Начало здесь
Итак, весной 1964-го года Стен Гетц, вдоволь наигравшись в студии, принимает решение отправиться в турне со своей новой группой, присоединив к ней в качестве приглашённого гостя Жуана Жильберто, что было вполне естественно для промо тура по продвижению альбома «Getz/Gilberto». Тем более, что зимой в Канаде у Стена Гетца уже прошли концерты в таком составе.
Начало гастролей было запланировано на 22 мая 1964-го года в Нью-Йорке, в престижном ночном клубе Cafe Au Go Go, расположенном в Гринвич-Виллидж, районе, известном, как средоточие богемной культуры. Клуб Cafe Au Go Go с момента открытия в феврале 1964 года до закрытия в декабре 1970 года собирал на своей сцене множество музыкальных групп, народных певцов и комедийных артистов. Прежде, чем там начали выступать популярные рок-группы, Au Go Go был оазисом джаза, в котором расцвели многие таланты редкого качества, например Билл Эванс.
Всё шло к тому, что в этом райском уголке вот-вот должен был зазвучать пленительный саксофон Стена Гетца под обжигающие ритмы бразильской гитары. Однако незадолго до назначенного дня Жуан Жильберто отменил своё участие в концертах, на которое ранее давал согласие. Мотивировал это он проблемами с запястьем руки, мешавшими ему полноценно играть на гитаре. Назревал скандал и Стен Гетц нашёл выход из сложившейся ситуации, пригласив вместо Жуана его жену Аструд, правда, на тот момент уже бывшую. Её чарующий голос тоже неплохо звучал в романтическом обрамлении тенор саксофона, особенно, если учесть, что это был тенор саксофон Стена Гетца. Аструд, находившаяся в совершенно отчаянном положении, без материальных средств, с малолетним сыном на руках, конечно же, приняла предложение Стена Гетца. Гастроли были спасены, а Аструд Жильберто, сохранившая, несмотря на развод, фамилию бывшего мужа, получила редчайший шанс начать карьеру джазовой певицы.
Вот, что рассказала об этом эпизоде сама Аструд Жильберто в интервью, размещённом на её официальном сайте:
«...Идея попробовать сделать карьеру самостоятельно, как средство прокормить себя, была судьбоносным событием.... Итак, несмотря на то, что я была напугана до смерти, я согласилась. Можете себе представить, что при моём самом первом появлении на сцене перед клубом выстроилась очень длинная очередь людей, жаждущих войти? Странно, не правда ли? Сразу после этого Стен Гетц пригласил меня присоединиться к его группе в качестве "специального приглашенного вокалиста" на следующий двухнедельный ангажемент в Carter Baron Theatre в Вашингтоне, округ Колумбия. Во время этого ангажемента Стен вручил мне контракт на продолжение выступлений с его группой в течение последующих шести месяцев. Хотя я горько пожалела о том, что подписала этот контракт, по которому мне платили "рабскую зарплату", в то время, поскольку я находилась в процессе развода с Жуаном Жилберто, я рассматривала это как некоторую безопасность с точки зрения наличия средств, чтобы зарабатывать на жизнь и содержать себя и моего сына Марсело.»
Звуковым свидетельством выступления Аструд с The New Stan Getz Quartet стал концертный альбом «Getz Au Go Go», изданный в конце 1964-го года. В сет-лист этого альбома продюсер Крид Тэйлор по неизвестной причине включил шесть треков, исполненных во время концерта в клубе Au Go Go 22 мая 1964-го года, и четыре трека из более позднего (9 октября 1964-го года) выступления Стена Гетца в Карнеги Холл, где с его квартетом выступила не только Аструд, но играл и её бывший муж Жуан. Видимо Крида Тэйлора, неисправимого перфекциониста не устраивало качество записи номеров, исполненных в клубе, и он решил для этого концертного альбома использовать часть треков, записанных в Карнеги Холл. В те годы при создании концертных альбомов , продюсеры часто прибегали к подобного рода подменам.
Вообще относительно даты записи альбома существует некоторая путаница. Согласно официальной дискографии Стена Гетца, запись в клубе проводилась 22 мая 1964 года. Однако в примечаниях на конверте винилового лонгплея, изданного в 1964 году значится дата 19 августа 1964 года- через два месяца после того, как "Girl From Ipanema" вошла в пятерку лучших поп-синглов. Скорее всего, у Стена Гетца с клубом был длительный ангажемент. Возможно даже два: неделя в мае и неделя в августе, чтобы в промежутке успеть выступить в Вашингтоне, в Carter Baron Theatre, куда квартет отправился после выступления в клубе Au Go Go и на фестивале в Ньюпорте 3 июля 1964. Согласно приведённой выше выдержки из интервью Аструд Жильберто можно сделать вывод, что ангажемент в клубе Cafe Au Go Go был двухнедельным. Так что вполне вероятно, что его могли разделить на две части, как я предположил выше.
Во всяком случае, согласно сохранившимся фотодокументам, 19 августа 1964-го года квартет Стена Гетца выступал в клубе Au Go Go. И более того, в тот день проводилась запись его концерта.
На сайте крупнейшего в США интернет-магазина “Amazon” в отношении продающегося там альбома «Getz Au Go Go» можно прочитать комментарий некоего К. В. Гарнетта. Комментарий этот датирован 4 марта 2013 г и из него следует, что запись альбома в клубе проводилась, но сессия была постановочной. Вот, что автор комментария рассказывает об этом событии:
«В сети ведутся дебаты о том, был ли этот альбом записан в ночном клубе или в студии. Вот что я могу вам сказать: я был там во время записи. Это было в Cafe Au Go Go на Бликер-стрит. Но это было не ночью. Это была смоделированная ночная сцена. Она была записана днём. Условия записи были таковы: были допущены первые 200 человек; напитки не подавались, за исключением кувшинов с бесплатной кока-колой и пластиковых стаканов; никакого свиста после песен, потому что звукозаписывающее оборудование оставалось включённым, хотя аплодисменты были в порядке вещей, но свист раздавался в конце. Это была весёлая сессия, все были в хорошей форме. Гетц и Аструд наслаждались отличным взаимопониманием. В "It Might As Well Be Spring" есть теноровый рифф, который она должна была повторить вокально. Три раза у нее не получалось, и они делали повтор. На четвертый раз ошибся Гетц. Он признался в этом, и все весело рассмеялись. Молодой вибрафонист Гэри Бёртон был в отличной форме. Отец Стэна был там и наслаждался сессией. Наконец, я знаю, что они использовали эту кассету, потому что в конце альбома я узнал свой собственный неподражаемый свист. Пусть дискуссия продолжается, но я говорю вам, что я был там, и это было в " Cafe Au Go Go "».
Мне кажется, что этот комментарий является достаточно весомым доводом в пользу того, что запись концерта, прозвучавшая на альбоме «Getz Au Go Go» всё же состоялась (по крайней мере частично) в клубе " Cafe Au Go Go ". Очень жаль, что господин К. В. Гарнетт не указал дату этого мероприятия. Но судя по всему, эта постановочная сессия состоялась 19 августа 1964-го года. К этому моменту квартет Стена Гетца и Аструд Жильберто, как это хорошо видно по их блестящему выступлению в июле на фестивале в Ньюпорте, уже прекрасно сыгрались и могли быть с успехом записаны в условиях клубного концерта в августе. Да и сохранившиеся фотодокументы тоже говорят в пользу этой даты. Что касается треков, то, как я уже говорил, в " Cafe Au Go Go " было записано шесть композиций, датой записи которых согласно дискографии Стена Гетца считается 22 мая 1964 года (А4, А5, В1, В2, В4, В5). Правда сегодня, спустя 60 лет уже не важно, когда была сделана эта запись. Ибо звучит она всё равно бесподобно и раскрывает перед нами ещё одну очень яркую страницу творчества Стена Гетца.
A1 Corcovado (Quiet Nights Of Quiet Stars) Written By – Jobim-Lees 2:40
A2 It Might As Well Be Spring Written By – Rodgers-Hammerstein 4:13
A3 Eu E Voce Written By – Lyra-De Moraes 2:50
A4 Summertime Written By – Gershwin-Heyward 8:00
A5 6-Nix-Pix-Flix Written By – Burton1:30
B1 Only Trust Your Heart Written By – Carter-Cahn 4:00
B2 The Singing Song Written By – Burton 3:28
B3 The Telephone Song Written By – Menescal-Bascoli-Gimbel 1:55
B4 One Note Samba Written By – Jobim-Mendonca-Hendricks 3:15
B5 Here's That Rainy Day Written By – Burke-Van Heusen 6:00
Credits
· Bass – Chuck Israels (tracks: A4, B4, B5), Gene Cherico
· Drums – Hélcio Milito (tracks: A1, A2, A3, B3), Joe Hunt (tracks: A4, A5, B1, B2, B4, B5)
· Engineer – Rudy Van Gelder
· Engineer [Director Of Engineering] – Val Valentin
· Guitar – Kenny Burrell (tracks: A1, A2, A3, B3)
· Lacquer Cut By – Van Gelder*
· Liner Notes – Gene Lees
· Producer – Creed Taylor
· Saxophone [Tenor], Leader – Stan Getz
· Vibraphone [Vibes] – Gary Burton
· Vocals – Astrud Gilberto (tracks: A1 to A3, B1, B3, B4)
Recorded at Cafe Au Go Go, Greenwich Village, N.Y.C., August 19, 1964.
Альбом «Getz Au Go Go» является ярким свидетельством того, что Аструд Жильберто и квартет Стена Гетца составляли между собой идеальное сочетание. Он очень хорошо отражает их взаимное партнерство, а их совместные записи даже после стольких лет обладают беспечным шармом, который совершенно противоречит надуманным сплетням о скандалах и даже взаимной вражде, которыми в те годы были полны около музыкальные издания. Несмотря на то, что разнообразные издания бульварного типа приписывали им роман, нет никаких достоверных сведений о том, что между Стеном и Аструд могли быть романтические отношения. Скорее наоборот, Стен Гетц был излишне суров по отношению к своей подопечной, которая ничего не понимала в шоу-бизнесе и очень боялась выступать на сцене.
Стилистически альбом «Getz Au Go Go» склоняется более всего к босса-нове. В шести треках из десяти звучит романтичный вокал Аструд Жильберто, в основном в композициях известных бразильских авторов. Но спела она так же и адаптации известных джазовых стандартов, переделанных в стиле босса-новы, например "It Might As Well Be Spring" Роджерса и Хаммерстайна и прекрасную пьесу Бенни Картера "Only Trust Your Heart". Помимо их несомненного очарования, эти адаптации ознаменовали заметный шаг по включению босса-новы в джазовый лексикон. Вскоре с целью разнообразия репертуара стало обычной практикой переделывать в стиле босса-нова популярные джазовые стандарты. Эта практика продолжалась достаточно долго, встречаясь порой и по сей день. А для самой Аструд Жильберто подобная особенность ознаменовала её собственные певческие амбиции, заложенные в её стремлении не столько к бразильской стилистике, сколько в сторону классического джазового вокала, близкого по стилю к таким звёздам, как Сара Вон, Кармен МакРей или Дорис Дэй.
Также в альбом «Getz Au Go-Go» вошли инструментальные пьесы в исполнении квартета Стена Гетца, например интересные версии "Summertime" и "Here's That Rainy Day", а так же оригиналы Гэри Бёртона, включая "Six-Nix-Pix-Clix" и "The Singing Song", в которых Стен Гетц играет с видимым наслаждением. Вообще чувствуется, насколько совместная работа сблизила Стена Гетца с его молодым вибрафонистом, чьё творчество не только бросило ему своеобразный вызов, но и дало стимул к творческим поискам.
Альбом "Getz Au Go Go" является, безусловно, одной из знаковых работ в творчестве Стена Гетца, демонстрирующего в этой записи безукоризненную форму и полное взаимопонимание с партнёрами по квартету. Ну а его самозабвенно поющий саксофон в вокальных номерах превзошёл самого себя. Для Аструд Жильберто работа с квартетом Стена Гетца в 1964-ом году стала эпохальным событием, открывшем ей путь на звёздный пьедестал. И как бы она не старалась умалить в последующие годы значение этих шести месяцев, что провела она с группой Стена Гетца, без него и его партнёров ей никогда бы не удалось стать звездой. Кульминацией её контракта со Стеном Гетцем стало выступление в знаменитом, точнее культовом концертном зале США, в Карнеги Холл. Этот концерт состоялся 9 октября 1964-го года и концерт был записан вживую. Некоторые треки, как я уже говорил выше, вошли в альбом "Getz Au Go Go". Большая часть концерта была издана на альбоме "Getz/ Gilberto 2" с участием квартета Гетца с Аструд Жилберто и Жуаном Жилберто с его собственным трио.
Полугодовой контракт со Стеном Гетцем в декабре 1964-го закончился. Весна следующего года встретила Аструд триумфальной премией Grammy, одним из ярчайших событий её жизни, о котором я уже рассказывал. Дальше началась её сольная карьера, сначала при участии продюсера Крида Тэйлора, потом, когда вырос её сын Марсело, она с его помощью встала на собственный путь. Впрочем это уже другая история.
Но со Стеном Гетцем ей всё же пришлось пересечься ещё один раз, когда она снова спела под аккомпанемент его квартета на джазовом фестивале в Берлине. 4 ноября 1966 года. То был легендарный концерт. Выступление, которое, как все думали, будет посвящено босса-нове, с которой этот славный дуэт записал всемирные хиты для лейбла Verve, вылилось в настоящий праздник вдохновенного озарения. Этот концерт показал во всём блеске сплоченность квартета, соучастие каждого в общем деле, а так же высочайший уровень выступления самого Стена Гетца, который со своим обычным блеском импровизировал на классических композициях, таких как «On Green Dolphin Street» или «The Shadow of Your Smile». Энергичное звучание саксофона Стена Гетца идеально сочеталось с лёгким голосом Аструд Жильберто в их филигранных интерпретациях композиций Антонио Карлоса Жобима. Уникальное звучание, которое Гетц создаёт на своем тенор-саксофоне, просто божественно: горьковато-сладкий, ярко выраженный лирический тон, который на вкус напоминает нечто большее. Звук, который более чем идеально сочетается с искрометной игрой вибрафониста Бертона. В своих необычайно вдохновенных импровизациях они органично сочетаются друг с другом.
В архивах берлинского радио были найдены мастер-записи этого концерта, и в 2021-ом году на лейбле The Lost Recordings был издан двойной диск, звуковое свидетельство того незабываемого события.
Концерт был построен как комбинация двух, стилистически разных выступлений.. Первая часть включает в себя ослепительно выполненное инструментальное представление квартета, в то время как во второй части , были исполнены все главные бестселлеры, вживую повествующие о недолгом, но ярком сотрудничестве Стена Гетца и Аструд Жилберто, в своём наиболее зрелом выражении.
Квартет Стэна Гетца на этом выступлении был представлен особенно ярким созвездием величайших профессионалов, включая молодого виртуоза вибрафона Гэри Бертона. Ко времени этой записи между партнёрами Стена Гетца и самим лидером группы установилось тесное сотрудничество, часто демонстрировавшее ослепительные проявления лучезарной красоты. «The Shadow Of Your Smile», сыгранная здесь – одна из таких - нежная, почти хрупкая. В других случаях, таких как вступительный номер «Green Dolphin Street», присутствует чистый ритмический драйв, а с Чаком Израэлсом на басу и великим барабанщиком Роем Хейнсом это более чем впечатляет.
Пьеса ‘On Green Dolphin Street’ олицетворяет всё, на что способен не только этот квартет, но и вообще какой либо из джазовых коллективов того времени. Сольные партии Стена Гетца пронизаны изобретательностью, флюиды вибрафона окутывают слушателя импрессионистским фоном, в то время как свингующий изо всех сил союз барабанщика Роя Хейнса, находящегося в блестящей форме и басиста Чака Израэлса, не уступающего ему в изобретательности, демонстрирует явное наслаждение собственной игрой. Игра Хейнса на малом барабане просто потрясающая.
Этот инструментальный сет включает в себя так же замысловатую "Singing Song" Гэри Бёртона и 12-тактовую пьесу Лу Дональдсона "Blues Walk". Невозможно не проникнуться жизнерадостностью этой сплоченной группы и не плениться её заразительным ритмом. Попурри на темы наиболее ярких пьес Жобима завершает первую часть, а затем музыканты вступают на территорию босса-новы, которая здесь в-основном принадлежит Аструд Жилберто. Это был настоящий сюрприз для всех поклонников двух выдающихся мастеров.
Теперь Аструд была самостоятельной звездой, на её счету было уже четыре изданных альбома, и она не работала со Стеном Гетцем уже более двух лет. И вот Аструд поёт "Samba De Uma Nota Só". Её утонченное пение освещает эту самбу мягким светом и очарованием юности. Это очарование звучит как гимн мимолётного воссоединения, которое передается тембром голоса Аструд Жилберто с его прозрачными акцентами, тонкими гармониями, сотканными Гэри Бёртоном, и воздушными контрсменами Стена Гетца. «One Note Samba » восхитительно представляет вторую часть концерта и производит очень стильное впечатление благодаря непревзойденному звучанию саксофона в сочетании с плавным и нежным голосом Аструд Жилберто.
Группе было необходимо привыкнуть к новому, более мягкому формату, на что квартету не требуется слишком много времени. Стен Гетц ухитряется быть сдержанным и экстравертным одновременно, сохраняя звуковой баланс даже тогда, когда певица слишком отдаляется от микрофона. Когда Аструд добирается до ‘Corcovado’, всё уже идёт как надо, но перед желанной всеми ‘The Girl From Ipanema’ Аструд Жилберто успевает удивить аудиторию, продемонстрировав свой вокальный диапазон причудливой ‘The Telephone Song " и очень убедительной "It Might as Well Be Spring", не говоря уже о короткой вокальной репризе ‘Shadow of Your Smile’.
Запись концерта сохранила все семь её песен, которые она со Стеном Гетцем записала прежде, начиная с эпохальной "Девушки из Ипанемы". Всё в тот вечер было исполнено очаровательно и эффектно, включая безупречный аккомпанемент квартета. Эти звезды джаза тоже были профессиональными музыкантами и знали, как отстраниться от всеобщего внимания, оставаясь при этом безошибочно самими собой.
« Corcovado » и « The Girl from Ipanema » вызвали у берлинской публики такой же восторг, как до того во всём мире. А ещё там звучат несколько комментариев Стена Гетца, сохранившиеся в ходе программы, как след того контакта, который Стен Гетц любил поддерживать со своей аудиторией (он даже пытается сказать несколько слов по-немецки!).
По-моему, возвращение этой записи в сокровищницу джазовой истории – это настоящее счастье для каждого джазового ценителя. Ибо в этих треках запечатлено лучшее проявление того утраченного на тот момент изначально присущего джазу единства всех его корней. Ещё в 1930-ые знаменитый новоорлеанский джазовый пионер Джелли Ролл Мортон, говоря в интервью Алану Ломаксу о тайне джазового проявления, ссылался на важность испанских ритмов в начальной фазе джаза. Эффект, который он называл "испанский оттенок", он считал одним из основных факторов, повлиявших на облик раннего джаза. Именно в условиях новоорлеанского плавильного котла, в котором сплавлялись самые разнообразные музыкальные культуры, родился джаз, в основе которого были не только африканские или европейские музыкальные корни, но и много других составляющих, в том числе и элементы латиноамериканской народной музыки. Именно эти элементы и вносили в изначальный джаз тот самый "испанский оттенок", со временем утраченный в ходе джазовой эволюции. Стен Гетц, гениально соединивший крутой джаз и бразильскую самбу, вернул джазу его изначальный смысл. А в зале Берлинской филармонии 4 ноября 1966-го года это прозвучало наиболее красиво и убедительно. Безусловно, запись этого концерта сегодня звучит, как одна из монументальных вех не только в творчестве Стена Гетца, но и в истории джаза. К сожалению, единственной в своём роде.
То, что сделали квартет Стэна Гетца и Аструд Жилберто 4 ноября 1966 года, несомненно, противоречило логике событий тех сумасшедших лет, когда всё неслось вскачь, возникали самые дерзкие и бескомпромиссные проекты, уводящие джаз в область непредсказуемых результатов. Когда многое действительно изменилось и в жизни и карьерах двух главных героев этого концерта. Каждый из них после мимолетного романа (скорее приписанного им прессой, нежели реального) восстановил свою личную и артистическую независимость. Вступительные такты "Samba de Uma Nota so" мгновенно сотворили магию их воссоединения. Как будто время остановилось, неуверенная хрупкость голоса Аструд на фоне туманных, переливчатых звуков вибрафона Гэри Бертона, усиленная воздушной контрмелодией саксофона Гетца, воссоздала всю свежесть и невинность легендарной записи 1964 года. В тщательно подобранной сюите из стандартов босса-новы ("Voce e eu" Жилберто Хиля, "Corcovado" и "The Girl from Ipanema" Жобима) в сочетании с композициями, более джазовыми как по форме, так и по духу ("Jive Hoot" Боба Брукмейера и сентиментальными стандартами "The Shadow of your Smile" и "It Might As Well Be Spring") Аструд Жилберто и Стэн Гетц выступают сдержанно, но при этом делятся радостью от совместной игры. Вместо того, чтобы создавать впечатление возвращения к прошлому, они оживляют эту чувственную, меланхоличную музыку, как будто влюбляются в порождение своей музыкальной страсти. После того, как смолкли заключительные аккорды долгожданной « The Girl from Ipanema », Стен Гетц спросил у Аструд, будет ли она ещё петь, на что ответа не последовало. В зале повисла напряжённая пауза, которую разрядил Рой Хейнс своим сокрушительным соло. Чудо воссоединения окончилось. Мгновения очарования истекли и каждый из двух героев этого вечера пошёл своим путём, теперь уже окончательно…
Track List
1-1 On Green Dolphin Street Written-By – Bronislau Kaper* 6:48
1-2 Introduction By Stan Getz 0:52
1-3 The Singing Song Written-By – Gary Burton 3:12
1-4 The Shadow Of Your Smile Written-By – Johnny Mandel 5:10
1-5 O Grande Amore Written-By – Antônio Carlos Jobim* 6:41
1-6 Blues Walk Written-By – Lou Donaldson 6:37
1-7 Once Upon A Summertime Written-By – Michel Legrand 6:42
1-8 Edelweiss Written-By – Richard Rodgers 4:16
Medley (6:50)
1-9a Desafinado Written-By – Antônio Carlos Jobim*
1-9b Chega De Saudade Written-By – Antônio Carlos Jobim*
2-1 Samba De Uma Nota Só Written-By – Antônio Carlos Jobim*, Newton Mendonça 3:43
2-2 The Shadow Of Your Smile Written-By – Johnny Mandel, Paul Francis Webster 3:04
2-3 Você E Eu (Eu E Você) Written-By – Carlos Lyra, Vinícius de Moraes* 2:40
2-4 Corcovado Written-By – Antônio Carlos Jobim* 4:26
2-5 The Telephone Song Written-By – Astrud Gilberto, Roberto Menescal 2:00
2-6 It Might As Well Be Spring Written-By – Oscar Hammerstein II, Richard Rodgers 4:14
2-7 The Girl From Ipanema Written-By – Antônio Carlos Jobim*, Vinícius de Moraes*
4:11
2-8 Announcement By Stan Getz 0:38
2-9 Jive Hoot Written-By – Bob Brookmeyer 9:04
2-10 Stan Getz Says Goodbye 0:57
Credits
· Artwork – Nicolas Dhorne
· Bass – Chuck Israels
· Drums – Roy Haynes
· Liner Notes [French] – Stéphane Ollivier
· Photography By – GAB Archives, Jan Persson (4), PoPsie Randolph*
· Remastered By – Nicolas Thelliez
· Remastered By [The Lost Recordings], A&R [Head Of A&R, The Lost Recordings] – Frédéric D'Oria-Nicolas
· Saxophone – Stan Getz
· Translated By [Liner Notes, English] – Carmella Abramowitz-Moreau*
· Vibraphone – Gary Burton
· Vocals – Astrud Gilberto (tracks: 2-1 to 2-7)
Продолжение здесь.