Чтобы подойти к “Груз 200”, надо сперва полюбить Балабанова. Не столько даже как режиссера, сколько как человека. Тонко чувствующего, ранимого, беззащитного. Человека, у которого нет чужой боли. Который - не мне чета - пытается оправдать своих героев. И убийцу, и проститутку - в лучших традициях Достоевского. И новоявленного русского бандита - постсоветскую реинкарнацию разбойника-подорожника. В каждом он старается увидеть жертву обстоятельств и времени. Каждому проступку он находит если не объяснение, то контекст. Постоянно заставляя зрителя спросить за своей собственной ежедневной Вечерей: “Не я ли, Господи?” (Мф. 26:25) Его последняя же картина - “Я тоже хочу” (2012г., реж. А.Балабанов) - и вовсе исповедь и завещание в одном. Пронзительная и вымораживающая нестерпимой близостью неизбывного тепла.
Переехал из Германии в Россию
Привет, Россия! Рассказываю о том, как жизнь в стране отличается от жизни в Баварии, Германии и Европе в целом. Делюсь немецким мышлением:) Филипп ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
Бандит, банщик, и музыкант
Триптих, вокруг которого строится повествование, сам по себе намекает: перед нами не столько кино, сколько притча. Есть в этом и Карамазовская полнота человечества, и отсылка к разбойникам, что были распяты ошую и одесную, и Три Богатыря. Кающийся убийца, который привык еще с девяностых все вопросы решать путями неправедными, преступными, силовыми. Но который после ночных преступлений - до гротеска обостренно - отправляется на раннюю службу в Храм. Ради отпущения грехов. А затем - в баню, омывать и свое тело. Банщик ка представитель издревле особняком стоящей профессии: ценной, но не для каждого. Ведь парить чужие телеса, отягченные грузом жизни, профессия не самая романтическая, и - в чем-то - сродни золотарю. И, наконец, музыкант: любимый образ Балабанова, когда речь заходит о современных носителях духовности, обладателях ключей от Истины, и проводников в горние миры. Что может объединять таких разных людей, кроме случайного знакомства по бане? На Руси - конечно, духовность. Не поверхностный мистицизм, а деятельное стремление к Преображению. Они тоже хотят…
НА ЖИЗНЬ🙏🏻
Сталкер по-новому
Зона, где сбывается только одно, самое главное желание. Образ, знакомый всем нам по сказкам, мифами, преданиям самых разных народов и языков. Навсегда увековечений Андреем Тарковским в легендарном “Сталкере” (1979г.) Место силы, гармонии, счастья. Мир, который одни назовут Раем, а другие Джаннатом. То, предвестником чего некогда являлась Земля Обетованная для избранного народа. Где мед и молоко, где кисельные берега, где нет места печали и боли. Именно туда - предположительно вслед за главной героиней “Мне не больно” (2006г., реж.: А.Балабанов) - отправляется тройка странников. И пришельцев в этом несовершенном мире. И оказывается посреди ядерной зимы. Вечно снежной, бесконечно опасной, загадочной. Откуда никто еще не возвращался. Но откуда некоторых восхищали бесследно бездонные Небеса. Какой сильный образ. И насколько он актуален?! Спустя 12 лет после выхода фильма, метафора смотрится едва ли не еще более современной - что есть истинный признак художественного дара прозрения.
Смертью смерть поправ.
Вопреки расхожему предрассудку в отношении маэстро, в “Я тоже хочу” Балабанов удивительно скуп на яркие провокации. По крайней мере, если говорить об обыденном арсенале: нет здесь и капельки крови. Все акты насилия - за кадром. А откровенных сцен - даже без извращений - вы не дождетесь. И когда в картину внезапно врывается героиня совершенно нагая, язык даже не поворачивается говорить о возрастном цензе, эротике, или пошлости. Фирменный длинный проход под изящно звучащую композицию здесь заменен даже на бег. Вчерашняя проститутка, случайно узнавшая от главных героев о шансе спастись, обретя вечный покой и блаженство, стремительно опережает даже мчащийся внедорожник. Содрагая пышными формами в бескрайних снегах. Северных, аскетических, русских. Удивительно, но ни мужчины в кадре, ни зрители в брюках, не почувствуют к ней вожделения, и не смутятся. Ведь это уже не совсем человек: это - Душа. На путь в Вечность. Так Балабанов скорой близостью смерти по смыслу, и ее визуальным присутствием в безлюдных морозах, местами припудренными телами тех, кто пал в Зоне, так и не удостоившись Входа в Рай, убивает всякую страсть. Не проповедь? Тогда что это? Не искусство? Тогда я не знаю. Не завещание? Тогда посмотрите самый конец. В котором Балабанов сыграет… себя. И попрощается. С нами, с кино, и с этой жизнью. Вскоре Алексия не станет. Вскоре его отпоют.
Картину точно стоит смотреть, если вопросы Вечности вас интересуют и держат в тонусе. А еще, если хотите понять другие работы Балабанова. Да, творец в своих опусах отражается лишь частично, не без художественных искажений - но доминанта и главный вектор угадывается, даже просматривается. И здесь он - в устремленных к запретной Зоне глазах очах. И я, кстати, тоже хочу! Очень.
______________________________________
Не стесняйтесь подписываться на канал, чтобы не пропустить новые байки:)
Канал существует пока на ваши донаты -
НА ЖИЗНЬ🙏🏻
Карта Сбер: 2202 2080 0716 5872 Любовь Ю.
ссылка для поддержки из-за рубежа