Найти в Дзене
Про джаз

Честный гений Стен Гетц. Продолжение. Джаз поступает в колледж

Начало здесь Ещё раз про Тэнглевуд. Прежде, чем продолжить рассказ о событиях 1966-го года из истории творчества Стена Гетца, ненадолго вернёмся к концерту в Тэнглевуде, о котором я уже упоминал в предыдущем очерке. Говоря о причинах неудачи концерта, я выпустил немало критических стрел в адрес композитора и аранжировщика Эдди Соутера, сочинившего ключевое произведение программы этого концерта под открытом небом. Но только ли Соутер был виноват в том, что его сочинение, как и концерт в целом, не стали заметным событием в творческой биографии Стена Гетца, а в широких кругах слушателей джаза не завоевали особую известность? Думаю, что обвинять в этом одного Эдди Соутера было бы несправедливо. Мне кажется, что основной причиной того, что концерт не получил должной высокой оценки критиков и публики стало решение отдать руководство проектом дирижёру Boston Pops Orchestra, в роли солиста которого выступил Стен Гетц. Дело в том, что в предыдущих совместных проектах Соутера и Стена Гетца, руко

Начало здесь

Stan Getz/nippon.com
Stan Getz/nippon.com

Ещё раз про Тэнглевуд.

Прежде, чем продолжить рассказ о событиях 1966-го года из истории творчества Стена Гетца, ненадолго вернёмся к концерту в Тэнглевуде, о котором я уже упоминал в предыдущем очерке. Говоря о причинах неудачи концерта, я выпустил немало критических стрел в адрес композитора и аранжировщика Эдди Соутера, сочинившего ключевое произведение программы этого концерта под открытом небом. Но только ли Соутер был виноват в том, что его сочинение, как и концерт в целом, не стали заметным событием в творческой биографии Стена Гетца, а в широких кругах слушателей джаза не завоевали особую известность? Думаю, что обвинять в этом одного Эдди Соутера было бы несправедливо. Мне кажется, что основной причиной того, что концерт не получил должной высокой оценки критиков и публики стало решение отдать руководство проектом дирижёру Boston Pops Orchestra, в роли солиста которого выступил Стен Гетц. Дело в том, что в предыдущих совместных проектах Соутера и Стена Гетца, руководил всегда Эдди Соутер, дирижировавший оркестрами, которые в рамках этих проектов он собирал. И именно он определял как конечный вид исполняемого материала, так и набор приёмов, позволявших достичь необходимого результата. Поскольку Соутер практиковал не только в классическом жанре, но и свободно владел джазовой стилистикой, для него не составляло труда определить пропорции и границы совмещения этих жанров в рамках конкретного проекта. А Стен Гетц, прорываясь сквозь звуковые стены оркестра на фоне калейдоскопического и переменчивого звучания партитур Эдди Соутера, всегда умел предложить прекрасное сочетание плавной импровизации и крутых сольных корусов, постоянно сохраняя при этом равновесие всей звуковой конструкции своими энергичными, но убедительными изречениями. Это и определило, в конечном счете, успех такого проекта, как Focus.

Тоже было и в случае с саундтреком к фильму «Мики первый», где возникла уникальная обстановка для мелодичного импровизационного стиля Стэна Гетца. На постоянно меняющемся фоне диссонансов в стиле Стравинского, нежных, душераздирающих струнных пассажей, музыки к сцене дикой погони и многого другого Стен Гетц более чем справился с задачей придать композициям и оркестровкам Эдди Соутера в дополнение к некоторым живым контрапунктам и междометиям существенную мелодическую нить, за которую слушатель мог бы ухватиться.

-2

В случае с концертом в Тэнглевуде всё было иначе. Там всё решал Артур Филдер, дирижёр Boston Pops Orchestra, главным принципом которого было неукоснительно следовать партитуре. Это значительно отразилось, прежде всего на сольных партиях Стена Гетца, лишив их ожидаемого импровизационного блеска. У Эдди Соутера не было возможности повлиять на творческий процесс исполнения. Тем более, что он не был автором большинства исполняемых произведений. При таком подходе концерт в Тэнглевуде стал не первым в истории примером кроссовера (как очевидно задумывалось), а просто одним из рядовых событий академической музыки. Хотя возможно сам Стен Гетц и не испытывал того разочарования, которое по-видимому должна была чувствовать многочисленная когорта его джазовых фанатов.

Прощальный тур квартета.

Осенью 1966-го настало время Стену Гетцу вернуться к своим партнёрам по квартету. Вообще этот единственный в своём роде квартет, просуществовавший под эгидой Стена Гетца с 1964-го по 1966-ой год, оказался стабильным в творчестве и чрезвычайно популярным у публики. Стен Гетц много гастролировал со своими партнёрами, и везде, куда бы они ни приезжали, их встречали полные залы, а в прессе неизменно звучали восторженные похвалы критиков. Поэтому странно, что так мало записано и еще меньше официально издано их выступлений того периода. Хотя записи живых выступлений делались во многих концертных залах от Канады до Японии, а в Европе также транслировались полнометражные телевизионные программы. Единственная концертная запись, которую решил издать лейбл Verve, была сделана в ноябре 1966 года в Париже, ближе к закату карьеры этого замечательного квартета. Джин Черико и Джо Хант к тому времени уже покинули группу, Джина Черико заменил сначала Чак Израэлс, а затем контребес перешёл в руки Стива Своллоу. Много замен было за ударной установкой, пока там не утвердился, Рой Хейнс, всегда идеально подходивший к манере и звуку Стена Гетца.

Однако прежде, чем рассказать о парижском концерте, мне хочется напомнить о другом выступлении этого квартета, состоявшемся 6 ноября 1966 года в Западном Берлине в концертном зале Philharmonic Hall. Во время этого выступления была сделана запись, которая вошла в альбом «Two Sides of Stan Getz», выпущенный на итальянском лейбле Unique Jazz в 1966 году. Этот релиз сегодня-коллекционная редкость. Он был издан (неофициально, как следует из информации на портале Discogs) в 1966-ом году и с тех пор переиздавался лишь однажды, в 2007 году в формате винила и на CD. Альбом содержит записи двух концертных выступлений Стена Гетца.

Album's cover
Album's cover

Track List

A1 Baubles, Bangles And Beads

A2 Where Did You Go

A3 Airegin

B1 On Green Dolphin Street

B2 The Shadow Of Your Smile

B3 Samba Triste

B4 Blues Walk

На стороне А представлена запись. сделанная 3 июля 1961 года на Ньюпортском джазовом фестивале в Нью-Йорке. Я уже в одном из очерков рассказывал про этот эпизод в карьере Стена Гетца, когда после возвращения из Европы он собрал один из своих блестящих новаторских квартетов со Стивом Кюном за роялем и Скоттом ЛаФаро на контрабасе. К сожалению, в этом составе эта группа просуществовала совсем недолго из-за трагической гибели контрабасиста вскоре после выступления на фестивале в Ньюпорте. Но оставшиеся записи демонстрируют классическое звучание саксофона Стена Гетца, олицетворяющее собой лучшие качества кул-джаза и лёгкое, непринуждённое взаимодействие между всеми участниками квартета.

Дважды на одной сцене.

Сторона В согласно примечаний, приведённых на конверте, содержит запись, сделанную 6 ноября 1966 года в Берлине, в концертном зале Западногерманской филармонии Здесь вместе со Стеном Гетцем играют: Гэри Бёртон на вибрафоне, Чак Израэлс на контрабасе и Рой Хэйнс на барабанах, который, кстати, играл и во время выступления на фестивале в Ньюпорте 1961-го года, звучащего на первой стороне альбома. Я считаю, что выступление Стена Гетца 6 ноября 1966 года состоялось через два дня после его знаменательного выступления в том же зале на Берлинском джазовом фестивале 4 ноября 1966-го года, когда к его квартету присоединилась Аструд Жильберто. Я уже рассказывал об этом сказочном концерте ранее, в очерке, в котором речь шла о том, как Аструд Жильберто шла к статусу звезды джазового вокала. Тем выступлением Стен Гетц опроверг истину о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. В его случае оказалось, что очень даже можно! Тогда на сцене Западногерманской филармонии словно сошлись вместе и легендарный Ньюпорт-64 и славное кафе Au Go Go, нью-йоркский Карнеги Холл и канадский Ванкувер. В тот вечер произошло маленькое чудо: Стен Гетц и Аструд Жильберто продемонстрировали утончённое очарование воссоединения, которое было передано тембром голоса Жилберто с прозрачными акцентами, тонкими гармониями, сотканными Гэри Бёртоном, и воздушными контрапунктами Стена Гетца.

То, что на стороне В альбома «Two Sides of Stan Getz» звучит запись, сделанная 6 ноября 1966-го года, видно из трек листа, в который вошли две пьесы (В3 и В4), не прозвучавшие на концерте, сыгранном квартетом Стена Гетца на берлинском фестивале. Музыка этой стороны альбома очень хороша, как впрочем, всегда у Стена Гетца. Он парит и прекрасно взаимодействует со своей группой, которая отлично его поддерживает. Стен Гетц с его мечтательным звучанием, прекрасными романтическими партиями, идеальным чувством формы, отлично вписывается в любой контекст с мерцающим звучанием вибрафона Гэри Бёртона. Уникальное звучание, которое Стен Гетц создает на своем тенор-саксофоне, просто божественно: горьковато-сладкий, ярко выраженный лирический тон, который на вкус напоминает нечто большее. Звук, который более чем идеально сочетается с искрометной игрой виброфониста Гэри Бёртона. В своих необычайно вдохновенных импровизациях они органично дополняют друг друга, сливаясь в каком-то фантастическом музыкальном союзе. Особенно впечатляет ворожба этих двух чародеев в энергичной версии «Блюзовой прогулки» Лу Дональдсона, усиленной к тому же потрясающей игрой Роя Хейнса на барабанах.

Концерт в Париже.

13 ноября 1966-го года. Третий день Парижского джазового фестиваля. Ближе к полуночи на сцену парижского Salle Pleyel выходит Стен Гетц со своей талантливой свитой: виброфонистом Гэри Бёртоном, басистом Стивом Суэллоу (оба едва перешагнули своё 20-летие) и многоопытным барабанщиком Роем Хейнсом. У парижан к джазу всегда было особое отношение. С тех самых пор, когда его звуки впервые проникли сюда из-за океана, все экстравагантные новшества, возникавшие при эволюции этого жанра, находили здесь восторженный приём. Парижане практически первыми в Европе оценили гений одного из первопроходцев бибопа Чарли Паркера, а стиль кул-джаза, с которым их познакомил Майлс Девис, как нельзя лучше вписался в формат нуара, ставшего доминантой французского кинематографа 1950-ых. Так что Стен Гетц в Париже был желанным гостем, чей триумфальный концерт в парижской Олимпии в первой неделе 1959-го многие парижане ещё прекрасно помнили. Поэтому, чтобы не разочаровать ожидания своих французских слушателей, с нетерпением желающих услышать босса-нову, Стен Гетц начал концерт с «Manha de Carnaval», своей излюбленной темы в этом стиле. Парижское представление оправдывает все похвалы, которыми щедро осыпала квартет пресса. Игра музыкантов на удивление широкая, с более экспансивными жестами, чем раньше, и на редкость радикальная из-за внезапных изменений настроения и динамики.

Неизменно сочный тон тенор-саксофониста прекрасно дополняется чутким аккомпанементом его музыкантов. Это особенно заметно в прекрасной балладе "When The World Was Young" ("Когда мир был молод"), захватывающим дух исполнением Стена Гетца, которое настолько насыщено страстью, что вряд ли подобное когда-либо удавалось любому другому инструменталисту.

Гэри Бёртон хитроумно перекликается со Стеном Гетцем в своей замысловатой пьесе "Singing Song", а также поражает публику уникальной техникой игры четырьмя молотками в потрясающей сольной интерпретации "Edelweiss", пьесы Роджерса и Хаммерштейна (из мюзикла "Звуки музыки"). Стен Гетц особенно ярко звучит, исполняя пьесу «On Green Dolphin Street» и композицию Фрэнка Лессера «The Knight Rides Again», с весьма энергичной аранжировкой. В обеих композициях превосходно звучат и барабаны Роя Хейнса. В 1967-ом году лейбл Verve издал этот концерт на виниле. Существует два варианта издания: «The Stan Getz Quartet In Paris» (Verve (F) 711064, (G) 711064) и «Stan Getz Quartet In Paris» (Verve (F) 711109), каждый из которых содержит только часть исполненного на концерте материала.

Ещё одной особенностью концерта было исполнение композиции Майка Гиббса “Sweet Rain”, которая вскоре откроет новую главу творчества Стена Гетца, когда очередной раз кардинально изменится состав его квартета, и вместо вибрафониста в нём станет играть молодой клавишник Чик Кориа, будущий корифей грядущего jazz fusion. Поэтому пьеса “Sweet Rain” с участием Гэри Бёртона в отличие от канонического трека с Чиком Кориа за электропиано, сегодня уже большая редкость и её можно услышать только на одном из изданий парижского концерта (Verve (F) 711109) и на альбоме Stan Getz Quartet - Newport Jazz Festival (1964).

В целом этот полуночный концерт в Париже оставляет самые яркие впечатления о недюжинном таланте и способностях Стена Гетца, которые он щедро демонстрировал на этом этапе своей грандиозной карьеры.

В Лондонской школе экономики.

С октября 1966 по сентябрь 1967 года на британском телевидении компанией Би-би-си транслировался телесериал под названием «Jazz Goes To College» (Джаз поступает в колледж). В рамках этого проекта были показаны различные джазовые концерты, проходившие в британских колледжах и университетах. В течение года в сериале приняли участие многие известные джазовые музыканты тех лет, такие, как Телониус Монк, Дэйв Брубек, Вуди Герман, Сонни Роллинз, Хорас Силвер и другие.

-6

Подавляющее большинство мастер-копий этих шоу со временем были безвозвратно утеряны из-за того, что их перезаписывали для повторного использования, что раньше на BBC было обычной практикой из-за технологических и финансовых ограничений и отсутствия какой-либо концепции архивирования отработанного материала. К счастью некоторые из концертов серии «Jazz Goes To College» сохраниль. И среди них один, особенно интересный для нас. Я говорю про необычный концерт квартета Стэна Гетца, который состоялся 14 ноября 1966 года (сразу же после выступления в Париже) в знаменитой Лондонской школе экономики.

Реклама концертов с 14 по 15 ноября 1966
Реклама концертов с 14 по 15 ноября 1966

Сегодня этот концерт — не только музыкальное событие, но и ценный документ того времени, который даёт нам представление о джазовой сцене 1960-х годов и об атмосфере доброжелательности и искренней теплоты, в которой проходили выступления Стена Гетца. Лондонская школа экономики (LSE) внесла значительный вклад в социальную историю Великобритании, будучи в 1960-х годах центром интеллектуальной и культурной жизни британской столицы. В динамичной и политически напряжённой атмосфере того времени LSE стала площадкой для выступлений некоторых из самых выдающихся художников и мыслителей тех лет. Концерт Стена Гетца проходил в период, характерный дискуссиями о социальной справедливости, экономических теориях и политических движениях. LSE в те годы привлекала студентов и учёных со всего мира для поиска новых идей и творческих открытий. В этом контексте музыка Стена Гетца и его квартета смогла в полной мере раскрыться и глубоко тронуть слушателей, что хорошо демонстрирует воодушевлённый приём квартета со стороны аудитории, состоявшей по большей части из студентов.

Stan Getz - Jazz Goes To College-66. Filmed Live At London School Of Economics in 1966

Personnelle:

Stan Getz tenor sax

Gary Burton vibraphone

Steve Swallow bass

Roy Haynes drums

Track Listing

Six Nix Quix Flix 00:00

Introduction by Humphrey Lyttelton 01:33

A nightingale sang in Berkeley Square 04:25

A singing song 08:58

O grande amor 13:08

When the world was young 16:49

Jive hoot 21:25

Scrapple from the apple 29:32

The sunset bell 37:54

Desafinado 43:14

Six Nix Quix Flix 47:34

Во вступлении прозвучал короткий отрывок из композиции Six Nix Quix Flix Гэри Бёртона, часто исполняемой квартетом Стена Гетца во время концертов. Затем группу слушателям представил Джеффри Литтлтон, который назвал Гэри Бёртона молодым ветераном джаза, а Роя Хейнса одним из величайших барабанщиков. Что он кстати докажет в ходе выступления, сыграв восхитительно мощное соло в динамичной пьесе Jive hoot.

Сообщив, что «участники концерта рады играть в этом городе», Стен Гетц в подтверждение своих слов объявляет первый номер концертной программы, пьесу A nightingale sang in Berkeley Square («В Беркли-Сквер запел соловей»), популярную у британской публики романтическую пьесу. Объявляя следующий номер, пьесу Гэри Бёртона A singing song, Стен Гетц представляет публике своего партнёра, сказав при этом что в свои 23 года Гэри играет как ветеран и исполнит мелодию, написанную им специально для квартета.

Следующим номером была пьеса в стиле босса-нова "O Grande Amor", в которой внушительное соло исполнил Стив Суоллоу. Представляя пьесу, Стен Гетц назвал её автора, Антонио Карлоса Жобима, южноамериканским Чарли Паркером. После очаровательной французской баллады «When the world was young», которую Стен Гетц любил играть на концертах и в которой блестяще раскрывал свои качества мастера романтического звучания и настроения, наступила очередь Роя Хейнса продемонстрировать свои недюжинные способности барабанщика в той самой динамичной композиции Jive hoot. Публика была просто в восторге от его энергичного соло и долго аплодировала его мастерской игре. Ему видимо такой отклик пришёлся по душе и в следующем номере, Scrapple from the apple, Рой Хейнс снова очень энергично солировал. После столь насыщенного, темпераментного исполнения, Стен Гетц сообщил, что Гэри Бёртон следующий номер, пьесу собственного сочинения The sunset bell, исполнит сольно, дав остальным участникам концерта небольшую передышку. Потрясающие, нежные, трогающие душу звуки виброфона рисуют красочную картину заката, неся в себе зримые черты угасающего дня, волнуя и восхищая мастерством этого молодого музыканта, будущего корифея грядущего нового джаза.

Gary Burton play A Singing song/shazam.com
Gary Burton play A Singing song/shazam.com

Последним номером была неувядающая визитка босса-новы, композиция Desafinado, исполненная Стеном Гетцем в ином ключе, более отрывисто, резче, ближе к чистому джазу, нежели к джаз-самбе. Гэри Бёртон со своим виброфоном прекрасно заменил гитару Чарли Бёрда, с которым Стен Гетц когда то записал этот неотразимый хит. Завершает выступление квартет Стена Гетца под ту же мелодию Six Nix Quix Flix, с которой начался концерт.

К сожалению история этого замечательного квартета близилась к завершению. Ещё до того, как был издан парижский концерт и показали по ТВ выступление в Лондонской школе экономики, каждый из его участников пошёл своим путём. Но впрочем об этом расскажу в своё время.

Продолжение смотреть здесь