Продолжение. Начало смотреть здесь
С возвращением в 1965-ом из Токио, где концерт Стена Гетца состоялся ровно за год до исторических японских гастролей Джона Колтрейна, пришло время приступить к очередному совместному проекту с Эдди Соутером.
Речь идёт о задумке Стена Гетца сыграть концерт для тенор-саксофона и симфонического оркестра (об этих планах я уже упоминал в одном из предыдущих очерков). Этот концерт Стен Гетц представлял себе, как большой проект на уровне академической музыки, который должен был стать своеобразным венцом их совместного с Соутером творческого содружества. Музыку должен был сочинить естественно Соутер. И вот здесь что-то пошло не так.
По вей видимости Эдди Соутеру неожиданно изменили присущие ему плодовитость идей и творческая фантазия. Проведя в муках творчества несколько месяцев второго полугодия 1965-го года, он сочинил лишь короткий 15-минутный фрагмент. Так что вместо задуманного Стеном Гетцем масштабного сочинения Соутер смог предложить своему партнёру небольшой набросок, который стал частью так называемого Tanglewood Summer Concert, составленного из отдельных сочинений разных авторов. Свой вклад в концерт внесли композиторы Дэвид Раксин, Алек Уайлдер и Мэнни Олбам. Квартет Гетца, дополненный гитаристом Джимом Холлом, так же участвовал в некоторых оркестровках, исполненных совместно с Boston Pops Orchestra.
Сочинение Соутера, написанное им за четыре месяца до концерта, было одним из шести произведений, предназначенных для исполнения квартетом Стэна Гетца в рамках знаменитого ежегодного фестиваля в Тэнглвуде в Ленноксе, штат Массачусетс. Помимо Соутера, произведения для тенор-саксофониста написали Алек Уайлдер, Дэвид Раксин и Мэнни Олбэм. Все эти пьесы были исполнены под аккомпанемент Boston Pops Orchestra под руководством Артура Фидлера 3 августа 1966 года в Ленноксе, штат Массачусетс на концертной арене под открытым небом. Эта площадка была летней базой Boston Pops Orchestra и их дирижера Артура Филдера. Больше эти произведения, насколько известно мне, Стеном Гетцем не исполнялись. Но были запечатлены на альбоме 1966-го года (Stan Getz & Arthur Fiedler At Tanglewood).
Track listing
The Girl From Ipanema 3:20
Tanglewood Concerto 15:22
Love Is For The Very Young 6:33
A Song After Sundown 5:35
Three Ballads For Stan 10:30
Where Do You Go? 2:22
Сочинение Эдди Соутера, которое по замыслу Стена Гетца должно было стать гвоздём программы, имея в формат классического концерта, представлено на на втором треке этого альбома под названием «Tanglewood Concerto». Хотя оно и производит впечатление амбициозной работы, великолепно звучащей со всех точек зрения, ему всё же не хватает той жизненной искры, которая в своё время осветила его музыку, сочинённую им для альбома «Focus». В это трудно поверить, но Эдди Соутеру, самому рассудительному из оркестрантов, видимо не хватило решимости и вдохновения, чтобы повторить чудо «Фокуса». Человек, чьи аранжировки для Бенни Гудмена положительно сравнивались с творчеством Рихарда Штрауса, внезапно оказался рассеянным и неуверенным в своей новой работе, производившей скорее впечатление чернового эскиза, чем законченного произведения.
Тем не менее его концерт «Тэнглвуд» на открытом воздухе считается самой масштабной оркестровой композицией Эдди Соутера. На концерте присутствовало рекордное количество зрителей — пятнадцать тысяч человек. Но проблема в том, что это сочинение в большей степени отражает классическое образование композитора, чем его опыт написания музыки для биг-бэндов. Произведение было выдержано в прямом размере без каких-либо отклонений в сторону свинга. Возможно, именно по этой причине Стен Гетц во время соло, к большому огорчению Соутера, строго придерживался того, что композитор написал в качестве простого руководства.
Размышляя об этом выступлении, сам Соутер считал, что «это хорошо для того, чем могло бы быть, но не для джаза». Композитор не имел возможности что либо сказать на репетиции, если только Фидлер сам не задавал ему вопрос, и маловероятно, что Стен Гетц мог ознакомиться с партитурой заранее, тем более что ему нужно было поработать и над тремя другими оригинальными произведениями для того же концерта.
Именно поэтому Tanglewood Concerto, который по задумке Стена Гетца должен был стать захватывающим и запоминающимся событием, пролетает почти незамеченным. Как приятная музыка для летнего вечера он, пожалуй, свою цель достигает, но как крупное произведение, к сожалению, потерпел откровенный провал. Только ли Эдди Соутер виноват в этом?
Несмотря на то, что Стен Гетц играет как всегда превосходно, предсказуемо лёгкие аранжировки с акцентом на баллады в остальных треках альбома Tanglewood Summer Concert, приносят разочарование отсутствием увлекательных сюрпризов и желанной новизны. Правда, при этом нельзя не признать, что отдельные части Tanglewood Summer Concert в исполнении Boston Pops Orchestra всё-таки звучат неплохо. Например, такие пьесы, как "Три баллады для Стэна" Алека Уайлдера и даже быстрая переработка Мэнни Ольбама "Девушки из Ипанемы" с Роем Хейнсом за ударной установкой.
После неожиданной осечки со столь долго готовившимся проектом концерта, нужна была передышка, чтобы прийти в себя. Взятая пауза была недолгой, и уже в сентябре 1966-го Стен Гетц, правда без своих партнёров по квартету, снова вернулся в студию, где в окружении большого оркестра, состав которого затерялся во времени, исполнил серию джазовых стандартов, аранжировки которых ему подготовил руководитель этого оркестра Джон Уильям Пейт, весьма известный и титулованный деятель шоу-бизнеса. Большинство этих записей вошли в альбом «Didn't We» (Разве мы этого не делали), изданный в 1970-ом году. Эти записи по какой-то непонятной причине не удостоились должного внимания со стороны критики, да и слушателей тоже. А зря.
Прослушивая их трек за треком проникаешься уверенностью, что неудача с последним проектом, связанная скорее с творческими проблемами у Эдди Соутера, нежели с профессиональным кризисом Стена Гетца, не заставила Стена Гетца окончательно отказаться от идеи концерта для тенор саксофона и большого оркестра. Ввиду отсутствия сочинения, специально написанного в рамках такой концепции, он всё же осуществил свой замысел, сыграв с превосходным оркестром Джонни Пейта серию стандартов, прекрасно оркестрованных и аранжированных Пейтом для этой цели.
Вот, как оценил эту работу Томас Юрек в рецензии для AllMusic:
«Didn't We» — это беззастенчиво романтичная и даже сентиментальная коллекция американских популярных песен, исполненных в стиле баллад и в среднем темпе великолепным дымчатым тенором Стена Гетца и оркестром, роскошно аранжированным и управляемым Джонни Пейтом. Здесь представлены десять песен в роскошных эмоциональных интерпретациях с неподражаемыми фразами Гетца, который в этом альбоме был на пике своей мелодической импровизации. Будь то ставшая легендарной версия заглавного трека Джимми Уэбба, "Go Away Little Girl" Гоффина / Кинга, "Mandy Is Two" Джонни Мандела, "I Remember Clifford" Бенни Голсона или "Emily" Мерсера / Мандела, глубокий источник лиризма Гетца возвышает эти песни над их прежним контекстом и заменяет их в джазовом пантеоне изяществом, задором и апломбом.
Track listing
- "Try to Understand" (Johnny Pate) - 2:38
То, что не получилось у Эдди Соутера, было великолепно осуществлено Джонни Пейтом и звуками пассажей Стеном Гетца и неизвестного, но такого замечательного оркестра, на фоне которого импровизации Стена Гетца звучат как части единого произведения, хотя по-отдельности это разные пьесы, искусно подобранные и изящно аранжированные в общий романтический контекст. И получилось почти что чудо: из этой дымки трепетных звуков тенор саксофона, мастерски обрамлённых оркестровыми пассажами проступили контуры неповторимого Фокуса! Да и название альбома (Разве мы этого не делали) говорит о том же и выглядит как шутливый упрёк Эдди Соутеру, провалившему такой важный замысел.
Продолжение здесь