То, что фильм этот снять по пьесе, невооруженным глазом видно с самого начала. Диалоги емкие и отточенные, как в театре, расстановка фигур в соответствии со всеми канонами драмы, говорящие имена и предельно выверенные межличностные линии, приковывающие зрителя к действию, которого - если смотреть поверхностно - не так много. Если, конечно, не считать финального аккорда, который подчеркивает: эта картина точно претендует на звание выдающейся. А еще, она как нельзя лучше, подойдет начинающим сценаристам и режиссерам в качестве учебного пособия: “Как рассказывать о любви - нескучно и без грамма пошлости.” Была бы моя воля, я бы снял ремейк этой картины - что для меня обычно кажется кощунством. Уж очень удачно прописано само действие, которые спокойно впишется в любую эпоху и безо всяких “модернизаций”.
Переехал из Германии в Россию
Привет, Россия! Рассказываю о том, как жизнь в стране отличается от жизни в Баварии, Германии и Европе в целом. Делюсь немецким мышлением:) Филипп ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
“О любви без грамма пошлости”, сказал я. Сам же про себя я подумал, что, наверняка, постельная сцена в Советском кино из 60-х годов не всеми воспринималась как нечто привычное и целомудренное. Как, впрочем, и подчёркнуто женственная игра Дорониной “с придыханием”. О том, что каноны с тех пор кардинально изменились, как и степень эротики, к которой у зрителя выработалась толерантность или даже потребность, излишне. Подчеркнуть я хотел другое: яркими сценами и игрой на человеческих инстинктах многие “творцы” компенсируют или камуфлируют недостаток глубины собственной мысли или же выразительной силы. Аскетичность в этом вопросе на сегодняшний день смотрится явным признаком уверенности, в том, что любовь и вся сопутствующая палитра чувств и так найдут свой путь к сердцу зрителя, без вспомогательных трюков. И это дорогого стоит. А где этом научиться? В “Еще раз про любовь”.
Вместо пресловутого любовного треугольника создатели картины погружают зрителя в любовный многогранник с n гранями, где n, по сути, произвольный элемент натуральных чисел. Я лично насчитал: Помимо основной линии (Наташа - Евдокимов), в фильме есть и “тема бывших” (Наташа - Топтыгин), и любовь безответная (штурман - Наташа). Четырехугольник, если оставить за скобками интереснейшую второстепенную героиню “Мышку” и вообще не вдаваться в личную жизнь героев, кроме связанных романтическими нитями с Наташей. Как человеку, который в свое время - до поры до времени, как он думал - отложил путь в научную элиту Европы, мне особенно интересны, близки и понятны образы Евдокимова и Топтыгина. Но “большая из них — любовь”(1Кор. 13:13).
И ее, в данном случае, олицетворяет собой Наташа - "Пятый элемент". В сравнении с упомянутыми учеными -девушка она простая. Стюардесса, которая не постигает недоступного широким массам, зато видит огромное количество самых разных людей, с их повседневными потребностями и особенностями, на которые ей подобает незамедлительно реагировать. Простая девушка, которая видит то, что ученым “созерцателям” даже не снилось: человека как живое существо, а не предмет изучения, с его чувствами и подлинными стремлениями. А главное: свои собственные чувства, которые аналитик неминуемо теряет из вида, препарирую предмет изучения, и увлекшись процессом. Наташа знает, что такое любовь: жертвенная, уступчивая и преданная. Знает от природы, вероятнее всего не читав Гимна Любви ап.Павла, который так многие охотно цитируют наизусть, не понимая и запятой в этом таинственном откровении, и уподобляясь древним фарисеям.
Уподобляется им, как минимум в части самолюбия, и Топтыгин. Настолько занятый собой, что собственный эгоцентризм его делает духовно-сердечным импотентом. Больным, которому не помогут ни Pfizer, ни “Кошачий коготь”. Знаменательно, что это удачливый во всех материальных аспектах персонаж, получает имя Феликс (“счастливый” с лат.). И действительно, его образованию, карьере и положению в обществе, большинство может только позавидовать. Не считает себя счастливым только он, ссылаясь на бессилие “научное” (“автобус двигался строго по нашему расписанию и вдруг…”), на самом же деле страждущему и выхолощенному своей внутренней пустотой: ведь где нет любви, там нет и наполнения. В еще большей мере тем же изначально страдает его антагонист - Евдокимов. Получивший “искрящееся” имя Электрон, он символизирует собой истинного человека науки, такого, что двигает мир, такого, что приоткрывает завесу неизвестного, такого, что сочетает внутреннюю дисциплину с творческим порывом.
Забывая при этом целиком и полностью о чувствах. Или, называя вещи своими именами, избегая их, как тропы шаткой и опасной. Целиком и полностью ударяющийся в мир логики, которая призвана защищать его личность, и в частности его главное сокровище - бесценный мозг, от тлетворного воздействия таких “помех”, как эмоциональный порыв, иррациональная симпатия или - не дай Бог! - любовь. Любовь, в которой всякая логика побеждена, а смысла искать не приходится - ведь она и есть тот самый Смысл. Самовлюбленная спесь дополняет и его вполне фарисейский образ, являясь при том дополнительным защитным панцирем на его тонкой и ранимой натуре. Неудивительно, что именно открытая и по-детски чистая, бесконечно безобидная любовь Наташи вскрывает все хитроумные замки, которыми Электрон обвесил свою душу, выпуская ее наружу.
Так он узнает любовь, когда уже слишком поздно: Наташи не стало. Именно таким образом, каким любовь и должна из мира бренного переходить в мир горний - Наташа кладет “душу свою за други своя” (Ин. 15:13). Ее трагическая и жертвенная гибель в авиакатастрофе - прекрасная метафора. Если бы она не сгорела (в частности, любя бесчувственного его), возможно, Электрон так никогда бы и не ожил. Эта история не знает никаких границ: ни религиозных, ни национальных, ни культурных. Сними талантливая команда ремейк картины с измененными фамилиями и в некой третьей стране, ни один немец никогда бы не разглядел здесь “русского следа”. А кинокритики взорвались бы бурными аплодисментами современному раскрытию классического “Мужчина и женщина”. И все же, мне греет душу, что тот самый портал стадиона “Динамо” до сих пор живы, что находятся в городе, где теперь живу я, что именно там кто-то назначает свидания, и что и я могу быть этим кем-то.
Что же до жанра картины, то для меня это никакая не мелодрама, а самый настоящий философский трактат, упакованный в пьесу. Даром, что снят он на киноленту.
_______________________________________
Не стесняйтесь подписываться на канал, чтобы не пропустить новые байки:)
Канал существует пока только на ваши донаты -
ПОДДЕРЖАТЬ КАНАЛ🙏🏻
Карта Сбер: 2202 2080 0716 5872 Любовь Ю.