Начало смотри здесь
Пока Стен Гетц жил в Европе, натаскивая своих скандинавских партнёров в свинге и развивая в них вкус к техническим приёмам би-бопа, по ту сторону Атлантики, в США, произошла очередная джазовая революция. Один из главных недоброжелателей Стена, трубач Майлс Девис и его исключительно одарённые партнёры по группе, пианист Билл Эванс и тенор саксофонист Джон Колтрейн, «изобрели» ладовый джаз.
Ладовый джаз предлагал музыкантам новое импровизационное направление, основанное на мелодических структурах, построенных на последовательности аккордов. Стен Гетц очень быстро оценил всю притягательность этого метода и периодически пробовал его во время концертных выступлений со своими скандинавскими друзьями. Но для того, чтобы извлечь из новых приёмов максимум творческого потенциала, ему нужно было вновь окунуться в волшебную атмосферу вдохновенных клубных джемов, как когда то на 52-ой улице.
Построенное предприимчивыми новаторами музыкальное предприятие под названием «Ладовый Джаз» стало приносить плоды. Один за другим были изданы два фундаментальных альбома, записанных в новом духе (Milestones и Kind of Blue). И главное, новые релизы очень неплохо продавались и обеспечили команде Девиса доминирующие позиции на джазовой сцене к концу 1950-ых. Стен Гетц всё более склонялся к мысли, что настало время возвращаться в родные пенаты, где за долгое отсутствие, имя его исчезло из анкет журнала Метроном и Даун Бит, в которых когда то он был неизменным лидером в категории тенор саксофонистов.
Неожиданная смерть его лучшего друга, 37-летнего Оскара Петтифорда, поставила точку в этом вопросе. Стен дал в честь покойного друга бенефисный концерт, отдал все сборы от него (USD 4600) вдове Оскара и отбыл в США, приняв предложение композитора и аранжировщика Эдди Соутера издать совместный альбом, получивший название “Focus”.
Гетц вернулся в США в начале 1961 года после двух с половиной лет жизни в Дании. В США ему предстояло окунуться в мир джаза, вступивший на путь радикальных перемен. Орнетт Коулман нёс факел фри-джаза, Майлс Девис, как уже было сказано выше, утвердил модальный джаз в качестве мейнстрима, а Джон Колтрейн, преодолев в себе равнение на Сонни Роллинза, занял таки на нью-йоркской сцене место выдающегося тенор-саксофониста .
Гетц, который за годы выступлений в Европе ничуть не потерял своих конкурентных преимуществ , понял, что , если он хочет сохранить своё место на Олимпе, он не может просто продолжить с того момента, на котором остановился. Как показали дальнейшие события, Стен Гетц не собирался становиться адептом ни модального, ни свободного джаза, но был готов немного перекалибровать свой прежний подход к творчеству.
Он собрал квартет молодых партнёров, уже имевших опыт работы в новых, революционных стилях. В состав его нового квартета вошли пианист Стив Кун, который в 1960 году недолго был участником квартета Колтрейна , басист Скотт ЛаФаро, только что покинувший группу Коулмана и довольно плотно сотрудничавший с Биллом Эвансом и барабанщик Рой Хейнс, с которым Гетц впервые работал ещё в конце 1940-х и который только что закончил запись с Эриком Долфи, ещё одним молодым авангардистом.
Эту группу Стен Гетц в марте 1961 года и привёл в клуб The Village Vanguard, бывший в ту пору любимым местом паломничества всех новоиспечённых джазовых новаторов, чтобы превратить своё возвращение в Нью-Йорк в яркое событие. И в итоге у него это неплохо получилось. Во всяком случае New York Times в своём традиционном обзоре сообщал, что Стен Гетц выглядел "гораздо более азартным музыкантом", чем когда он в последний раз играл в NYC. Затем, 2 июля новоиспечённый квартет отыграл нашумевший сет на джазовом фестивале в Ньюпорте.
Stan Getz In Quartet Feat. Scott LaFaro / Roy Haynes – Stan Getz Special - Vol. 1
Tracklist: A1 Spring Can Really Hang You Up The Most 0:00:01A2 Get Happy 0:04:05A3 Without A Song 0:10:08A4 Broadway 0:15:21B1 Baubles, Bangles And Beads 0:19:09B2 Where Do You Go? 0:27:25B3 Airegin 0:35:32
Credits Bass – Gunnar Johnson (tracks: A1 to A3), Oscar Pettiford (tracks: A4), Scott LaFaro (tracks: B1 to B3) Cover [Art] – Studio Gandolfo Drums – Art Blakey (tracks: A4), Roy Haynes (tracks: B1 to B3), William Schiöpffe (tracks: A1 to A3) Piano – Bengt Hallberg (tracks: A1 to A3), Sam Dockery (tracks: A4), Steve Kuhn (tracks: B1 to B3) Tenor Saxophone – Stan Getz
Notes Songs from: -Oscar Pettiford Memorial Concert, Copenhagen, September 1/1961 -Chicago, September 17/1956 -Newport Jazz Festival, Beginning of July 1961
Всё было прекрасно и казалось, что у группы впереди многообещающее будущее. Но трагическая случайность опрокинула эти радужные перспективы. Четыре дня спустя необычайно одарённый 25-летний контрабасист Скотт Ла Фаро погиб в автокатастрофе.
Место за контрабасом в группе Стена Гетца занимает Джон Невес, но это был уже совсем другой состав. Возможно, не хуже прежнего, но просто новый. Теперь свой квартет Стен Гетц дополнил valve-тромбонистом Бобом Брукмайером и в сентябре отправился в студию , чтобы сделать запись альбома Fall 1961 (издан на лейбле Verve). Эта запись, запечатлевшая замечательные дуэты тенор саксофона и тромбона в дискографии Гетца является относительно малоизвестным сокровищем.
Несмотря на свои выдающиеся качества, этот несомненный шедевр в обширной дискографии Стэна Гетца, к сожалению оказался в своё время не замеченным критикой. Хотя игра Стена, как и valve-тромбониста Боба Брукмайера, здесь превосходна. Они очень хорошо дополняют друг друга в своих диалогах и преуспевают в использовании контрапункта. Слушая этот альбом в наши дни понимаешь, что их исполнение блестяще выдержало испытание временем, как и превосходная игра ритм-секции.
Осенью 1961 года подошла к завершению работа Стена Гетца над альбомом Focus.
Работа с Эдди Соутером над этим проектом началась ещё в июле. Первые сессии записи состоялись 14 и 28 июля. Затем работу продолжили в сентябре и завершили в октябре. Стену Гетцу предстояло импровизировать под аккомпанемент струнного оркестра. Собственно такой опыт у него уже был. Ещё весной 1969-го он записал в Баден Бадене альбом "Cool Velvet" ставший его первой вылазкой в мир струнных. Этот очень приятный сет из лаконично и свежо сыгранных мелодий, в котором кинематографическая атмосфера сосредоточенности сменяется прямолинейной мечтательностью баллад, выявляет всё лучшее в романтичном и плавном подходе Стена Гетца.
Но то был просто набор кул-джазовых пьес, исполненных на тенор саксофоне на фоне скрипок и виолончелей. Нечто в духе того, что в середине 1950-ых уже сделал Чарли Паркер, но только на альт саксофоне. Теперь же Гетцу предстояло участие в концептуальном проекте, что должно было стать для него новым опытом.
Музыкальный проект "Фокус" был задуман Эдди Соутером как звуковая прогулка из семи сказочных историй, задуманных так, словно если бы сказочник Ганс Христиан Андерсен вдруг превратился в музыканта. В итоге получилась сюита, состоящая из семи разных тем, объединённых общей идеей и исполненных 19-ью музыкантами.
Первая пьеса, "I'm Late, I'm Late" ("Я опаздываю, я опаздываю") получила своё название по песне, которую белый кролик пел по дороге на чаепитие в диснеевской "Алисе в стране чудес". Вторая пьеса, медленная, завораживающе красивая баллада "Her" ("Ей") открывается восходящей педалью струнных с редкими движениями челесты и арфы, на фоне которых трепетно вступает саксофон Стена Гетца, развивая удивительно красивую мелодическую линию, полную грусти и ощущения потери. На протяжении этой баллады, саксофон ведёт трогательный рассказ, повествование о чём-то или о ком-то безвозвратно ушедшем, а партии струнных напоминают хор древнегреческих трагедий, идеально интегрированный в ткань пьесы. В партии саксофона мелодия претерпевает красивую трансформацию, наполняясь красочными, но очень печальными фрагментами. А заключительные такты сыграны так выразительно, что очень зримо встаёт картина уплывающего вдаль пространства. Словно теряющиеся очертания земли в полёте на воздушном шаре. Эта пьеса была посвящена матери Стена Гетца, которая скончалась во время сессии в возрасте 54-ёх лет. Глубокая, скорбь, которая наверняка ещё наполняла душу Стена, чувствуется в каждой сыгранной им ноте.
Ещё одной балладой, демонстрирующей неповторимое звучание Стена Гетца, является "I Remember When" ("Я помню, когда"). Её красивую мелодию, исполненную Гетцем трепетно и мечтательно, сменяет "Night Rider",, которая на самом деле была первой пьесой в изначальной партитуре Соутера. Эта композиция зримо показывает невероятную способность Эдди Соутера превращать струнную секцию в ритмический драйвер невероятной силы, которую Соутер развил ещё в годы работы у Бенни Гудмена. Плоды этого дара видны и в следующей пьесе "Once Upon a Time", ещё одном примере мастерства работы Соутера со струнными и исключительной находчивости Стена Гетца, безошибочно вписывающегося своими импровизациями в музыкальный контекст пьесы.
Завершает альбом пьеса "A Summer Afternoon" ("Летний полдень"). Игра Стена Гетца, перекличка его саксофона с контрабасом и другими струнными напоминает перемигивание солнечных зайчиков в тот самый полдень, а партии смычковой секции, тонко оттеняющие бархатное соло Стена Гетца подобны дуновению прохладного ветерка на веранде у морского побережья.
Первые сессии записи альбома Стен Гетц пропустил по причине внезапной смерти его матери. Эдди Соутер оставил в аранжировках струнных места для сольных партий Гетца, которые ему пришлось накладывать на готовый материал, играя в наушниках и не слыша звук своего инструмента. Это было адски непросто, но он всё же записал шедевральные партии тенор саксофона. Стэн Гетц импровизировал на фоне мрачноватых, но сверкающих струнных партий, демонстрирующих оркестровую мощь Саутера, выводя пьянящими и плавными звуками своего рожка завораживающие аудио-коллажи. Демонстрируя весь диапазон своего таланта, Стен Гетц нигде не испытывает недостатка в идеях и элегантности, будь то вихри и визг в такой зажигательной пьесе, как "Я опаздываю, я опаздываю", или изобретательное реагирование на множество оттенков аранжировки, звучащих в блестящей балладе "Я помню, когда" .
Этот релиз стал очень эффектным возвратом Гетца к студийной работе и оказался весьма прогрессивным явлением не только в джазе, но и в музыке вообще. До Гетца ни один джазмен не пытался сделать что-либо подобное. Разве что Дэйв Брубек в 1960-ом на альбоме "Bernstein plays Brubeck plays Bernstein " предпринял нечто похожее. Ну или сам Стен Гетц, выпустивший в 1960-ом в Германии тот самый альбом "Cool Velvet" со струнными инструментами, о котором я уже говорил . Всё это было не совсем то, что Гетц создал совместно с Эдии Соутером. И трудно сказать, удалось ли кому то ещё подобный по уровню концептуальный проект, сравнимый с качеством альбома "Фокус" . Стен Гетц позже назовёт "Фокус" своей самой любимой в работой во всей его обширной дискографии.
Винил с этой записью увидел свет в 1962-ом, а в 1963-ем его номинировали на премию Грэмми. Однако Грэмми в тот раз получил комедийный альбом The First Family с участием комика и импрессиониста Вона Мида. А пять премий Грэмми Стена Гетца ещё ждали свой час.
К сожалению, как показали последующие события, "Фокус", эта интереснейшая работа, удачно объединившая два весьма разнородных жанра в едином произведении, не получила после выхода альбома в свет должной оценки ни со стороны критики, ни у слушателей. Лишь много лет спустя, уже в следующем веке, когда не было на свете ни Стена, ни Эдди, пришло осознание всей глубины этого проекта и его места в истории джаза.
В обзоре Стивена Кука для All Music в отношении японского переиздания 2003 года альбома "Фокус" в числе прочего сказано:
По общему признанию, это было самое сложное время для Гетца и, возможно, это его лучший момент, когда Focus бродит по обширному джазовому ландшафту за пределами бопа и бугалу, создавая потрясающий и запоминающийся эффект.
Сегодня, много лет лет спустя, "Фокус уже признали одним из редких примеров музыкальной практики, в котором элементы джаза и классической музыки сливаются столь органично, что создаётся звучание, не поддающееся никакой классификации. Журналист Крис Шеридан утверждает, что:
"Ценность Focus в том, что это было первое произведение, придавшее струнным по—настоящему ритмичный импульс, который лежит в основе джаза"
По оценке The Penguin Guide to Jazz:
"Никто никогда не аранжировал для Стена Гетца так хорошо, как это сделано в ярких и переливающихся партитурах Эдди Соутера, которые продолжают завораживать".
Терри Тичаут (автор книги Pops: жизнь Луи Армстронга):
"Эдди Соутер написал музыкальное произведение для Стэна Гетца, просто шедевр в своем роде, который выходит за рамки всех общепринятых представлений о том, как могут сочетаться джаз и классическая музыка".
Все эти отзывы, как и множество других, не менее хвалебных будут сделаны гораздо позже 1961 года, когда, несмотря на все свои качества, новаторские работы Стена Гетца затеряются в стремительном вихре событий грядущего года. И об этом речь пойдёт в следующем очерке.
Продолжение смотри здесь