Найти в Дзене
Про джаз

Честный гений Стен Гетц. Продолжение. Микки Первый

Начало цикла см. здесь. В 1964-66 годы квартет Стена Гетца с участием Гэри Бёртона получил очень большую популярность. Это позволило Стену Гетцу сыграть с ним много нового материала. К сожалению, почти ничего из этого лейбл Verve не счёл нужным издать, делая по-прежнему ставку на босса-нову. Но Стен Гетц искал пути к развитию своего неповторимого стиля и не прекращал поиски. Одним из интересных результатов этой работы стал саундтрек к кинофильму «Mickey One» (Микки Первый), продолживший сотрудничество Стена Гетца с Эдди Соутером, начатое ещё во времена работы над альбомом «Focus». Этот американский неонуар с Уорреном Битти в главной роли, был снят знаменитым режиссёром Артуром Пенном по сценарию Алана Сургала в 1965 году. Фильм, несмотря на сюрреалистичность сюжета в духе Федерико Феллини (но с поправкой на неизбежный американизм героев) и новаторский стиль, провалился в прокате и погрузился в забвение на 30 лет. В январе 1995-го, 30 лет спустя, Питер Стак, штатный критик сан-францисск
Stan Getz
Stan Getz

Начало цикла см. здесь.

В 1964-66 годы квартет Стена Гетца с участием Гэри Бёртона получил очень большую популярность. Это позволило Стену Гетцу сыграть с ним много нового материала. К сожалению, почти ничего из этого лейбл Verve не счёл нужным издать, делая по-прежнему ставку на босса-нову. Но Стен Гетц искал пути к развитию своего неповторимого стиля и не прекращал поиски. Одним из интересных результатов этой работы стал саундтрек к кинофильму «Mickey One» (Микки Первый), продолживший сотрудничество Стена Гетца с Эдди Соутером, начатое ещё во времена работы над альбомом «Focus». Этот американский неонуар с Уорреном Битти в главной роли, был снят знаменитым режиссёром Артуром Пенном по сценарию Алана Сургала в 1965 году.

Фильм, несмотря на сюрреалистичность сюжета в духе Федерико Феллини (но с поправкой на неизбежный американизм героев) и новаторский стиль, провалился в прокате и погрузился в забвение на 30 лет. В январе 1995-го, 30 лет спустя, Питер Стак, штатный критик сан-францисского издания «Кроникл» назовёт этот фильм потрясающим произведением, опередившим своё время на десятилетия, изобразив городскую Америку как галерею паранойи, цинизма и одиночества.

По его мнению фильм «Mickey One» - «это мрачное, язвительное путешествие по своего рода аду, который воображает себе главный герой фильма Микки (в исполнении Битти). И этим бредовым видениям в точности отвечает дух фильма, чьи меняющиеся, порой сбивающие с толку повороты подчёркиваются навязчивыми соло на саксофоне, сыгранными покойным Стэном Гетцем». Питер Стак точно определил, «что "Микки Первый" - это, по сути, джазовый фильм с острым стилем, в котором оттенки и тембр голоса играют решающую роль».

Уоррен Битти, исполняющий роль Микки, комика из ночного клуба, которому не повезло, и его преследуют незнакомые агрессивные отморозки. В фильме ни разу не показывают этих преследователей напрямую, и постепенно до зрителя начинает доходить, что эти отморозки могут быть плодом параноидального воображения самого Микки. Ощущение нереальности происходящего усиливается тем фактом, что больштнство персонажей не имеют имён; их называют просто "девушка" или "Агент". Пенн в этом фильме представил тенор-саксофон Гетца как своего рода звукового двойника Микки-Битти. "Что такое звук ужаса?" в своих заметках к последующему альбому он задал вопрос о музыке. "Звук одиночества, страха в городе?

Для «Mickey One» это должен был стать звук, который выражал бы центрального персонажа и отражал его внутреннюю жизнь ". Гетц и Соутер приложили немало усилий, чтобы выполнить это задание. По ходу фильма можно услышать, как Гетц подражает рок-н-ролльному саксофонисту и уличному музыканту, исполняя дуэты и трио с самим собой и в целом проявляя навыки, к которым он не прибегал с тех пор, как ушел из штатного оркестра NBC.

Track List

A1 Once Upon A Time 3:58

A2 Mickey's Theme 2:22

A3 "On Stage (I'm A Polack Noel Coward") / Mickey's Flight / The Crushout (Total Death) 3:00

A4 Is There Any Word From The Lord? / Up From Limbo / If You Ever Need Me / A Taste Of Living / Shaley's Neighborhood Sewer & The Pickle Club Rock / The Agent / The Stripper 10:48

A5 The Sucubba 3:28

B1 Mickey Polka 0:54

B2 "Where I Live" / The Apartment / Cleaning Up For Jenny / The Polish Landlady 2:28

B3 I Put My Life In Your Hands / A Girl Named Jenny 3:40

B4YES-The Creature Machine / Guilty Of Not Being Innocent / Touching In Love / A Five Day Life / The Syndicate / Ruby Lapp Is Dead / (Going To) Who Owns Me / The Big Fight / Darkness Before The Day 11:34

B5 Morning Ecstasy (Under The Scaffold) 0:50

B6 As Long As I Live 2:06

B7 Is There Any Word? So This Is The Word 1:53

Запись саундтрека продолжалась с апреля по июнь 1965-го года Кроме Стена Гетца в ней приняли участие трубач Кларк Терри (Clark Terry, trumpet); и пианист Роджер Келлоуэй (Roger Kellaway, piano). Ну и конечно симфонический оркестр под управлением Эдди Соутера.

Кинофильм «Mickey One» был выбран в 1965 году в качестве американской заявки на кинофестивали в Венеции, Нью-Йорке и Рио-де-Жанейро. Он получил большое одобрение критиков и с треском провалился в прокате. Артур Пенн и Уоррен Битти приступили к съёмкам своего следующего фильма "Бонни и Клайд", в то время как Стен Гетц и Эдди Сотер начали планировать другую крупную работу - концерт для тенор-саксофона и симфонического оркестра.

Но об этом я расскажу позже.