Найти в Дзене
Про джаз

Честный гений Стен Гетц. Продолжение. На перепутье

Начало смотреть здесь Заканчивался 1966-ой год и Стен Гетц очередной раз, как когда-то в Дании, оказался у развилки. И перед выбором, что дальше? Его новый квартет, в котором вместо пианино звучал виброфон, несмотря на частые замены барабанщиков и басистов, демонстрировал уверенный творческий рост. И это работало благодаря тому, что между Гетцем и Гэри Бёртоном установилась почти мистическая связь, какая-то необъяснимая химия взаимопонимания и взаимодействия. Однако выступлением в Лондонской школе экономики история совместного творчества тенор саксофониста Стена Гетца и виброфониста Гэри Бёртона завершилась. За эти несколько лет Гэри Бёртон значительно вырос в творческом плане и рамки квартета, даже такого крутого, как у Стена Гетца, стали ему тесными. Играя у Стена Гетца он продемонстрировал не только высокий уровень исполнительского искусства, но и недюжинный композиторский талант. Некоторые из его даровитых пьес прочно вошли в репертуар квартета, но, сколько ещё идей осталось нереал
Stan Getz/wallpapers.com
Stan Getz/wallpapers.com

Начало смотреть здесь

Заканчивался 1966-ой год и Стен Гетц очередной раз, как когда-то в Дании, оказался у развилки. И перед выбором, что дальше? Его новый квартет, в котором вместо пианино звучал виброфон, несмотря на частые замены барабанщиков и басистов, демонстрировал уверенный творческий рост. И это работало благодаря тому, что между Гетцем и Гэри Бёртоном установилась почти мистическая связь, какая-то необъяснимая химия взаимопонимания и взаимодействия. Однако выступлением в Лондонской школе экономики история совместного творчества тенор саксофониста Стена Гетца и виброфониста Гэри Бёртона завершилась. За эти несколько лет Гэри Бёртон значительно вырос в творческом плане и рамки квартета, даже такого крутого, как у Стена Гетца, стали ему тесными. Играя у Стена Гетца он продемонстрировал не только высокий уровень исполнительского искусства, но и недюжинный композиторский талант. Некоторые из его даровитых пьес прочно вошли в репертуар квартета, но, сколько ещё идей осталось нереализованными, поскольку не вписывались в стилистику работ самого Стена Гетца. Поэтому уход Гэри Бёртона из квартета был предрешён. А перед Стеном встал извечный вопрос: куда двигаться дальше?

«Голоса» в студии.

Stan Getz/Pinterest
Stan Getz/Pinterest

1966-ой год, насыщенный как открытиями, так и предчувствиями близких перемен, подходил к концу. В этот период уже вполне ясно проявился творческий кризис в развитии джаза, в свете которого возникли два противоположных течения его дальнейшей эволюции. С одной стороны к тому времени уже окончательно оформился так называемый джазовый мейнстрим, или главное течение, ядро которого составляли хард-роковые исполнители, опиравшиеся на абстрактные принципы би-бопа, слегка упрощённые в стремлении привлечь большую аудиторию. С другой стороны к определённому пику своего радикализма подошёл и джазовый авангард. Такие его представители, как Джон Колтрейн и Орнетт Коулман, стремились к полному освобождению джаза от каких бы то ни было рамок, уводя его за грань музыки в стремлении раздвинуть пределы не только джаза, но и музыки вообще, пытаясь отказаться от каких бы то ни было правил и традиций в композиции и исполнительской практике.

В противовес этому движению, не имевшему широкого отклика у публики, мейнстрим в своём стремлении расширить аудиторию искал решение в направлении синтеза с популярной музыкой. Так возникла вторая тенденция, построенная на синтезе джазовой традиции с элементами поп-музыки, роком, фанком и прочими так называемыми лёгкими жанрами в форме поп-джаза. К 1966-ому году имелось уже достаточно много практических примеров этой тенденции, особенно активно продвигавшейся продюсером Стена Гетца Кридом Тейлором.

Следует отметить, что было ещё и так называемое третье течение, стремившееся сблизить джаз и симфоническую музыку. Это течение имело наиболее ранние корни, уходившие к концу 1940-ых, когда ещё в эпоху би-бопа подобными экспериментами было отмечено творчество лидеров больших оркестров прогрессивного стиля (Стен Кентон, Клод Торнхилл) , а позже, в 1950-ые было связано с музыкой пианиста Джона Льюиса и его «Модерн джаз квартета». Собственно стремлением поднять джаз до уровня академической музыки было пронизано и всё раннее творчество такого новатора, как Майлс Девис. Это и его совместный с Гилом Эвансом проект «Birth of The Cool», это и «изобретённый» вместе с Биллом Эвансом и Джоном Колтрейном модальный джаз. И конечно дальнейшие поиски совершенства в сфере пластичных абстракций, с которыми он приблизился к этому совершенству так близко, как никто другой в середине 1960-ых.

Стен Гетц преуспел во всех трёх концепциях. С третьим течением он поэкспериментировал, приняв участие в новаторских работах аранжировщика Эдди Сотера (инкорпорирование тенор саксофона в струнные пассажи в альбоме Focus и участие в саундтреке кинофильма Mickey One). Способность играть свободные импровизации ему ещё предстояло блестяще продемонстрировать на альбоме Sweet Rain, который будет записан в 1967-ом году. А свой роман с поп-музыкой он начал ещё в 1962-ом, когда записал первые треки в стиле босса-новы, быстро влившиеся в джазовый мейнстрим.

Итак вернёмся к концу 1966-го. Начало декабря Стен Гетц провёл в студии Руди Ван Гелдера, где 2 и 8 декабря 1966 он записал серию стандартов под завораживающие звуки хора и скрипок оркестра Клауса Огермана. Партнёрами Стена Гетца в этих сессиях были:
Стен Гетц (Stan Getz), tenor sax; Херби Хэнкок (Herbie Hancock), piano; Билл Хорват (Bill Horwath), cimbalom; Джим Холл (Jim Hall), guitar; Рон Картер (Ron Carter), bass; Грэди Тейт (Grady Tate), drums; Арти Батлер (Artie Butler), Бобби Розенгарден (Bobby Rosengarden), percussion; и оркестр, состоящий из не названных поименно исполнителей на медных духовых и смычковых инструментах а так же хор, под руководством прославленного дирижёра Клауса Огермана (Claus Ogerman), который также был и автором аранжировок всех треков. На сессии 8 декабря к этой компании присоединился пианист Хенк Джонс (Hank Jones). В результате родился интересный альбом, «Voices», построенный на диалоге романтических импровизаций тенор саксофона и поп-джазовых пассажей оркестра Клауса Огермана, с его красочными аранжировками. В копилку поп-джазовых кроссоверов был сделан весьма весомый вклад.

Клаус Огерман, звезда американской поп-джазовой сцены, (открытый для джаза, кстати, именно Стеном Гетцем), переехал из Европы в Штаты в 1959 году. Там он довольно быстро нашёл работу и столь же быстро снискал славу ловкого и усердного аранжировщика. Его первые аранжировки были написаны для американских поп-исполнителей Соломона Бёрка и Лесли Гор. Дебютный релиз Лесли Гор, сингл It’s My Party, аранжировку для которого и делал Клаус Огерман, принёс в 1963 году начинающей 16-летней певице всемирную известность, и впоследствии номинацию на «Грэмми».

В 1962 году Клаусом Огерманом заинтересовался продюсер Крид Тейлор. Это произошло вскоре после того, как Тейлор был назначен главой лейбла Verve. После дебюта с пьесой Where Are You? для Джека Тигардена, в мае 1963 года Клаус Огерман начал аранжировать для Крида Тейлора обширную серию альбомов в стиле босса-нова, создав в процессе этой работы своё коронное мягкое звучание со струнными инструментами, ставшее его визитной карточкой.

Со Стеном Гетцем он сотрудничал ещё на альбоме «Reflection», записанном в нью-йоркской студии A&R Recording в октябре 1963 года. И вот теперь, три года спустя их сотрудничество возобновилось.

Album's cover
Album's cover

Альбом «Voices» стилистически относится к концепции синтеза джаза с поп-музыкой, над которой тогда работали многие, от Джимми Смита, Кэннонболла Эддерли и Рэмси Льюиса до Эллы Фитцджеральд и Каунта Бейси. В конечном счёте, этот процесс во второй половине 1960-ых приведёт к возникновению мощного поджанра – Jazz fusion (джазовый сплав). Примечательно, что Стену Гетцу с его альбомом «Voices» удалось создать прототип этой концепции примерно на три года раньше Майлса Девиса, издавшего свой первый фьюжн-альбом “In A Silent Way” лишь в 1969 году. Конечно, полной аналогии между этими двумя работами нет. Всё же сказывается и разница во времени. И различие в эстетических платформах обоих новаторов: если Гетц обходится почти одними акустическими инструментами и не стремился при этом заявлять о расовых проблемах, стоявших в те годы в полный рост, столь демонстративно, как это делал Девис, то проект Майлса Девиса буквально напичкан электроникой, а сценическая поза самого Маэстро и его резкие заявления в прессе, создавали ему имидж антагониста существующей власти. И тем не менее, в музыкальном отношении это родственные продукты. И работу Стена Гетца на альбоме «Voices» можно назвать одним из первых фьюжн-проектов в истории джаза.

Альбом изрядно наполнен захватывающими-аранжировками и пестрит находками, которые весьма щедро выдают участники его отличной аккомпанирующей группы. И превосходно, впрочем, как и всегда, звучит романтичный рыцарь тенор саксофона Стен Гетц.

Stan Getz
Stan Getz

Track Listing

A1 Once 2:45

A2 I Didn't Know What Time It Was 3:20

A3 Nica's Dream 3:55

A4 Little Rio (Un Poco Rio) 2:27

A5 Keep Me In Your Heart (Chiedilo A Chi Vuoi) 3:55

B1 Zigeuner Song 3:05

B2 I Want To Live 2:50

B3 Where Flamingos Fly 3:03

B4 Midnight Samba 2:08

B5 Infinidad 2:10

B6 Darling Joe

Personnelle

· Arranged and Conductor – Claus Ogerman

· Bass – Ron Carter

· Cimbalom – Bill Horvath*

· Drums – Grady Tate

· Engineer – Rudy Van Gelder

· Guitar – Jim Hall

· Percussion – Artie Butler, Bobby Rosengarden

· Piano – Hank Jones, Herbie Hancock

· Producer – Creed Taylor

Recorded at Van Gelder Studios, Englewood Cliffs, NJ.

Вот, как оценивал этот альбом Стивен Кук в своей рецензии для AllMusic:

В 60-х годах Гетц работал над ещё одним ракурсом с этим привлекательным миксом джазового комбо и хорового пения. Он уже успел поучаствовать на множестве джазовых концертов, после чего совершил несколько первых погружений в мир струнных инструментов и, конечно же, чрезвычайно успешных исследований босса-новы. Теперь же Гетц демонстрирует свою меланхоличную, но в то же время свежую игру на фоне ангельских и несколько завораживающих тонких ритмов босса, струнных и бессловесного хора. Хотя это не затмевает его новаторскую работу с аранжировщиком Эдди Саутером, в Voices по-прежнему присутствует множество лучших аранжировок, прекрасная бэк-группа и гипнотическая саксофонная алхимия Гетца. "Voices", составленный Клаусом Огерманом и талантливыми джазовыми корифеями, такими как Херби Хэнкок, Джим Холл, Рон Картер и Грейди Тейт, возможно, и не может претендовать на звание главного диска Гетца, но он доставит огромное удовольствие его поклонникам.

Новая точка отсчёта-«Sweet Rain»

Stan Getz
Stan Getz

Наступил 1967-ой год, ставший для истории современной музыки годом ключевых перемен. Он принёс с собой и грустные, и значимые события. В 1967-ом, в самый разгар «цветочного» лета, умирает лидер авангарда, Джон Колтрейн, оставив сообщество свободного джаза без глашатая новых идей. На другом берегу, в лагере поп-музыки в самом разгаре психоделическая лихорадка, центром которой становятся рок-группы сан-францисского андерграунда. Свой манифест новому движению оглашают и в Британии, где Битлз тоже в разгар «цветочного» лета издают свой концептуальный релиз «Sgt Pepper’s Lonely Hearts Club Band». Намечается явная тенденция воздвигнуть мост между миром джаза и поп-музыкой. Тем же летом 1967-го года в американском городке Монтери проходит первый международный фестиваль поп-музыки, в котором наряду с традиционными поп-исполнителями, приняли участие и получили горячий приём публики психоделические ансамбли «искателей счастья» (хиппи), предложившие слушателям авангардную форму «ритм энд блюза». Речь идёт о таких группах, как “Grateful Dead”, “Country Joe and the Fish”, “Big Brother and Holding Company”, “Jimi Hendrix Experience”, “Blues Projekt”, “Al Kooper Group”, “Paul Batterfield Blues Band”. Обозреватель из «Биллворд» в своей рецензии на выступления этих групп напишет:


«У них есть интересные инструментальные черты, которые позволяют считать эту музыку во многих отношениях скорее джазом, чем рок энд роллом. Это экспериментальная музыка, в основе которой лежит блюз. А это и есть джаз».

Со стороны молодого поколения джазменов было заметно встречное движение, настолько явное, что музыку некоторых из них, например саксофониста и флейтиста Чарлза Ллойда, назвали «джазовой психоделией». Чарлз Ллойд вообще в 1967-ом получил статус восходящей звезды, оказавшись на первом месте в чартах влиятельного журнала «Даун Бит» в номинации «тенор саксофон».

The Charles Lloyd quartet
The Charles Lloyd quartet

Вот в такой примерно обстановке Стен Гетц встретил 1967-ой год, ставший и для него важным рубежом. Состав его комбо, с которым он записал «Голоса» претерпевает изменения. Пианиста Херби Хенкока сменяет Чик Кориа, в будущем один из главных деятелей джаз-рока. Рон Картер и Грейди Тейт по прежнему отвечают за ритм-секцию. С этим составом Стен Гетц вновь обретает утраченный было авторитет у своих старых поклонников, разочарованных его затянувшимся романом с босса-новой, в чём они видели (и не без оснований) отход Гетца с творческих позиций в лагерь откровенной коммерции. Его работы с Клаусом Огерманом многие тоже обвиняли в коммерческой направленности. . Однако, как сказал один из его лучших партнёров, виброфонист Гэри Бёртон, «Стен Гетц всё делал добротно».

Стен Гетц, вероятно и сам понимал, что с латиноамериканскими ритмами в его творчестве к концу 1960-ых возник некоторый перебор. Поэтому, собрав в студии Руди ван Гелдера молодых и амбициозных музыкантов он записывает великолепный альбом «Sweet Rain», получивший однозначный успех у джазовой аудитории, которой порядком поднадоели пусть и сочные, но всё же несколько однообразные рифы его бразильских партнёров.

На мой взгляд, «Sweet Rain» — один из лучших альбомов Стена Гетца за всю его карьеру. этот альбом показал истинный масштаб гения Стена Гетца в качестве джазового импровизатора. В его пяти треках перед слушателями предстаёт неповторимый импровизатор, создающий чудо в непринужденной обстановке своего излюбленного квартетного формата. В котором прекрасны все от непостоянного Чика Кориа на фортепиано, Рона Картера, играющего ловкие басовые партии и вплоть до Грейди Тейта, исполняющего искусные ритмические фигуры. Но и конечно сам Маэстро Стен Гетц, открывший своими импровизациями волшебный шарм пластичных абстракций.

"Sweet Rain" предлагает уникальную возможность услышать игру Стена Гетца с современной ритм-секцией, которая играет в авангардном стиле 1960-х, напоминающем работу знаменитого, так называемого второго великого квинтета Майлса Девиса. Но Стен Гетц никогда никого не копировал. У него всегда было острое чувство нового, которое он умел чрезвычайно тонко выделить из основной массы музыкального материала. И используя приёмы современной стилистики он умел всегда сохранить свой, неповторимый, чрезвычайно красочный и внятный язык.

В этой записи басист Рон Картер, пианист Чик Кориа и барабанщик Грейди Тейт используют технику, близкую к фри-джазовой, обеспечивая Стену Гетцу очень плавную атмосферу для исполнения его импровизаций, как всегда прозрачных и полных очарования и шарма.

Track Listing

A1 Stan Getz Quartet– Litha Written-By – Corea 9:00

A2 Stan Getz Quartet– O Grande Amor Written-By – Jobim, DeMoraes 4:43

A3 Stan Getz Quartet– Sweet Rain Written-By – Gibbs 7:08

B1 Stan Getz Quartet– Con Alma Written-By – Gillespie 8:00

B2 Stan Getz Quartet– Windows Written-By [Uncredited] – Chick Corea 8:52

Personnelle

· Bass – Ron Carter

· Drums – Grady Tate

· Engineer – Rudy Van Gelder

· Piano – Chick Corea

· Producer – Creed Taylor

· Tenor Saxophone – Stan Getz

Recorded March 30, 1967 at Rudy Van Gelder Studio, Engelwood Cliffs, New Jersey.

Альбом открывает пьеса "Litha", сочинённая Чиком Кориа. Она начинается как слегка латиноамериканская баллада, но превращается в страстное продолжительное соло Стена Гетца и звучит словно увлекательная восьмиминутная разминка, создающая для Стена Гетца отличную возможность продемонстрировать свои выдающиеся способности, а для Кориа — сверкнуть в блестящем фортепианном соло, предваряющем основной контент альбома, представленный в следующих треках. Стен Гетц не отрекаясь полностью от босса-новы, так много значащей для него, всё же обращается к ней вновь, исполнив пьесу Антонио Карлоса Жобима «O Grande Amor», но гораздо более гибко, чем на своих предыдущих работах в стиле босса-новы. Заглавная пьеса, написанная британцем Майком Гиббсом, — это великолепная баллада с красивой мелодией и мощным звучанием, в которой изящные сольные партии Стена Гетца контрастируют с кристально чистыми импровизациями Чика Кориа. В другом ключе звучит плавная интерпретация «Con Alma» Диззи Гиллеспи, где барабанщик Грейди Тейт дополняет плавные саксофонные пассажи Гетца смесью синкопированных, перкуссионных ударов и чётких ритмов малого барабана. Эта композиция идеально подходит Стену и он уделяет ей много времени, исполняя её в расслабленном, почти что латиноамериканском, стиле. Завершает сет ещё одна прекрасная композиция Чика Кориа «Windows». Поочередно медитативная и игривая, она сочетает в себе невероятно изобретательные соло (Гетца и Кориа) с безупречной работой ансамбля. Альбом в целом обладает свежестью и красотой, которые время не состарило. Действительно, «Sweet Rain» звучит так же хорошо сейчас, как и почти 60 назад, когда он был впервые выпущен.

В 1967 году Стен Гетц с одной из лучших своих работ за всё время вернулся в мир линеарного стиля бибопа, открыв заключительную главу своей карьеры, означавшей фазу наивысшего расцвета его творчества. И хотя этот альбом, безусловно, нельзя назвать лучшим в его очень неоднозначной карьере, он сделал возможными такие его поздние шедевры, как «The Master», «Pure Getz», «Voyage» и «Blue Skies». У него был огромный мелодический дар, прекрасный нежный тембр и превосходная техника, благодаря чему он никогда не терялся, когда ему нужно было играть, но что делало его великим, так это страсть, трагедия и гнев в его музыке, которые с лихвой наполнили эти пять треков «Сладкого дождя».

Альбом получился недлинный и имел все признаки пилотного проекта. Но до серии дело не дошло по причине того, что вскоре на Стена Гетца обрушился сокрушительный личный и семейный кризис, который со временем разрушил не только многие творческие планы, но и его семейную идиллию. Однако об этом в следующих главах.

Продолжение здесь