Вы наверняка не единожды слышали в адрес какого-либо городского района нелестные эпитеты, вроде «помойка» или «мусорка». Захламленные улицы, переполненные мусорные контейнеры, исписанные и изрисованные стены зданий и заборы – все это, конечно же, не самым лучшим образом влияет на внешний облик районов.
Находится в таких местах откровенно неприятно, однако ни один даже самый захламленный и замусоренный район, который вы только можете себе представить, не идет ни в какое сравнение с целым «Городом мусорщиков»! Да-да, есть и такой…
Настоящее название этого места Маншият Насир, и это не город, а большой округ в городской черте Каира. Он расположен на холме Мокаттам, чуть восточнее древней крепости - Каирской цитадели. По факту, Маншият Насир – это те же трущобы, наподобие фавел в Рио-де-Жанейро или бедных пригородов Кейптауна.
Разница заключается лишь в том, что местные жители Маншият Насир – потомственные мусорщики, которые на протяжении вот уже более нескольких десятков лет свозят в свой район мусор со всего многомиллионного Каира.
Изначально Маншият Насир был местом, где проживали копты-христиане, отличающиеся весьма архаичными взглядами на жизнь. Да и как иначе, ведь они - прямые потомки древних египтян и одна из первых наций, принявших христианство. Так что марку надо было держать!
Однако после того, как Египет был захвачен арабами, копты были вытеснены со своих насиженных мест, и многие из них превратились в настоящие отбросы общества, которые сегодня занимаются самый тяжелой и грязной работой. В Каире этих товарищей называют заббалины, то есть «мусорные люди», и, как вы понимаете, именно они в большинстве своем населяют Маншият Насир.
Вообще «Город мусорщиков» появился в 1969 году, когда администрация Каира в приказном порядке постановила всем сборщикам отходов заниматься их переработкой в одном конкретном месте.
Сказано-сделано, и к 1987 году население «Города мусорщиков» выросло до 15 тысяч человек, в 2000-х эта цифра возросла до 40 тысяч, а сегодня в Маншият Насир проживает 250 тысяч человек. Когда «Город» только-только появился, его обитатели были вынуждены ютится в крошечных жестяных домиках с тростниковой крышей. Однако сегодня Маншият Насир – это вполне себе городской район с кирпичными многоэтажками и мусором, который лежит даже на крышах домов.
Для заббалин мусор – не работа, а смысл жизни. Они вполне осознанно собирают мусор со всего Каира и свозят в свой «Мусорный город» для последующей сортировки и переработки. Мужчины изо дня в день колесят по столице на старых пикапах или повозках, запряженных ослами, в поисках мусора, а затем, доверху груженные, возвращаются домой.
Весь добытый мусор они сваливают на улицах своего района, возле домов и непосредственно в домах, после чего их жены и дети принимаются за сортировку. В первую очередь выбираются те предметы и материалы, которые можно продать: обычно это металл, ткань, пластик, стекло и картон. Остальное, а это, как правило, пищевые отходы скармливаются свиньям.
Кстати, во время сортировки мусора заббалины не надевают никакую специальную одежду и не пользуются перчатками, из-за чего на регулярной основе страдают от разных неприятных на вид и долгоиграющих болячек.
Но их это не смущает, ведь такой «грязный» бизнес зачастую является единственным источником дохода, поэтому в сортировке мусора дети принимают участие наравне со взрослыми.
И если вы думаете, что «Город мусорщиков» и его обитатели являются проблемой для Каира – ну, все-таки, трущобы, грязь, болезни, преступность… то вы глубоко ошибаетесь.
Заббалины настолько хорошо справляются с уборкой города, а за свой труд просят такое мизерное вознаграждение, что власти до последнего противились введению какой-либо государственной системы утилизации мусора. Да и зачем ломать годами отлаженную систему, которая не дает сбоев?! Но, увы, в 2003 году мэрия-таки подписала контракты с частными мусорными компаниями, и те самым наглым образом вытеснили заббалин из некоторых районов Каира.
От появления частных мусорных компаний в итоге пострадали все (кроме этих самых компаний): и городские власти, вынужденные теперь платить гораздо большие суммы за уборку мусора, местные жители, которые привыкли, что мусор у них забирают регулярно, прямо от дверей и совершенно бесплатно, и, конечно же, «мусорные люди», которые лишились огромной части своего дохода.
Более того, иногда мусорные компании не справляются со своими обязанностями, и улицы Каира, на которых больше не промышляют заббалины, бывают завалены мусором.
Удивительным является еще и тот факт, что большинство жителей «Города мусорщиков» не хотят ничего менять в своей жизни, а уж тем более место жительства. И это несмотря на то, что эта самая жизнь в Маншият Насир не просто трудная, она невыносимая.
Заббалины начинают трудится с 7-летнего возраста и работают почти до самой смерти. В «Городе мусорщиков» невероятно высокий уровень детской смертности - из-за ужасной экологической обстановки погибает каждый четвертый новорожденный.
Эпидемии столбняка и тифа являются привычным явлением для района, а к отсутствию элементарных удобств, таких как электричество, водопровод и канализация жители Маншият Насир относятся философски и даже с некоторым позитивом.
Они даже вырубили себе в скальной породе холма Моккатам 7 подземных храмов, в числе которых и самый большой христианский храм на Ближнем Востоке - церковь святого Симона Кожевника, рассчитанный на 20 тысяч прихожан на секундочку. Он, правда, регулярно осыпается, что приводит к человеческим жертвам, но это, как говорится, дело житейское.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!