало что и мало кто остались целыми. И находит - в понятиях сколь первобытных, столь и естественных: свой - чужой, друг - враг, спасти - уничтожить. И “правда”, которую он ищет, увы, чаще всего - в том, что у него болит голова. Кружится. Теряет равновесие. Что прекрасно передано Балабановым при помощи затихающей музыки.

"— А о чём поют? — А тебе не один х**? Кайфово поют!
— Мне не нравится.
— Он, *удак, от Наутилуса прётся." Фото: Кинопоиск
"— А о чём поют? — А тебе не один х**? Кайфово поют! — Мне не нравится. — Он, *удак, от Наутилуса прётся." Фото: Кинопоиск

Можно вывезти солдата с войны…

Да, “писаря”, как скромно называет себя опытнейший в боевых делах Данила, демобилизовали. Но война осталась в нем навсегда. Сюжет предельно современный. Да и не менее вечный. Когда друг его покойного отца приглашает его в “органы”, Данила отказывается. Он знает, что не погоны - гарант той самой Правды. А что-то внутри человека. Сердце? Душа? Он не знает, как и не знает, чем “евреи хуже немцев” (“да чего ты пристал-то?!”). Он ищет. И находит свой Свет где-то в конце этого тоннеля-ствола - в музыке. Настоящей и искренней, как он считает. Со смыслом в словах. На понятному ему языке. Находит и пастыря (Бутусов, что буквально восходит горè по Лествице). Находит Багров и слабых людей. Лишенных любви. Готовых предать. Не готовых бороться. Сам на этом пути обагрив свои руки по локоть. Но постоянно стремясь кому-то помочь: брату, “русским”, обманутому рыночному торговцу (“немец”), любовнице, изменяющий с ним своему никчемному мужу. Случайной знакомой-наркоманке, и даже “тому дохляку.” Даром, что он режиссер, которых Данила не жалует (отношение Балабанова к интеллигенции - тема отдельного трактата).

"— Мать писала — на войне был? — Да не, в штабе там отсиделся, писарем... — А стрелять-то умеешь?
— Водили на стрельбище..." Фото: 5uglov.ru
"— Мать писала — на войне был? — Да не, в штабе там отсиделся, писарем... — А стрелять-то умеешь? — Водили на стрельбище..." Фото: 5uglov.ru

Каин и Авель

Фигур, достойных разбора, в картине, снятой за полтора месяца на огрызок бюджета - с десяток. Отдельная моя любовь, разумеется, “немец.” Незабываем и бандит-краснобай “Круглый.” Но статье этого не вместить. А вот образ Каина и Авель в братьях Багровых - обойти стороной невозможно. И потому, что в этом оскверненном иконостасе он занимает центральное место. И потому, что - вкупе со смущенной улыбкой “писаря” и его желанием взойти по Лестнице Иакова вслед за Смыслами, звучащими в музыке - именно отношения с братом окончательно дорисовывают портрет Данилы. Брат, давно забывший Данилу, безжалостно подставляет его, обрекая на верную смерть. Обманывая его во всем: ложь в описании ситуации и задач дополняется жадностью за пределами разума. Но - при всей кажущейся наивности - Данила все это безошибочно понимает. Понимает, и заранее прощает. Не споря, и не порицая, он берет тяготы брата на свои плечи. Потому, что любит. Потому, что брат - ему “кровный.” Потому, что своих не бросает. Не за деньги, которыми он распоряжается неумело и по-детски щедро. Не ради власти, которую могу себе заработать. А правды ради. В силу своего разумения. В меру своего возрастания.

 "Не тот счастлив, у кого много добра, а тот, у кого жена верна."Фото: kinoafisha.info
"Не тот счастлив, у кого много добра, а тот, у кого жена верна."Фото: kinoafisha.info

Кто это? Ксенофоб и бандит? В силу особенностей времени, в которое угодил - и это тоже. Но если почистить картину, проявится чуть ли не лик. Данила - былинный герой. Богатырь. Илья Муромец 90-х. Икона, но оскверненная. Свой, родной, настоящий. Живущий не ради себя и не для удовольствия. Радеющий о прекрасном и Вечном. Такой, которого современная поп-культура Германии ищет в злобном клоуне (“Джокер”) и других супергероях из заокеанского комикса. Ищет, но не находит. Многие к жажде привыкли и ее не замечают. Остальные же страждут и - совершенно напрасно - ждут Данилу немецкого. Брата.

"— Вот ты умный, немец… Скажи мне — мы зачем живём? — Ну, это каждый сам решает. Вот есть такая поговорка: «Что русскому хорошо, то немцу — смерть». Вот я живу, чтобы её опровергнуть." Фото: culture.ru
"— Вот ты умный, немец… Скажи мне — мы зачем живём? — Ну, это каждый сам решает. Вот есть такая поговорка: «Что русскому хорошо, то немцу — смерть». Вот я живу, чтобы её опровергнуть." Фото: culture.ru

Меня будут ругать. Спорить. Поносить за Данилу. А Данила обнимет меня и повторит свое “хороший ты, немец, мужик.” Пусть так:) А может быть, кто-то и наоборот скажет: “Фил, а теперь давай свое старое видео на немецком - о “Брате” и людях. А еще, напиши о других мрачных, как кажется, фигурах, в которых - оказывается - скрывается Свет.” Главное, пользоваться правильной химией: все пятна сойдут!

Русский фильм глазами немца🎥 | Из Германии да в Россию | Дзен

______________________________________

Не стесняйтесь подписываться на канал, чтобы не пропустить новые байки:)

Канал существует пока на ваши донаты -

БУДУТ ДЕНЬГИ, ОТТОПЫРИМСЯ!🙏🏻

Карта Сбер: 2202 2080 0716 5872 Любовь Ю.

ссылка для поддержки из-за рубежа