В условиях дефицита наследников
Павел Петрович Романов (1754-1801) был первым в Российской империи новорожденным наследником престола. Его троюродного брата Ивана Антоновича Брауншвейгского (1740-1764) можно не считать: он практически не успел побыть наследником, став императором двух месяцев отроду. Любимая двоюродная бабушка Павлуши Елизавета Петровна (1709-1761) лишила Ивана 6 всех прав и упрятала в монастырь, устроив в 1741 году дворцовый переворот. Павел Петрович, напротив, в наследниках задержался надолго. Судьбу престола Российской империи в течение 34 лет решала его мать Екатерина 2 (1729-1796), захватив власть в свои руки в результате очередного переворота 1762 года.
Так получилось, что к середине 18 столетия претендентов на российский престол у правящей династии Романовых больше не осталось. Елизавета Петровна, став императрицей, провозгласила наследником последнего представителя семейства, внука Петра 1, сына своей покойной сестры Анны. Юный герцог Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский (1728-1762) по прибытии в Россию в 1742 году был крещён и стал носить имя Пётр Фёдорович, а его тётушка начала готовить план по «производству» будущих наследников. В 1745 году она женила Петра Фёдоровича на его троюродной сестре, немецкой принцессе Ангальт-Цербстской, получившей православное имя Екатерина Алексеевна. Эта немецкая парочка по замыслу 36-летней бездетной императрицы должна была в скором времени начать производить на свет русских царевичей (пусть и с небольшим количеством русской крови, зато королевской) в таком количестве, чтобы проблема с выбором императора была навсегда решена.
Но Елизавета Петровна просчиталась, как минимум, на поколение. Долгое время дети у племянника на свет не появлялись, словно само Провидение отворачивалось от Российской империи. Наконец, в сентябре 1754 года после девяти лет ожидания в императорской семье на свет появился мальчик – первый великий князь, рождённый в Российской империи. Он и должен был упрочить положение на престоле российских монархов из династии Романовых.
Забегая вперёд, следует отметить, что своё предназначение Павел выполнил, произведя на свет четырёх сыновей. Их потомки обеспечили престол наследниками. Хватило на весь 19 век!
Семейные дворцы
К моменту рождения Павла в распоряжении императорской семьи уже было достаточное количество дворцов: Зимний дворец Анны Иоанновны на берегу Невы, захваченный Елизаветой Петровной, её собственный Летний дворец на пересечении рек Мойки и Фонтанки, унаследованная от матери усадьба Екатерины 1 в Царском Селе, парадная резиденция в Петергофе на побережье Финского залива и достроенный дворец в усадьбе Стрельна, заложенный ещё Петром 1. Кроме того, родители Павла имели собственную летнюю усадьбу Ораниенбаум.
На свет Павел появился в Летнем дворце бабушки-императрицы. Глядя в будущее, Елизавета задумала перестройку своего старого Зимнего дворца, доставшегося ей от предшественницы. Ведь теперь, когда у племянника начнут появляться дети, в нём скоро станет тесно. Но Елизавета опять просчиталась. Павел Петрович так и остался единственным ребёнком своих родителей. Можно, конечно, сколько угодно сомневаться в том, что он вообще был их сыном и поверить в одну из блуждающих с тех пор легенд, но официальным наследником престола он был признан по соглашению трёх сторон. И, когда Павел вырос, похоже, он в этом тоже не сомневался.
Самые ранние годы своей жизни Павел провёл рядом с бабушкой. Получив долгожданного наследника, продолжателя рода, бездетная 45-летняя императрица сразу забрала у родителей внука (внучатого племянника) в свои надёжные руки. Не имея детей, Елизавета Петровна понятия не имела, что делать с новорожденным, а потому действовала не в соответствии с инстинктами молодой матери, а по собственным представлениям и убеждениям. Возрастная императрица оберегала ребёнка от влияния внешнего мира. Никого постороннего не должно быть рядом, даже родной матери было отказано в общении с младенцем! Елизавета следила, чтобы малыш не мёрз, и оберегала его от сквозняков и других инфекций, а потому долго держала в колыбели. А как только Павел её покинул, сразу занялась его воспитанием и образованием, пригласив лучшие умы отечества во дворец и доверив им драгоценное дитя.
На время постройки нового Зимнего дворца на Неве императорский двор перебрался во временный дворец, возведённый на Невском проспекте буквально за несколько месяцев. Летом, когда родители отправлялись в семейную усадьбу в Ораниенбаум, Павлик переезжал с бабушкой Елизаветой в Царское Село.
Нового Зимнего дворца Елизавета Петровна не дождалась. Она скончалась в декабре 1761 года. Павлуше едва исполнилось 7 лет. В апреле 1762 его семья переехала в новый Зимний дворец, где ещё пахло краской, было пусто, уныло и одиноко без бабушки. Павлу были отведены комнаты на втором этаже южного фасада, протянувшегося вдоль нынешней Дворцовой площади. Они располагались между покоями отца, расположенными в восточном корпусе (от него начинается Миллионная улица), и покоями матери в западном корпусе (напротив Адмиралтейства).
Парадные залы нового дворца тянулись вдоль набережной Невы. В них Пётр 3 успел отметить окончание Семилетней войны (1756-1763), которую решил неожиданно завершить подписанием мира с Пруссией, прежним врагом России. Екатерина на своей половине (так официально, независимо от размеров, называли часть дворца, занятую членом императорской семьи) решала свои проблемы. Она готовилась к рождению ребёнка от своего любовника и пыталась скрыть беременность от мужа.
До Павлика никому не было дела. А он был в том возрасте, когда мир в его голове только-только начинал складываться из кусочков прежнего довольно скудного опыта.
Дворцовый переворот 1762 года в жизни наследника
Вскоре все вместе переехали в Ораниенбаум. Там хоть можно было вольготно поиграть на природе! Но Павел не успел ещё привыкнуть к родительской летней усадьбе, как случился дворцовый переворот. 28 июня 1762 года его мать свергла с престола своего мужа, императора Петра 3, и провозгласила себя самодержицей, императрицей Екатериной 2. Вскоре, томившийся в ожидании своей судьбы Пётр Фёдорович, при неизвестных обстоятельствах скончался. Как всё происходящее объяснили маленькому Павлу? Понимал ли он тогда, почему отец больше не император, что он был наследником отца, а мать захватила власть незаконно?
Жизнь вокруг кипела страстями, и маленький мальчик оказался вовлечён в её стремительный водоворот. Не имея рядом близких людей, он наблюдал за происходящим вокруг и сам вынужден был находить всему объяснение. Павел всю жизнь был уверен, что мать отдала приказ убить его отца, чтобы стать императрицей. Трудно представить, как он рос со своими мыслями рядом с матерью «убийцей»! И, трудно ожидать, что после этого у них могли сложиться тёплые отношения и появиться родственные чувства. Лишь после смерти Екатерины 2 среди её бумаг Павел отыскал и прочитал письмо Алексея Орлова, охранявшего Петра 3 после переворота в Ропшинском дворце. В нём Орлов сообщал, что Пётр пал жертвой пьяной драки, возникшей стихийно между ним и охранниками. Значит, никакого указа об убийстве отца мать не отдавала?
Так или иначе, после переворота 1762 года, в жизни Павла не было уже ни бабушки, ни отца. Он остался один на один с матушкой, провозгласившей себя императрицей. Она о нём заботилась, как могла. Он подчинялся на правах сына и подданного. Чтобы не говорили сегодня о сложных взаимоотношениях Екатерины 2 и Павла, её трудно упрекнуть в том, что она не исполняла родительских обязанностей по отношению к сыну с того момента, как взошла на престол. Теперь в её власти и на её попечении находились и страна, и несовершеннолетний Павел. И она принялась осваивать свои новые роли – императрицы и матери. В первой роли она состоялась. Хорошей матерью, похоже, стать так и не получилось. Между ней и сыном всю жизнь стояла тень Петра 3 и пресловутый престол, захваченный незаконно.
Покои для Павла в императорских дворцах
Обустраиваться в унаследованных императорских дворцах Екатерина начала в соответствии со своими вкусами и предпочтениями. Заняв в Зимнем дворце покои своего бывшего мужа в восточном корпусе, протянувшемся между Дворцовой площадью и Дворцовой набережной, Екатерина поначалу оставила сына рядом в предназначенных для него комнатах, обращённых на Дворцовую площадь. Там и прошло детство Павла.
На лето Павел вместе с матерью переезжал в Царское Село, которое Екатерина выбрала в качестве своей летней резиденции. Там он прежде жил с бабушкой Елизаветой и, скорее всего, именно там чувствовал себя комфортно. Однако наши современники с уверенностью утверждают, что Павел ненавидел Царское Село. Найти сведения о его детских годах, а тем более, о переживаниях маленького наследника практически невозможно. В отличие от матери, он не вёл дневников и не писал мемуаров, а Екатерина в своих воспоминаниях практически не упоминает сына и не рассказывает о своих с ним отношениях. А поскольку жизнь Павла до его совершеннолетия протекала не на виду, то и современники оставили мало воспоминаний о детстве и юношестве наследника. Поэтому сегодня можно лишь делать догадки по поводу жизни маленького Павла в огромных императорских резиденциях.
Сразу после переворота 1762 года в Ораниенбауме для Екатерины 2 по проекту архитектора Антонио Ринальди началось строительство нового летнего дворца, будущего знаменитого Китайского. Под покои сына было отведено восточное крыло, в котором располагались четыре роскошных интерьера: Розовая гостиная, Штофная опочивальня, Дубовый будуар и маленький Кабинетик. К тому времени, когда строительство этого чудесного дворца завершилось (1768), Павел уже был подростком и вряд ли оценил утончённую изысканность своих новых покоев. К тому же, Ораниенбаум навсегда остался для него местом, с которым связана трагическая история гибели его отца, императора Петра 3. Да и Екатерина не сильно жаловала старую семейную усадьбу, вероятно, по той же причине. Она бывала здесь лишь наездом. Как часто сын приезжал сюда с ней, доподлинно неизвестно. Так что Ораниенбаум с именем Павла Петровича никак не ассоциируется. Но наличие во дворце предназначенных для него покоев, свидетельствует о том, что о сыне Екатерина проявляла заботу с первых дней своего царствования.
Каменный остров «по случаю»
Павлу едва исполнилось 10 лет, а Екатерина уже задумывается о будущем сына. Неплохо было бы, чтобы у взрослого наследника был собственный дом в виде зимнего дворца в Петербурге и собственная дача в виде загородной резиденции. И в 1765 году Павел в подарок от матери получает целый остров, доставшийся императрице по случаю.
Каменный остров принадлежал канцлеру эпохи Елизаветы Петровны Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину (1693-1766). Успешный и умный политик и дипломат к концу правления Елизаветы попал в опалу за свои придворные интриги. В частности, он симпатизировал великой княгине Екатерине Алексеевне, и его обвиняли в том, что он настраивает Малый двор против Елизаветы Петровны. В 1759 году императрица отправила Бестужева в ссылку, конфисковав в казну его имущество, включая Каменный остров.
Став императрицей, Екатерина 2, помня расположение к себе старого канцлера, вернула его в Петербург, а в 1765 году в качестве помощи семье Бестужева она «щедрой рукой» расплатилась с ним за Каменный остров. Эта покупка пришлась кстати и стала подарком взрослеющему Павлу. Однако полноправным хозяином острова ему стать так и не пришлось. С началом строительства нового Каменноостровского дворца Екатерина не спешила. Прежде, чем отселять наследника, его надо было, женить.
Когда пришло время
В сентябре 1773 года, как только Павлу исполнилось 19 лет, состоялась его свадьба с принцессой Вильгельминой Гессен-Дармштадтской (1755-1776). В православии она получила имя Наталья Алексеевна. Венчание проходило в Церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Невском проспекте, которая стояла на месте нынешнего Казанского собора, а основные торжества развернулись в парадных залах Зимнего дворца. В Тронном зале был накрыт стол для гостей. Праздничный обед завершился балом.
Наталья Алексеевна вместе с мужем поселилась в западной половине Зимнего дворца, напротив Адмиралтейства. В Царском селе для размещения молодых в летнее время была отдана северная часть Екатерининского дворца. Её перестройкой с 1773 года занялся архитектор Василий Неёлов (1722-1782). На месте «висячих садов», созданных Растрелли, примыкающих к дворцовой церкви, были устроены несколько залов для проживания молодой великокняжеской четы.
Но брак оказался недолгим. В апреле 1776 года Наталья скончалась в родах, так и не родив ребёнка, который умер в утробе матери. Для Павла, обожавшего свою супругу, это стало трагедией. А после того, как он узнал от матери о её измене со своим лучшим другом Андреем Кирилловичем Разумовским (1752-1836), он вообще чуть не лишился рассудка.
Екатерина 2 позаботилась о том, чтобы ничто больше не напоминало Павлу о его несчастливом браке. Комнаты в Зимнем дворце, которые занимала Наталья Алексеевна, разобрали, мебель вынесли. И Екатерина сразу начала заниматься поисками новой супруги. На удивление, Павел быстро оправился после трагедии первого брака, и принял новое матушкино предложение жениться. Ещё более удивительно, что Павел снова влюбился. Его новой женой стала принцесса София Доротея Вюртенбергская (1759-1828), в православии Мария Фёдоровна. Свадьба состоялась спустя ровно 3 года после первой женитьбы наследника Российского престола и спустя всего 5 месяцев после кончины его первой супруги. На сей раз венчание состоялось в церкви Зимнего дворца.
Этот брак оказался довольно счастливым, а главное – многодетным. Один за другим на свет появлялись маленькие Романовы.
Пришло время потесниться в императорских дворцах
После второй женитьбы Павла Екатерина активно начинает решать жилищный вопрос молодой семьи. В первую очередь, начинается строительство Каменноостровского дворца (1776-1782). Одновременно ведутся работы по обустройству покоев для молодой семьи в Зимнем дворце. Но уже в 1777 году после рождение первенца, будущего императора Александра 1, начинается глобальная перестройка покоев, отведённых для семьи Павла Петровича. А поскольку дети в семье появлялись чуть ли не ежегодно, то перестройка западной части Зимнего дворца продолжалась в течение нескольких лет. Залы с высокими потолками перегораживались, в результате чего образовывались антресоли. Их необходимо было связывать лестницами. В итоге вскоре эта часть дворца превратилась в настоящий лабиринт.
С новой женитьбой Павла с 1776 года возобновились работы и в Царском Селе. В Екатерининском дворце Чарлз Камерон по поручению императрицы работает над архитектурно-художественным оформлением прежних покоев, отведённых для проживания Павла Петровича с Натальей Алексеевной. Но уже в 1777 году в связи с рождением первого внука, будущего Александра 1, Павел получил от матери в подарок земли под строительство своей семейной летней загородной резиденции Павловск. А на следующий год по окончании строительства Каменноостровского дворца Павел становится владельцем Гатчины (с 1783) и теряет интерес ко всем остальным дворцам.
Гатчина стала центром маленькой вселенной, которую Павел создавал в своём воображении и воплощал в жизнь в ожидании престола. В Павловске хозяйничала его супруга. Дворцы в этих усадьбах со временем пополнили коллекцию дворцов дома Романовых. В них продолжится «Дворцовая история» Павла, они сыграют свою роль в жизни потомков этого императора.
Но в Зимний дворец Павел вернётся снова. Он примчится сюда в день кончины матери, получив известие о постигшем её апоплексическом ударе, чтобы остаться во дворце императором.
Очередная перестройка Зимнего под нового хозяина
Как только Павел стал императором и полноправным хозяином Зимнего дворца, он, как и все его предшественницы, начинает приспосабливать его под себя, в соответствии со своими вкусами и предпочтениями.
К моменту смерти Екатерины 2 в западном корпусе Зимнего дворца, где когда-то размещалась вся семья Павла, проживал подросший цесаревич Александр со своей супругой и находились комнаты младших детей Павла. Поэтому новый император занял покои матери в восточном корпусе, окна которых были обращены к Малому Эрмитажу. Комнаты Марии Фёдоровны находились рядом. Их анфилада тянулась вдоль южного фасада, со стороны Дворцовой площади. Перестройкой интерьеров в Зимнем дворце занимался придворный архитектор Павла Петровича Винченцо Бренна (1747-1820), работавший прежде в Павловске и Гатчине.
Наряду с личными покоями Павла Бренна перестраивает парадную анфиладу главного корпуса Зимнего дворца. Со стороны Невы появляются новые парадные залы – Овальный зал и Аванзал, а со стороны внутреннего двора – Кавалергардский (на месте нынешнего Александровского), два Тронных императорских зала – для Павла и его супруги. Когда Павел стал Великим магистром Мальтийского ордена, на своей половине в юго-восточной части дворца он переоборудует два зала для исполнения своих новых обязанностей. Там появляется Кавалерский зал для приёма рыцарей Мальтийского ордена и Тронный Мальтийский зал для проведения официальных мероприятий.
Однако все эти перестройки мало занимали нового хозяина Зимнего дворца и были временными. Царствовать он намеревался в своей новой официальной резиденции, на строительство которой были кинуты все средства. С первых дней своего правления Павел начнёт строительство собственного императорского дворца, знаменитого своей печальной судьбой Михайловского замка. И этот дворец, в котором завершилась эпоха Павла, не ставший семейным дворцом Романовых, заслуживает отдельной истории.
А в продолжение «Дворцовой истории» этого императора стоит отправиться в загородные резиденции – сначала в Павловск, затем Гатчину.
Продолжение читайте по ссылке:
История Михайловского замка из 5 частей уже была опубликована на канале. Прочитать её можно, начав с первой части и далее, переходя по ссылкам. Её начало здесь:
История семейной усадьбы Ораниенбаум представлена в опубликованной на канале книге "Ораниенбаум. Что в пригороде том?" Начало её здесь:
Дворцовые истории других императоров ищите в подборке:
От автора.
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!